Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пятница, 23 апреля 1976 года
Ранним утром в храме должна была состояться торжественная церемония. С десяток молодых преданных обоего пола должны были получить посвящение в повторение харе-кришна-маха-мантры. Еще нескольким человекам предстояло принять Гаятри-мантру и стать брахманами, имеющими право поклоняться храмовым божествам. Перед церемонией Прабхупада говорил о значении посвящения. — В Чайтанья-чаритамрите Шри Чайтанья Махапрабху, наставляя Рупу Госвами, говорит: эй рупе брахманда брахмите кона бхагьяван джива, гуру Кришна крипайя пайя бхакти лата биджа. Живые существа переселяются из одного тела в другое, с одной планеты на другую, иногда в высшие формы, иногда — в низшие, раз за разом. Это называется «самсара чакра вартмани». Прабхупада подчеркивал, что посвящение нельзя принимать снисходительно, с ленцой. — Отнеситесь к нему очень серьезно. Это великая возможность. То, что вы обещали перед Господом, перед вашим духовным учителем, перед огнем, перед вайшнавами, исполняйте тщательно, без отклонений. Тогда вы будете тверды в своей духовной жизни, и ни незаконный секс, ни мясоедение, ни игра, ни дурман не омрачат ее. Таковы наши четыре «нет». И есть еще одно «да» — повторение «Харе-Кришна». Четыре «нет» и одно «да». Они сделают вашу жизнь совершенной. Слово «биджа», объяснял Прабхупада, означает «семя». Семя преданности, бхакти-лата-биджа, посеяно милостью гуру и Кришны. — Если вам досталось семя какой-то хорошей культуры, вы сажаете его в землю. Например, к вам попали семена прекрасных роз. Вы сажаете семя в землю и поливаете его водой. Оно прорастает. Что нужно для его прорастания? Вода. И что это за вода? Шравана киртана джале карайе секана. То есть, наше семя, нашу бхакти-лату мы поливаем шравана-киртаной — слушанием и повторением. Метод очень прост, подчеркнул Прабхупада. — Это не трудно. Но майя сильна и иногда сбивает нас с пути. И когда она пытается это сделать, просто молитесь Кришне: «Я предан Тебе, предан без остатка. Пожалуйста, защити меня». И Кришна защитит вас. Но не упускайте этой возможности. Прошу вас. Я призываю на вас благословения. Давайте же воспользуемся возможностями бхакти, бхакти-лата-биджи. * * * Позже Прабхупада продиктовал письмо своим австралийским ученикам, в котором выражал им свою благодарность и вдохновлял их. Мельбурн, 2 апреля 1976 Преданным Австралийской ятры. Дорогие мои Сыновья и Дочери, примите, пожалуйста, мои благословения. Я очень благодарен вам за всю дакшину, которую вы поднесли своему духовному учителю. Такова традиция. Теперь все вы должны очень искренне исполнять все заповеди. Четыре «нет» и одно «да»: нет незаконной половой жизни, нет дурману, нет игре, нет мясу. … И всегда повторяйте «харе-кришна», минимум 16 кругов в день. Если Вы примет эти принципы со всей серьезностью, Кришна несомненно благословит вас. Надеюсь, это письмо застанет вас всех в добром здравии. Всегда желающий вам добра, А.Ч. Бхактиведанта Свами * * * Преданные с удивлением узнали, что на встречу со Шрилой Прабхупадой приглашен Брайан Диксон, министр спорта и отдыха штата. Многие преданные помнили его в прежнем качестве — он прославился в конце шестидесятых как футболист. Сабхапати, который продолжал с успехом устраивать все встречи Прабхупады, представил ему этого крепкого нестарого человека, который приехал в сопровождении молоденькой красивой секретарши. Лучи утреннего солнца, льющиеся сквозь мозаичные окна, ярко освещали гостеприимнейшего из хозяев — Шрилу Прабхупаду — сидевшего на своей асане. М-р Диксон начал разговор с того, что в его многочисленные обязанности входит забота о воспитании и развитии молодого поколения. Зная, что ученики Шрилы Прабхупады не употребляют ни наркотиков, ни алкоголя, он поинтересовался, как Прабхупада решает эту проблему. Прабхупада объяснил, что основной принцип сознания Кришны состоит в очищении сердца. — Не далее как сегодня утром несколько юношей и девушек приняли посвящение. Они обещали с этого дня не заниматься больше незаконным сексом, не одурманивать себя, не есть мяса и не играть в азартные игры. Однако Прабхупада подчеркнул, что жить такой жизнью, не общаясь с преданными — невозможно. — В одиночку это никто не сможет сделать. Но здесь, в обществе, у них получается. Вы можете собрать несколько молодых людей вместе, и мы с радостью избавим их от вредных привычек. Добро пожаловать. Если вам нравится мое предложение, вы можете извлечь из него всю возможную выгоду. М-р Диксон сказал, что он больше думает о линии образования. Прабхупада между прочим привел определение образованности: — Образованность начинается тогда, когда мы начинаем смотреть на каждую женщину как на мать. С этого начинается образование в Индии: матриват пара дарешу. Затем пара-дравьешу лоштрават: смотреть на чужие деньги как на мусор на улице. И атмават сарва-бхутешу — считать все живые существа равными себе. Если человек научился этим трем вещам, он пандит, ученый. Прабхупада сказал, что есть еще три вещи, понимание которых обеспечивает спокойствие общества: что Бог является обладателем всего, другом всех живых существ и верховным наслаждающимся. Такое понимание способно разрешить все мировые проблемы, особенно проблемы войны и голода. Прабхупада указал, что Бог дал людям много земли, на которой они могут без всяких дополнительных затрат выращивать зерно и пасти коров, дающих молоко. — Но мы вместо этого производим табак для сигарет. Мы выращиваем кофе, чтобы побыстрее прийти в ад. На какие же перемены в обществе вы надеетесь. Я видел в Африке: вместо того, чтобы выращивать хлеб, они выращивают чай и кофе. Держат коров и убивают их, чтобы продать мясо за границу. М-ра Диксона интересовал строгий запрет на мясо, он спрашивал, связано ли это с тем, что животные имеют большее право на жизнь, чем растения. — Причем здесь право? Наша философия состоит в том, что мы служим Богу. Бог ест, а мы доедаем остатки Его трапезы. Прабхупада привел практический пример. — Вот, вы пришли сюда. Если я захочу угостить вас чем-нибудь, я должен буду спросить вас: «М-р Диксон, что вы хотели бы съесть? » И вы выражаете свое желание: «Такое-то блюдо нравится мне больше всех». Тогда, если я предложу вам это блюдо, вы будете очень довольны. Мы призвали Кришну в этот храм. Мы служим Ему и спрашиваем какое блюдо Он хотел бы поесть, а Он говорит… Прабхупада бросил взгляд на Гуру-крипу, который без запинки процитировал: — «Предложи Мне с любовью и преданностью лист, цветок, плод или немного воды, и Я приму это». — Да. Патрам пушпам пхалам. Он просит очень простые вещи, такие, которые любой человек может найти — листок, патрам, цветок, пушпам, маленький плод и какой-нибудь напиток: воду или молоко. И мы предлагаем ему это. Из этих ингредиентов мы можем приготовить большое разнообразие блюд, а после того, как Кришна поест, мы принимаем остатки Его трапезы, ведь мы же слуги. Не то что бы мы были вегетарианцами или невегетарианцами… Мы — «прасадианцы». Что ест Кришна, то едим и мы. Если Кришна скажет: «Дайте мне мяса и яиц», — мы предложим Кришне мясо и яйца и тоже будем есть их. М-р Диксон спросил, как Прабхупада проводит свой день. — Утром я хожу на прогулку. Это необходимо телу, поскольку я весь день сижу, и оно застаивается. Поэтому, чтобы поддержать тело, я хожу на прогулку. А потом весь день и весь вечер я сижу здесь, повторяю мантру, или пишу книги, или беседую с вами, даю наставления. Вот и все. У нас нет иных дел кроме дел Кришны. Это, пояснил Прабхупада, является отличительной особенностью движения сознания Кришны. Христиане, сказал он, ходят в церковь раз в неделю на час, да к тому же не регулярно, а преданные Кришны заняты своим служением круглые сутки. Прабхупада улыбнулся и добавил: — Этой ночью я проснулся в половине первого. Так что я проспал в общей сложности не больше четырех часов: два часа ночью и два часа днем. М-р Диксону пора было уходить. Он отведал прасада, поблагодарил Шрилу Прабхупаду за гостеприимство и отбыл. Прабхупада же продолжил беседовать с преданными о состоянии современного общества. Тот факт, что м-р Диксон привел с собой красивую секретаршу — Прабхупада прямо высказал свое подозрение — указывает на то, что современные политики обладают очень низменным характером. Да и не только политики, но и так называемые санньяси и йоги. Единственной их целью, откровенно сказал Прабхупада, является секс. Тушта-Кришна привел современный пример того как люди не могут избавится от своих дурных привычек. — У нас есть один преданный в Новой Зеландии… Его отец умирал от лейкемии. И этот преданный сказал ему, что если он прекратит есть мясо и курить, его здоровье поправится. Отец ответил: «Если мне нельзя будет этого делать, то зачем тогда жить? » Хари-шаури сообщил еще одну пикантную подробность. Эрнест Хемингуэй покончил с собой после того, как врач сказал ему, что он больше никогда не сможет заниматься сексом. Прабхупада привел еще один пример. Он знал одного марварца, который, будучи восьмидесятилетним стариком, отправился в Германию на операцию, чтобы ему пересадили половые железы обезьяны. — Поэтому я и говорю, что эти так называемые лидеры — мошенники и слепцы, и они пытаются вести других слепцов. Но и те и другие упадут в канаву. * * * После обеда Шрила Прабхупада встретился с двумя молодыми мормонами. Юноши вели себя очень почтительно и, казалось, высоко оценили упорядоченную жизнь в сознании Кришны. — Какую заповедь Бога вы считаете величайшей, — спросил один. — Предаться Ему, — ответил Шрила Прабхупада. Беседа была долгой и дружественной, хотя Прабхупада ни на йоту не отступил от своих утверждений, особенно в том, что касалось мяса. — Христос говорит: «Не убий». А Его последователи содержат тысячи боен, но считают себя христианами. Гость: Ну, это не правильно. Прабхупада: В том то и дело. Гость: Я согласен с вами. Прабхупада: Тогда скажите им об этом. Гость: Мы так и делаем. Этим мы и заняты. — Да, — продолжал Прабхупада, — скажите им: «Вы не христиане. Не называйте себя христианами. Вы систематически не подчиняетесь Богу». Христос сказал: «Не убий», — а они начали с того, что убили Христа, распяли Христа. И продолжают это делать, в широком масштабе, и при этом считают себя христианами. Папа ест мясо и … Даже говорить неохота. И при всем том они называют себя христианами. Ну что тут скажешь? Один из старших спросил Шрилу Прабхупаду. — А срезание растения равно убийству животного? Прабхупада объяснил: — Наша философия состоит в том, что хотя мы не можем остановить убийство, но избегаем убийства ненужного. Тушта-Кришна Свами добавил, что он читал где то в мормонских писаниях, что Бог просил своих последователей не есть мяса, кроме как во времена голода. Мормоны согласились с этим, но Тушта-Кришна довел свою мысль до конца. — Но бойни существуют не потому, что всегда голод. Они (мормоны) все равно едят мясо. — Каждое живое существо, — начал объяснять Прабхупада, — вынуждено есть другие живые существа. Дживо дживасья дживанам. С этим мы согласны, но «рассуждение есть лучшая часть добродетели». Вам так или иначе приходится что-то есть, но если у вас есть зерно, овощи, молоко — прекрасные блюда можно приготовить из них — зачем убивать коров? — Ну, — сказал один из мормонов, — мы верим, что Бог предназначил человеку такую пищу, и Он даже сказал в Писании пророку… Прабхупада: Так что же Он сказал? Он предназначил коров в пищу? Мормон: Он предназначил мясо. Да. Тушта-Кришна: Но ведь только во времена голода. Так говорит мудрость мормонских Писаний. Мормон: Я не хочу спорить с вами, но Писания также говорят: «кто воздерживается от мяса, тот не предан Богу». Можете думать по этому поводу что хотите. Прабхупада возвратился к своему первоначальному утверждению. — Но что все-таки сказано в заповеди? «Не убий». Что это означает? Что кроме как в случаях исключительной нужды, убивать нельзя. Мормон изо всех сил старался поддержать доверительный тон беседы. — Думаю, что это правильно. Я и сам так думаю. Прабхупада стал объяснять некоторые практические блага от защиты коров. — В каждой цивилизованной стране есть широчайший выбор разнообразной еды для людей, так зачем же убивать? Вы можете использовать коров совсем в другом направлении. Например, у нас есть фермы — не одна, а много. Мы содержим там коров, и они дают нам много молока. А из молока мы можем готовить разнообразнейшую, питательную и вкусную пищу. И это очень и очень приятно. Так дайте же коровам жить и давать вам молоко. Ни один из нас не ест мяса, но мы не умираем. Мы готовим великое множество прекрасных блюд из молока, овощей и зерна. Прабхупада объяснил высший принцип духовного вегетарианства. — Кроме того, наш принцип — предлагать все Богу. Бог говорит: «Дайте мне овощи, молоко». Патрам пушпам пхалам тойям йо ме бхактья праяччхати. Мы предлагаем Ему эти вещи и получаем остатки. Таков наш принцип. Дело не в убийстве. Мы просто подчиняемся приказам Кришны. Кришна говорит: «Дайте Мне овощную пищу». И мы предлагаем, а потом сами едим вкусные блюда. Это наш принцип. И даже когда мы едим, мы помним Бога: «Кришна хорошо поел сегодня. Я принимаю остатки Его трапезы». И так, коль скоро Бог говорит: «Всегда помни обо Мне», мы можем это делать. Помнить о Кришне, подробно объяснял Прабхупада, и практично, и легко: — Он Сам объясняет как помнить о Нем. Он говоит: расо ’хам апсу каунтея — «Я — вкус воды». Кто не пьет воды? По крайней мере, три-четрые раза в день каждый из нас пьет воду. И вот. Когда вы пьете, и вода утоляет вашу жажду, и вы чувствуете приятный вкус, Кришна говорит, Бог говорит: «Я — этот вкус».Что же трудного в том, чтобы помнить Бога? Если вы просто вспомните эту простую формулу: «Вкус воды – это Кришна», вы сразу вспомните Кришну. Прабхасми шаши-сурьяйох — «Я — сияние солнца и свет луны». Кто же не видит солнце и луну. Ночью вы можете видеть свет луны, а днем — сияние солнца. Как же можно забыть о Боге? Вообще невозможно. Только вы увидите солнце: «О, это Кришна! » Только вы увидите луну: «Это Кришна! » И так целый список вещей, благодаря которым вы просто не сможете не вспомнить Кришну. Каждое мгновение, каждую минуту вы можете помнить Его. Кришна говорит: «Всегда думай обо Мне». Что же трудного в том, чтобы думать о Нем? Разве что я специально буду стараться не думать… Не так, что я помню о Нем только когда иду в храм или в церковь. Я могу думать о Нем круглые сутки. Вот что такое сознание Кришны. Мормон согласился. — Думаю, что вы правы. И мне кажется, я знаю много людей, которые, выражаясь вашими словами, сознают Кришну. Они тоже круглые сутки думают о Боге и о Христе. — Да, — сказал Прабхупада, — это то, что нужно. Мы подчиняемся приказу Христа — мы думаем о Боге постоянно — тогда мы совершенны. Будь то Христос, Сын Божий, или Бог, Кришна — это одно и то же. Бог и Сын Божий не отличаются друг от друга. Дискуссия продолжалась, и вся атмосфера оставалась весьма приятной. В завершение ее юноши подарили Шриле Прабхупаде «Книгу Мормона», а он вручил каждому из них подписанный экземпляр «Шри Ишопанишад». * * * Шрила Прабхупада присутствовал на киртане на вечерней арати. Он сидел на своей большой коричнево-желтой вьясасане и широко улыбался, наслаждаясь энтузиазмом преданных. Некоторые преданные бегали по залу из конца в конец. Они высоко подпрыгивали у ног Прабхупады, а потом разворачивались и, добежав до Божеств, снова взлетали в воздух. Прабхупада читал и комментировал текст 4 главы 9 Бхагавадгиты: «Мною, в Моей непроявленной форме пронизана вся эта вселенная. Все живые существа во Мне, но я не в Них». Тема лекции: Как Бог находится внутри всего и вне всего. — Иногда кто-нибудь задает глупый вопрос: «Можете ли вы показать мне Бога? » Кришна дает ответ на этот вопрос в данном стихе: майя татам идам сарвам, то есть «Я повсюду. Если у тебя есть глаза, чтобы увидеть Меня, ты увидишь». Бог, объяснял Прабхупада, присутствует повсюду одновременно. Он привел практический пример. — Вот, я сижу здесь, и вы сидите здесь, а в вашей квартире вас нет. А Бог находится в Своей обители и одновременно повсюду — таков Бог. Изначально Бог есть Кришна, но Он распространяет Себя на все творение. Бог распространяет Себя во множестве форм, но в материальный мир Он является в виде пуруша-аватар: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну. Если какой-то мошенник говорит: «Я — Бог», — мы должны спросить его: «Какой вы Бог? Вы распространены повсюду? » Чтобы слушатели смогли вообразить себе эту повергающую в священный трепет картину: Бог, пронизывающий Собой все творение — Прабхупада привел пример из жизни. — Во время перелета в Мельбурн мы видели, как за несколько секунд солнце встало из волн морских — на самом деле не из самого моря, конечно — это только казалось так. И тут же, в течение нескольких секунд все озарилось светом. По аналогии с этим можно представить себе, как Бог пронизывает Собой все. Солнце находится далеко от нас, согласно научным вычислениям, на расстоянии примерно в 150 миллионов километров. Но его свет мгновенно, в одну секунду распространяется по всей вселенной. Если такое может делать простой материальный предмет, солнце, говорил Прабхупада, насколько же могущественнее Кришна, Который совершенно духовен. — Он способен распространить Себя на всю вселенную. Поэтому когда Кришна говорит: майа татам идам сарвам, «Я распространяю себя повсюду», — неужели это трудно понять? Ничего трудного, если вы нормальный человек. Шрила Прабхупада продолжал развивать свою аналогию. Солнце настолько могущественно, говорил он, что несмотря на то, что миллионы лет оно растрачивает свою энергию, жар и свет, оно все же остается могучим и сияющим, остается горячим. Солнечный свет в этой вселенной является причиной роста овощей, цветов и плодов — фактически причиной всего. Размышляя о могуществе солнца, говорил Прабхупада, человек может представить себе, сколь могущественен Кришна. Однако Прабхупада предостерегал от ложного заключения что «поскольку Бог пребывает во всем, то чему бы я не поклонялся, это и будет Бог». Это, говорил он, философия пантеизма. Он продолжал описывать непостижимую природу Бога. — Но здесь, в этом стихе Кришна говорит, что хотя Он во всем, в то же время Он и вне всего. Продолжаем наш пример: солнечный свет неотличен от солнца, но вы не можете сказать, что солнце вошло в вашу комнату на том лишь основании что в нее вошел солнечный свет. Если вы попытаетесь осознать этот пример, вы поймете, что Бог во всем и все же Его нет ни в чем. Такого Его непостижимое могущество. В заключении лекции Прабхупада сказал: — Следовательно, если мы хотим поклонятся Богу, то мы должны поклонятся Его форме, Его имени, Его качествам, играм. Тогда мы осознаем Бога как личность. Если мы поймем это, нам будет нетрудно понять чтó есть Бог. Тогда мы сможем восстановить свои изначальные отношения с Ним. Действуя должным образом в этом направлении, мы сделаем свою жизнь совершенной. * * * Начиная с празднования Ратха-ятры в январе 1975 года недовольные родители двух мельбурнских преданных постоянно создавали беспокойства. Они наняли подонка и головореза по имени Том Эриксон, так называемого частного детектива, чтобы «разобраться с преданными». Впервые Эриксон и его люди показали себя в здании Королевской Выставки в день шествия. Они стояли в толпе, бросая угрожающие взгляды из-за темных очков и поигрывая пистолетами в кобурах, выпиравшими из-под их двубортных пиджаков. Постепенно они осмелели и стали регулярно прохаживаться перед храмом и днем, и ночью. Время от времени они показывали пистолеты и прямо угрожали преданным, входившим в храм и выходившим из него. Охранники были начеку, особенно когда Эриксон со своими людьми «вели наблюдение», прохаживаясь по траве на осевой линии дороги. Когда в Мельбурн приехал Прабхупада, эти бандиты усилили давление на преданных. Они вовсю шпионили, развешивая вокруг храма чувствительные микрофоны, направленные на комнату Прабхупады, которые были соединены с радиоприемником в одной из их машин. Последние несколько дней они принялись фотографировать мини-камерами всех, кто входил и выходил из храма. Охрана была приведена в состояние боевой готовности. Ради безопасности Прабхупады специально отобранные преданные всю ночь дежурили в машинах на улице и обходили земельный участок храма с фонарями. После лекции Пушта-Кришна Свами спустился, чтобы поговорить с одним из так называемых «разборщиков». Бандит в куртке военного образца и в черных очках сидел в стареньком автомобиле «хольден» и изо всех сил старался глядеть угрожающе. Негодяй обрушил на Пушта-Кришну поток непристойностей. Хотя бандиты постоянно старались запугать преданных, на деле дальше угроз и слежки дело не шло. Вообще происходящее казалось полным абсурдом. Однако их зловещее присутствие привело-таки к результату, к которому они стремились — преданные пребывали в постоянном напряжении. * * * Режим повышенной безопасности открывал возможность близкого служения Прабхупаде. На преданных, охранявших комнаты Шрилы Прабхупады возлагалась большая ответственность, однако почти все они чувствовали, что скорее Шрила Прабхупада охраняет их, а не они его. Снова и снова они чувствовали себя счастливцами, ибо им повезло так близко служить их возлюбленному духовному учителю, видеть как он входит и выходит из своей комнаты ранним утром. Иногда он спрашивал, как их зовут, ободряюще улыбался им и принимал их искренние поклоны. * * * Те, кто входил непосредственно в свиту Прабхупады, тоже несли особую ответственность, заключавшуюся в том, что они должны были быть готовыми явится на его зов в любое время. Пушта-Кришна Свами: В самые ранние утренние часы Шрила Прабхупада поднимался и начинал переводить, начитывая текст на диктофон. Он занимался этим обычно с двух до четырех часов. Между часом ночи и половиной пятого утра Прабхупада мог в любой момент позвонить в колокольчик. Я спал или, вернее сказать, в полудреме слушал, как он переводит. Прабхупада был моим будильником. Если Прабхупада хотел что-то обсудить — он звал меня. Я входил, предлагал поклон и садился на пол перед его мраморным столиком, и Прабхупада просто разговаривал со мной. Это было неформальное общение, обычно он рассказывал мне, что пишет в данный момент. Это выглядело совершенно естественно: ведь и мы, если услышим что-то восхитительное, удивительное — хотим поделиться с кем-нибудь. Так и Прабхупада хотел обсуждать кришна-катху, и если поблизости никого не было, то Прабхупада звал слугу или, как это было в моем случае, секретаря. Безопасность была не единственным делом, требовавшим особых усилий во время визита Шрилы Прабхупады. Как обычно, Прабхупада требовал абсолютной тишины во время своей диктовки. Он объяснял, что каждое слово было «документом» и выбирать его надлежало очень тщательно. Преданных просили не читать мантру в Доме Прабхупады, особенно ранним утром. Тех, кто готовил пищу, также снова и снова предупреждали, чтобы они не гремели кастрюлями и сковородками во временной кухне, которая располагалась прямо под апартаментами Прабхупады. Особенно строго запрещалось хлопать дверями. Преданные с радостью соглашались, однако не раз и не два им приходилось напоминать об этом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы