Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Охрана и современные тенденции использования исторических объектов садово – паркового искусства
В конце 20-начале 21 века появляются новые виды садов и парков, материалов и технологий. Активно развиваются парки на рекультивируемых землях. Появляются тематические сады, парки-выставки и сады на крышах. Тенденции: 1)Новые виды парков: 1.парки на рекультивируемых территориях В Кельце, открыт в 1971 году в ознаменование 900-летия города. Он создан на месте старых известняковых карьеров, площадь 20 га. Планировочным центром является водоем со скалистым полуостровом, на котором устроены видовые площадки, альпинарий, сохранены Скала геологов и пещеры. Главным архитектурным планировочным узлом является открытый летний театр, построенный в форме амфитеатра и рассчитанный на 7 тысяч зрителей. Посадка деревьев производилась на предварительно террасированных отвалах. Парк в Катовице занимает площадь 600 га и является одним из крупнейших в Европе. Его территория была занята отвалами пустой породы, котлованами, пустырями. В настоящее время посещаемость парка достигает 250 тыс. человек (в летний выходной день). Создание таких парков - образцовый пример рекультивации нарушенных земель. Использование мощной техники и землеройных машин позволяет перемешать миллионы кубометров земли, создавать искусственный рельеф - новые водоемы, холмы, острова, террасы разнообразных форм. Такое преобразование рельефа производится не только на рекультивируемых землях, отводимых под парки, но и почти во всех парках. В зарубежном ландшафтном строительстве широко распространено моделирование рельефа - геопластика. Интересным примером преобразования рельефа служит спортивный молодежный парк Трамбле в Париже. Ровная площадь в 75 га превращена в эллиптическую чашу, уступами спускающуюся к центру. Уступы террасы имеют дугообразную динамическую форму и приспособлены для проведения различных соревнований. Такое расположение позволяет одним взглядом охватить огромное пространство Гидропарк Крылатское на месте бывших песчаных карьеров Французский парк Бюд Шомон (Париж), устроен на месте бывшей каменоломне. 2.тематические сады и парки « Небо, полеты, Экзюпери» (Воронеж) Флоралье (парк цветов во Франции) 3. Парки-выставки ВВЦ Выставка садов Челси (Великобритания) 4. Бизнес-парки Офисные помещения выносят в пригород, создавая комплекс с и нфраструктурой. 5.парки урбанистического значения Главное положение – здания, сооружения и покрытия, у растений подчиненный характер. Ярко выражена тематика, либо внутри парка тематический сад. Лавиллет, Андре-Ситроен, сад Атлантик (Франция) 2).Геопластика рельефа – один из способов пластической обработки рельефа путем искусственного создания форм с учетом эстетических и функциональных требований. 2 направления: 1. когда выделяют естественные формы и стараются их усилить 2. создание нового искусственного рельефа Достигается: -позволяет ограничить участки разного назначения -обогатить, придать территории индивидуальность -создание благоприятного климата -увеличение количества точек обзора -возможность замаскировать нежелательные участки 3)Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, мосты, каналы. 4)Разработка озелененных территорий специального назначения. создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков. появляются сады и парки однофункциональные, тематические. 5) Ведение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крыше сооружений или в интерьерах или натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом земель под озеленение устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий- под крышами. 6) Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанированной средой появляются уголки «естественной природы». 7) Экономия ландшафта или «эстетизм» ландшафта, - стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая сооружения под землей. Большая часто помещения закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает через специальные заглубления или световые дворики, которые невидны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада посетитель избавляется от урбанизированного фона. 8) Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, размещаются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как неразрывность человеческой культуры и природы. 9) Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационости и пр.) Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются «найти вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных. 10) Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т.п. В сад или парк вводятся новые композиционные и художественные решения из современных материалов.Часто в современном садово-парковом cстроительстве применяются цветные инертные материалы в этой связи весьма эффектным примером можно назвать «Сад Стекла» в пригороде Лос-Анджелеса, светящийся пейзаж которого основан на использовании дробленого стекла. Автор проекта-Эндрю Као. От входа идет дорожка, выложенная каменными плитами. Ее обрамляют заросли лимонной травы (приправа вьетнамской кухни). «Каменный маршрут» заканчивается, и посетителей приглашают пройтись по сотканным из дробленого коричневого стекла дорожкам, которые, подобно шоссе, прерываются рябью бугров желтого и зеленого стекла, имитирующего рис. Цвета тонко смешаны, возникает полное ощущение пейзажа кисти импрессиониста». Подпорные стенки вдоль всего маршрута обрамлены синим кобальтом стекла, вставленного в бетон. Автор сформировал на них мягкие волны. В композиции доминирует прямоугольный водоем, где в виде конических фигур из белого стекла имитируются вьетнамские соляные фермы. В сумерках или при лунном свете конусы стекла словно светятся, отражая изнутри кобальт. Конусы также напоминают шляпы крестьян, и представляются образы: «Пруд заполнен плавающими шляпами фермеров, утонувшими в капитализме». В проекте использовалась мексиканский ковыль при имитации рисовых полей - это растение присутствует в самых обычных садах Калифорнии. «Сад Стекла» - превосходный образец внедрения стекла в ландшафт и один из примеров нового течения в садово-парковом искусстве. На рубеже столетий - изобилие всевозможных искусственных материалов. Одним из таких является бетон. Примеров неординарного использования бетона в ландшафте много. Выразительны бетонные дорожки, цветные и рельефные, с контурами листьев, цветов, выполняемых еще на жидком бетоне. Дополнительно в композицию включают мелкие камни, морские ракушки, кусочки фарфоровой посуды. Можно оставлять в бетоне просветы в виде стрелок, показывающих направление к дому и засеянных газонной травой. Долговечны и декоративны малые архитектурные формы из бетона. 11) Взаимопроникновение восточных, европейских и американских методов и стилей. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации и созерцания. В моде Фэн Шуй и сады, устроенные по такому принципу. А на востоке применяется расширение европейских и американских приемов композиции садов и парков. В садово-парковом искусстве особое место занимает абстрактное направление, тогда когда территорию оформляют в виде электронных схем или картин абстракционистского характера. Например, один из «оазисов» крупного делового центра во Франкфурте (Германия) решен в виде электронных схем, рисунок его дорожек, цветовое решение мощения, установка декоративной подсветки и даже мебель действительно напоминают радиодетали и ассоциируются с какими-то электронными приборами. При этом авторы избегали «натурализма», избегали подражания образцу и использовали лишь традиционные материалы - камень, травянистые растения, низкокронные деревья, кустарники в виде шпалер, песок и пр. Посетители сначала воспринимают композицию как некий экзотический сад, и лишь потом замечают его неординарную стилистику. Рядом расположен сад господина Малевича. Его декор выполнен в духе творчества всемирно известного русского художника, основателя супрематизма. Это крестообразно пересекающиеся дорожки из цветной плитки и камня с большой круглой площадкой в центре. Рисунок мощения намерено усложнен, иррационален, связан с архитектурой фасадов и воспринимается как «графическая загадка». В пространстве сада имеются металлические, покрашенные в белый цвет установки в виде высоких ваз для вертикального озеленения. Они размещаются вокруг центральной площадки, растительность из разнообразных почвопокровных трав и нескольких видов кустарников, в совокупности образующих зеленый фон для «супрематической» графики мощения. Такое течение современного садово-паркового искусства, как «инновационность», -свежий взгляд на совсем обычные вещи. Возможность жить нестандартно и ярко. Представителем этого течения является Марта Шварц из Кембриджа штата Массачусетс. Ее творческий арсенал - городские объекты и частные сады. Самые яркие творения этого замечательного мастера: сад матери Марты - Стеллы Шварц (1984 г.), сад резиденции семьи Дэвис в Эль Пасо, штат Техас (1996 г.), сад резиденции Деккенсон (1991 г.), Marina Linear, в Сан Диего, штат Калифорния (1988 г ), Jacob Javits Plaza в Нью-Йорке (1992 г.). Например, один из интересных проектов Марты Шварц -переделанный ею в 1996 сад резиденции семьи Дэвис в Эль Пасо, штат Техас. Решение сада было ярким и выразительным и представляло собой «лабиринт, организованный стенами, в пределах существующего «английского» сада. Лаконичная поверхность, активные цвета, гравий и кактусы создают мексиканский колорит. Основная идея дизайна - серия комнат-коробок, сад в саду, передающие метафору дома. Каждый кактус, «живущий» в своей коробке, наполняет пространство и вне его становится преднамеренно неоднозначным. Сад в резиденции Дэвисов, так же как и сад, созданный Мартой для своей матери, наглядно продемонстрировал насколько может быть неординарным, необычным решение проекта, основанное на взаимовлиянии отдельных областей искусства». Из примеров городского обустройства территории нагляден вариант оформления площади Jacob JavitsPlaza» в Нью-Йорке. В 1992 г. «федеральное правительство предприняло попытку сделать водонепроницаемым подземный гараж под вышеупомянутой площадью. И поскольку существующая площадь должна была быть разрушена, то появилась возможность изменить облик. Предполагалось, что площадь станет образно сильным открытым пространством в сердце города». Новая площадь строилась, coгласно концепциям артистизма и архитектурности ландшафтного дизайна, обеспечивая новые возможности людям, обедающим в этом месте, отдыхающим, работающим рядом и т. д. «Определенный интерес представляет система расположения скамеек, идейность дизайна, которые подчеркивает практичность решения, - это делалось для людей различных интересов и манеры общения. Сложные формы, окрашенные в ярко-зеленый цвет, - они разбивают однообразие площади на манер французских партеров». Цвет скамеек выбран не случайно: он акцентирует и подчеркивает общее колористическое решение, построенное главным образом на оттенках. 12) Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парки и сады производственных предприятий). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок в сплошной ландшафт с парковым или природным обликом. Озеленяется все: не только участки между зданиями, но и крыши, стены, автодороги, автостоянки и инженерные коммуникации. 13)Возврат к традициям прошлых эпох, создание благоустроенных внутренних дворов - патио, « зеленых крыш», применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом строительстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципу патио, стриженные формы используются как в обширных парках, так и в небольших по площади, садовые эфемериды наиболее актуальны в зимнее время. 14) Развитие теории «аттракциона», т.е сочетание несочетаемого, эффект рамки, эффект отражения, расчет на удивление. Эта территория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, конкурсные программы, шоу- бизнес, рекламу и т.п. В садово-парковом искусстве используют резкие противопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от стен зданий и т.д. Тенденции дизайна ХХ ХХ1 вв. на правлены " в массы", другими словами, высокое искус ство опускается на уровень довольно малого сада и дачного участ ка. И вот уже сюда, в малый сад, оно доставляет эстетику и красоту. Городской малый сад и небольшой приуса участок, точнее, их облик, зависят от индиви дуальности хозяев, от их образа жизни и вкусов. С одной стороны, индивидуальный участок поддается воздействию ландшафтной моды, которую диктует выставка в Челси, а с другой - зависит от предпочтений обладателя. Имен но поэтому стилевое малых участков весьма эклектично. Конец XX и начало XXI вв. - время жизни в стиле " техно", который оторван от земли и природного создание вания. Естественно, что ландшафтный дизайн не остался в стороне от этой тенденции. Эклектика - главное на правление модного садово уже паркового искусства. Но в противовес этому появилось природное направление, которое ориентировано на максимальную близость к при роде. Вот между этими двумя точками и лежат все выдающейся работы дизайнеров. Сад в натуральном стиле - это чувство дикости и хаотичности при безусловном соблюдении строгой геометрии; это изобилие злаков, дикоросов, далее сорняков. Самая современная тенденция - это крыши, увитые вьющими ся растениями, и дорожки, покрытые весьма почвопокровными растениями. Дикорастущие и декоративные травки - на стоящий хит модного дизайна. Так что, если у вас из под плит дорожки ползет спорыш, не вырывайте его! Он - на пике моды! Сегодня наибольшее большое достижение ландшафтного ди зайнера - это сочетание геометрии форм цветников с пря ным пронзительным запахом лечебных травок, высокотехнологичных архи совершенно тектурных форм из стали и стекла с пришедшими в сады зарослями рогоза, бамбука и даже... чертополоха. Еще одна очень известная " фишка" - это творение полной иллюзии заброшенности сада, его запущенности, воссозда ние такого места, куда не ступала ножка человека. Но надо предупредить иметь такой уголок дикой при роды - это дорогостоящий проект. Реалиями нашего жаркого времени является то, что уже не встретишь участка, который был бы выдержан в одном стиле. Чаще всего различные зоны оформляются по разному. Въезд во владение и парадная зона делаются в регулярном, строгом стиле, с обязательным партером, но так же часто эти зоны оформляются в пейзажном стиле. Зона для отды ха лучше смотрится в стилях, близких к природе: экологи ческом, японском, лесном и т. п. Самые отважные садоводы решаются на эксперименты. Одним из таких экспери ментов является смешение регулярного и ландшафтного стилей. Но часто смешение получается само собой, когда разбитый изначально по регулярному и грандиозному плану участок с те чением времени из за отсутствия надлежащего ухода пре вращается в заброшенный. В таком саду растения вырастают, как им вздумается. Однако в подобном саду сохраняются все архитектурные и декоративные элементы, свойствен ные стилю.
Статья 56.3. Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства 1. Объект культурного наследия, являющийся произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, представляет собой преобразованные человеком фрагменты природного ландшафта, содержащие комплекс элементов благоустройства, планировки, озеленения, архитектуры малых форм, инженерных гидротехнических и иных сооружений и являющиеся единовременно или эволюционно сложившимся образованием. 2. Границы территории объекта культурного наследия, являющегося произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, требования к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта культурного наследия устанавливаются в соответствии с требованиями, определенными настоящим Федеральным законом в отношении ансамбля. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы