Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К этому типу философии относятся: Иммануил Кант (1724-1804), Гердер (1744-1803), И. Г. Фихте (1762-1814), Шеллинг (1775-1854), Гегель (1770-1831). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой попытался дать ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: " Что я могу знать? ", " Что я должен делать? ", " На что я могу надеяться? ". По его мнению, всякое знание начинается с опыта, но им не ограничивается. Некоторые же знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Такое понимание философии И. Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью теоретического познания. Эта ограниченность есть следствие того, что мир поделен на доступные знанию " явления" (феномены) и непознаваемые " вещи в себе" (ноумены). Противоречивость познания в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание. Тем не менее, наличие трудностей не есть свидетельство невозможности познания в философии вообще – оно возможно, но с точки зрения И. Канта, как критика достоверности познания, установления его границ. При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического (" чистого" ) разума. Не менее важной задачей для неё должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения). Для И. Канта поведение человека должно основываться на трех житейских правилах:
Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее изначально первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект, Я, чистая деятельность. А высшим принципом деятельности являются нравственный закон. В своем учении о познании, Фихте один из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимает проблема свободы и философия искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом и источником зла. Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве. Для Г. Гегеля (философа всех времен и народов) духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил " мирового разума". Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания " мирового духа", начиная с момента наименования чувственно-данных " вещей" и заканчивая " абсолютным знанием" – знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает свое собственное содержание. Именно поэтому развитие действительности у него предстает как диалектически-противоречивый процесс, в котором диалектика понятий определяет диалектику вещей. Величайшей заслугой Гегеля является новое понимание логики, теории познания учение о мире, о категориях философии, которые сконцентрированы в трех книгах Гегеля под общим названием " Наука логики". Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804-1872), который стремился к обновлению философии, Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа – источник всего сущего, в том числе, и знания. Человек – часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет такого уж большого значения. В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов. Однако, критикуя своего бывшего учителя Гегеля за его объективный идеализм, хотя и это сомнительно, Фейербах выбросил и то ценное, что было у Гегеля – его диалектику. Свою религию он назвал " философией любви", которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку. Другой вариант ответа на 10 билет: Немецкая классическая философия · Теория познания Канта · Философия гегеля · Философия Фейербаха Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.) Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов: 1.Влиянием французской буржуазной революции. 2.Влиянием промышленной революции в Англии. 3.Достижение естественных наук. Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер. Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах. И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума». 1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения. С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом. 2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе». С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно. Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют. Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта).Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания. Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере». ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания. Теория познания: чувства – наши ощущения рассудок – возникают понятия разум – высшая ступень познания. ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие. Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева (у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист. ГЕГЕЛЬ (1770-1831), главным произведением «Наукология». ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир. ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля: 1.мимр познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру. 2.Гегель выступил против априори Канта Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания: 1.Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики. 2.с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики. 3.Гегель разработал 3 диалектических принципа: А) принцип отрицания – отрицания; Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития; В) принцип перехода количества в качество. В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики: закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество. 4.Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др. Вывод: 1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания; 2.Гегель отрицатель объективного идеализма. ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства». ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля. ГНОСЕОЛОГИЯ. 1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире. 2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной. МЕТОД ПОЗНАНИЯ: 1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею. 2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм. Вывод: 1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни. 2.немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы