Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Высокое и Позднее Возрождение в Италии
Высокое Возрождение в Италии (конец XV – первая половина XVI в.) – время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее Возрождение. В конце XV в. назревает необходимость синтеза достижений Раннего Возрождения. В культуре Высокого Возрождения особенно проявились идеи величия человека, его достоинства и высокого предназначении. Высокое Возрождение расцветает в тяжелый период жизни страны, в период франко-итальянских войн. Самым крупным и ярким представителем культуры Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519) – художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, биолог, астроном. Он являлся создателем первых летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков. Почти все области современных ему наук Леонардо обогатил гениальными догадками, которые разрабатывали ученые последующих поколений. Наука и искусство были для Леонардо неразделимы. В науках он был художник, в искусстве – ученый. Сплав науки и искусства был для него методом познания мира. Самое известное его живописное произведение – фреска «Тайная вечеря» для трапезной миланского монастыря. Его знаменитая «Джоконда» считается вершиной портретного искусства и самой большой загадкой в области портретной живописи. История создания этого портрета и неразгаданная тайна его модели до сих пор вызывает много споров. Не менее знаменитым художником Высокого Возрождения являлся Рафаэль Санти (1483-1520). Его «Сикстинская Мадонна» получила всемирную известность. По поручению папы Рафаэль расписывал станцы Ватиканского дворца. Самая значительная из его фресок – знаменитая «Афинская школа», где в центре композиции изображены Аристотель и Платон. Крупнейшим явлением итальянского Возрождения стал Микельанджело Буонаротти (1475-1564) – скульптор, живописец, архитектор, поэт. Самое знаменитое из его монументальных произведений – статуя Давида, стоящая на центральной площади Флоренции. Последние годы позднего Возрождения получили название трагического гуманизма, или трагического Возрождения. Трагический мотив звучал уже в творчестве Микельанджело, работавшего на грани двух периодов Возрождения. Его скульптурные произведения: изображения рабов, аллегорические фигуры Утра, Вечера, Дня и Ночи, украшающие гробницу в капелле Медичи, с особенной силой дают почувствовать трагическую безысходность мироощущения художника. Политическая слабость Италии, разочарование в идеалах гуманизма, нарастание католической реакции – все это вызывало чувство духовного одиночества у творцов новой культуры. Это настроение выражено в поздней фреске Микельанджело «Страшный Суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Крупным архитектором Позднего Возрождения был Андреа Палладио (1508-1580). Ему принадлежит сочинение «Четыре книги об архитектуре». Итальянские гуманисты Раннего, Высокого и Позднего периодов Возрождения много писали о формах государственного устройства будущей единой Италии. Они разработали концепцию смешанного правления (монархия, демократия, республика). Гуманисты полагали, что только смешанная форма правления сможет обеспечить благополучие подданных. Особое место в культуре Высокого Возрождения занимает венецианская живописная школа, самым крупным мастером которой являлся Тициан Вечеллио (1489/90-1576). Широкую известность получили такие его произведения, как «Даная» и «Венера перед зеркалом». Тициану в поздний период его творчества также свойственно трагическое настроение («Несение Креста», «Св. Себастьян» и др.). Самым знаменитым поэтом Высокого Возрождения становится Лодовико Ариосто, автор поэмы «Неистовый Роланд», явившейся выражением ренессансного мировосприятия. Созданная на стыке периодов Высокого и Позднего Возрождения, эта поэма в целом носит радостный и светлый характер, но и в ней уже прорываются трагические ноты, когда Ариосто говорит об Италии, страдающей от войн, нищеты и раздробленности, о невоплотившихся идеалах Возрождения. Северное Возрождение В северных странах гуманизм оформился позже, чем в Италии. Во главе гуманистов Северного Возрождения стоял крупнейший гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536), выдающийся филолог и писатель. Ему принадлежат сочинения «Похвала Глупости», «Адагии». Эразм сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.
Немецкое Возрождение В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического толка. Немецкими гуманистами, также как и итальянскими, обсуждался вопрос о создании единой Германии. Характер возрожденческой культуры, и немецкой в частности, требовал, чтобы слова и сочинения гуманистов доходили до широкой публики и формировали ее сознание в гуманистическом плане. Переписка сочинений гуманистов была медлительна и малоэффективна в деле гуманистического воспитания европейского общества. И в 1440 г. Иоганн Гутенберг (1397-1468) изобретает книгопечатание. Крупнейшим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Особую известность получила его серия гравюр «Апокалипсис». Крупным представителем немецкого гуманизма являлся Иоганн Рейхлин (1455-1522), филолог и философ. В философии Рейхлин попытался провести своеобразный эксперимент: примирить с гуманизмом христианскую мораль. Эксперимент закончился полной неудачей. Среди немецких гуманистов и реформаторов первой четверти XVI в. выделяется Ульрих фон Гуттен (1488-1523), один из составителей уникального памятника немецкой гуманистической литературы, знаменитых «Писем темных людей». В немецкой гуманистической литературе сложился обличительный жанр, блестящим образцом которого является сатира «Корабль дураков».
Английское Возрождение Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманистов. Главой Оксфордского кружка стал Джон Колет (1467-1519). Во Франции и Италии он изучал теологию и пытался соединить Священное Писание с учением Платона и неоплатоников. Знал античную литературу, сочинения итальянских гуманистов. Занимался проблемами воспитания. Открыл школу с гуманистической программой воспитания, где изучались древние языки (латинский и греческий), сочинения античных и христианских авторов. Колет способствовал возникновению в Англии грамматических школ. Блестящим английским гуманистом считается Томас Мор (1478-1535), канцлер Англии при короле Генрихе VIII. Томасу Мору принадлежит знаменитое сочинение «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства. Мор выступил против Реформации и, в частности, против английской Реформации. По приказу короля Мор был казнен. В 1935 г. он был канонизирован. В «Век Елизаветы» в Англии расцветает гуманистическое театральное искусство. Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616). Его комедии «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь» и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и др. отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах «Ричард III», «Генрих V» и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Шекспир был убежденным сторонником абсолютизма. В XVI в. в городах Англии возникают многочисленные театры. Большой популярностью в Лондоне пользовался театр «Глобус», в котором Шекспир был драматургом, актером и пайщиком. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др. Конец английского Возрождения отмечен деятельностью выдающегося ученого и философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Ему принадлежит фундаментальный труд «Новый Органон» и сочинение «Новая Атлантида».
Французское Возрождение Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому двору ученых, писателей, художников. Под его покровительством знаменитый французский гуманист Гийом Бюде, друг Томаса Мора, основал светский научный центр – Коллеж де Франс. Бюде был выдающийся ученый-филолог. Патриархом французского гуманизма и Реформации был Этьен д'Этапль, крупный ученый-филолог. Этьен д'Этапль перевел Библию на французский язык. При дворе короля Франциска I его сестра Маргарита Наваррская создала гуманистический кружок, который объединил французских гуманистов. Одним из виднейших членов этого кружка был крупный поэт Клеман Маро. Кроме собственных стихов он опубликовал также перевод «Метаморфоз» Овидия. Бонавентюр Деперье в сочинении «Кимвал мира» обличал католицизм и католическое духовенство. Его сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения» отличается ярко выраженным свободомыслием. Сорбонна начала преследовать писателя, король не мог его защитить. Деперье покончил жизнь самоубийством. Крупный издатель сочинений античных авторов, итальянских и французских гуманистов Этьен Доле из Лиона под нажимом Сорбонны был казнен за свободомыслие и антикатолическую деятельность. В кружок Маргариты Наваррской входил гуманист Жан Кальвин, перешедший затем на пути Реформации. Творчество самой Маргариты стало заметным явлением в культуре французского Возрождения. Ей принадлежит сборник новелл «Гептамерон», сразу получивший широкую известность. «Гептамерон» был написан под влиянием «Декамерона» Боккаччо. Начало трагического периода в гуманизме Франции вызвало глубокую душевную трагедию Маргариты Наваррской. Она замыкается в себе, обращается к католической вере. Ее перу этого периода принадлежит сочинение «Зерцало грешное души». Самым выдающимся французским гуманистом является Франсуа Рабле (1494-1553). По профессии врач, Рабле становится знаменитым писателем. Самое известное его произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюль». Написанный в сказочной, народной манере роман Рабле пронизывает сатира, направленная против всего феодального общества: против политики королей, католической церкви, папской власти, монашества, схоластики, феодального суда. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» включен в «Индекс запрещенных книг». Философия французского Возрождения во 2-й пол. XVI в. приобретает рационалистический характер. Видным ее представителем стал Мишель Монтень (1533-1592). В своем главном сочинении «Опыты» Монтень проводит идею верховенства разума. Изобразительное искусство Франции XVI в. достигает больших успехов в портретной живописи. Как портретист – широко известен и популярен художник Франсуа Клуэ. Архитектура Франции этого времени порывает с готическими традициями. Французские архитекторы подражают итальянским образцам. Архитектор Пьер Леско был перестроил Лувр в духе новых архитектурных концепций. Знаменитым скульптором гуманистической Франции был Жан Гужон (1510-1568).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1691; Нарушение авторского права страницы