Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Число месяца шавваль 1384 года по хиджре



(17 февраля 1965 г. – прим. редактора)

Дамаск

Мухаммад Насируддин аль-Албани

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

 

ب س م ا ل ل ه ا ل ر ح م ن ا ل ر ح ي م

 

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

 

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, Который в Своей Священной Книге сказал:

 

و ل ل ه ع ل ى ا ل ن ا س ح ج ا ل ب ي ت م ن ا س ت ط ا ع إ ل ي ه س ب ي ل ا و م ن ك ف ر ف إ ن ا ل ل ه غ ن ي ع ن ا ل ع ا ل م ي ن - آ ل ع م ر ا ن : 97

 

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура ''Семейство Имрана'', аят 97).

 

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, который, как передается в достоверном хадисе, сказал: “Учитесь от меня (совершать) ваши обряды, ибо, поистине, я не знаю, возможно, это мое последнее паломничество”, а также его пречистое семейство, его избранных сподвижников и всех, кто последовал за ними с искренними сердцами!

А затем:

Вышедшая в свет книга “Описание намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, которую я написал, вызвала, хвала Аллаху за Его помощь, неожиданно широкий спрос со стороны читательской аудитории. Ведь ее первый тираж в 2000 экземпляров разошелся в течение двух лет без всякой рекламы и обязательств владельцев книжных лавок распространять эту книгу. Не сомневаюсь, что так произошло вследствие легкого (для восприятия) изложения материала о намазе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, широкого охвата вопросов, связанных с этой темой, а также особого подхода, который заключался в том, чтобы отбирать для текста книги только достоверные хадисы. Эти обстоятельства привели к многочисленным просьбам читателей написать для них в такой же манере другую книгу, посвященную описанию хаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Со своей стороны, я решил пойти навстречу своим читателям, хотя при этом мне пришлось перед ними извиниться за небольшую задержку в выполнении их просьбы, вызванную работой над другими книгами, которые, с дозволения Аллаха, будут полезны для мусульман. Среди них - книга, вобравшая в себя, насколько это было возможно, большинство религиозных новшеств, издавна совершаемых мусульманами. Быть может, она подтолкнет их отказаться от религиозных нововведений, а также даст им стимул следовать только Сунне пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Также достаточно много времени занимала обязательная работа над другими религиозными вопросами. Кроме того, мне приходилось прерывать работу над книгами для того, чтобы, занимаясь своей профессией[17], зарабатывать своими руками на хлеб насущный. Все вышеперечисленные причины служат оправданием тому, что я не смог быстро выполнить пожелания читателей, ибо предстоял огромный по объему труд: исследование Пречистой Сунны и отбор хадисов, соответствующих рассматриваемой теме.

Я находился в таком положении до тех пор, пока в процессе чтения вместе с некоторыми братьями «Главы о хадже» из книги Сиддик Хасан Хана “Ар-Рауда ан-Надия”, у меня не возникла мысль выпустить для людей книгу о хадже Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на основе приведенного в “Сахихе” Муслима хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах, поскольку это сэкономило бы много времени и сил. Тем самым можно было бы полностью или по большей части удовлетворить пожелания читателей, а также если не исчерпать данную тему, то хотя бы изложить в ней самое главное.

Едва приступив к работе, я заметил, что отошел от всех остальных дел. После основательного изучения вышеупомянутого текста хадиса, приведенного Муслимом в ''Сахихе'', я пришел к выводу, что некоторые обряды хаджа оказались в нем нерассмотренными. Чтобы устранить этот пробел, я обратился к другим сборникам Сунны (речь о них пойдет чуть позже), которые предоставили некоторые дополнительные, весьма полезные сведения, но все же они были недостаточны для полного освещения темы. В этой связи, помимо основного хадиса Джабира, следовало изучить и все остальные его версии, относящиеся к хаджу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В результате я собрал обширный и полезный материал об обрядах хаджа, который был добавлен к основной версии хадиса. Тем самым собранные сведения были соответствующим образом распределены по всему тексту книги. Однако, оставалось множество других моментов, для изучения и упоминания которых потребовалось бы изменить установленный план работы, расширив исследование и дополнительно обратившись к хадисам других сподвижников, рассказавших о том великом хадже. Все это я отложил до лучших времен, ибо у меня возникло намерение сразу же по завершении основной работы над данной книгой начать составлять другой труд под названием “Описание хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с момента отъезда из Медины и до его возвращения обратно, как будто вы сопровождаете его сами”. В нем я хотел собрать все сведения об обрядах, событиях, проповедях, хадисах и ответах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на вопросы, которые произошли в пути и на местах стоянок во время того прощального паломничества. Помимо этого, в данном труде были бы собраны и другие полезные сведения и курьезные случаи, которые разбросаны в различных сборниках хадисов. Разумеется, в основу такой работы должны были лечь только достоверные хадисы, ибо я последовательно придерживаюсь этого принципа во всех своих книгах и в трудах, которые проверяю. Бó льшая часть материалов на данный момент уже собрана. Я надеюсь, что Всевышний Аллах поможет мне составить и написать такой труд, облегчит его издание и распространение, ибо достаточно мне Аллаха, кроме Которого нет иного божества!

 

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА, ДАННАЯ УЧЕНЫМИ ХАДИСУ ДЖАБИРА

 

Одна из причин, из-за которой я отдал предпочтение хадису Джабира, заключена в следующих словах ан-Навави: «Он (т.е. Джабир – прим. переводчика) лучше всех других сподвижников смог описать прощальное паломничество, поскольку он наиболее точно рассказал о нем с самого начала отъезда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Медины и до конца”. Далее имам ан-Навави сказал: “Этот великий хадис вобрал в себя бó льшую часть полезных и важных сведений о правилах хаджа. Кади Ияд сказал: “Люди много говорили о содержании данного хадиса с точки зрения фикха. Один из них – Абу Бакр бин аль-Мунзир - составил большой том, в котором упомянул на основании хадиса Джабира свыше ста пятидесяти положений фикха, настоящее число которых гораздо больше”».

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: имам Муслим посвятил этому хадису Джабира целую главу (в своем ''Сахихе'') под заголовком “Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, а Абу Дауд – главу “Описание хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. Крупнейший знаток хадисов аз-Захаби отмечает в жизнеописании Джабира: “Ему принадлежит малое описание обрядов хаджа, приведенное (в сборнике) Муслима”.

Другой крупный знаток хадисов Ибн Кясир в пятом томе своей книги “Аль-Бидая ва ан-Нихая” посвятил Джабиру специальный раздел, в котором, в частности, написал: “В нем одном мы нашли отражение целого паломничества”, приведя после этого текст хадиса (на стр. 146-149).

А ведь эта похвала ученых была адресована только первой версии хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах! Однако если ты, уважаемый читатель, узнаешь и об остальных версиях хадиса Джабира, содержащих полезные сведения, которые мы включили в данную книгу, то тебе станет ясно, что в результате применения нами этой оригинальной методики, ты извлечешь еще бó льшую пользу, а твои знания об обрядах хаджа будут более полными, чем в случае, если бы все ограничилось лишь первоначальной версией хадиса Джабира.

 

О ВЕРСИЯХ ХАДИСОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ ОБРЯДАХ ХАДЖА И ОБ ИСТОЧНИКАХ, ОТКУДА ОНИ ВЗЯТЫ.

 

Следует знать, что стержень хадиса Джабира, повествующий об обрядах хаджа, опирается на семь человек, которые являются великими и заслуживающими доверия передатчиками:

 

1 - Мухаммад бин Али бин Аль-Хусайн бин Али бин Аби Талиб Абу Джафар Аль-Бакыр.

2 - Абу аз-Зубайр бин Мухаммад бин Муслим аль-Макки;

3 - Ата бин Аби Рабаха аль-Макки;

4 - Муджахид бин Джабир аль-Макки;

5 - Мухаммад бин аль-Мункадир аль-Мадини;

6 - Абу Салих Закван ас-Самман аль-Мадини;

7 - Абу Суфьян Тальха бин Нафи' аль-Васити, уроженец Мекки.

 

Основой, на которую мы опирались при описании этих обрядов хаджа, послужила первая версия (риваят) хадиса (от Мухаммада бин Али бин Аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джафара Аль-Бакыра), содержащаяся в «Сахихе» Муслима, тогда как в остальных версиях приводятся лишь незначительные дополнения, некоторые из которых больше других. Все они соответствуют тому порядку, который приведен выше. Я извлек дополнительные полезные сведения, содержащиеся в них, и добавил их к основной, первой версии хадиса, указывая при этом на те источники, откуда они были взяты, и помечая их условными обозначениями в целях краткости[18].

 

Что касается источников приводимых хадисов, то они таковы:

 

1) Первую версию хадиса (от Мухаммада бин Али бин аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джа’фара аль-Бакыра) привели Муслим (4: 38-43), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ’аля Сахих Муслим» (17: 149-150: 1), Абу Дауд (1: 298-300), ад-Дарими (2: 45-49), Ибн Маджа (2: 252-258), Ибн аль-Джаруд в «Аль-Мунтака» ( № 465 и 469), аль-Байхаки (5: 7-9) через путь передачи от Джафара бин Мухаммада ас-Садыка и далее до конца. Текст хадиса, как было указано ранее, приводится в соответствии с изложением Муслима, а значительную часть этого хадиса через данного передатчика также приводят ат-Тайалиси в своем «Муснаде» (№ 1668) и Ахмад (3: 320-321). Разрозненные части этого хадиса от данного передатчика приводят Муслим (4: 27, 43, 64), Абу Дауд (1: 305), ан-Наса'и (2: 12, 13, 16, 17, 19, 22, 38, 39, 40, 41, 42, 45, 48, 49), ат-Тирмизи (2: 80, 91, 93, 95; 4: 71), ад-Дарими (2: 23), Ибн Маджа (2: 214, 216, 223, 225, 227, 280), Малик в «Аль-Муватта» (1: 332, 333, 337, 339), в том числе через его путь передачи от Мухаммада в «Аль-Муватте» (стр. 213, 220), аш-Шафии (1: 303, 304; 2: 4, 9, 39, 40, 65), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1: 361, 363, 371, 381, 393, 398, 411) и в «Мушкиль аль-Асар» (1: 346, 2: 73, 3: 160), ат-Табарани в «Аль-Муджам ас-Сагир» (стр. 16, 245, 251), ад-Даракутни в «Ас-Сунан» (стр. 269, 270), аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» (1: 455), Ибн Хузайма в «Ас-Сахих», о чем упомянуто в «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб», аль-Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (5: 6, 32, 39, 40, 45, 74, 83, 90, 92, 93, 101, 111, 112, 114, 115, 118, 121, 124, 125, 129, 134, 144, 146, 147, 170), Ахмад в «Аль-Муснад» (3: 388, 340, 333, 331, 397, 394), Ибн Са’д в «Ат-Табакат аль-Кубра» (2: 1: 127), Абу Нуайм в «Хильят аль-Аулия» (3: 200, 199, 189; 5: 65; 7: 234, 233; 9: 299).

 

2) Что касается версии хадиса, которую передал Абу аз-Зубайр, то ее привели Муслим (4: 7, 35, 36, 67, 70, 79, 80, 88), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ‘аля Сахих Муслим» (19: 147: 1-2 и 170: 1), Абу Дауд (1: 282, 295, 309), ан-Наса’и (2: 42, 46, 49, 50), ат-Тирмизи (2: 101, 103, 104), ад-Дарими (2: 62), Ибн Маджа (2: 228, 247), аш-Шафии (2: 12, 44, 53, 64), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1: 360, 399, 404, 406, 414) и в «Мушкиль аль-Асар» (3: 247), ад-Даракутни (стр. 262), аль-Хаким (1: 480), аль-Байхаки (4: 347, 353; 5: 27, 31, 95, 100, 101, 107, 116, 125, 127, 130, 131, 149, 156), ат-Тайалиси (№ 1727), Ахмад и Ибн Са’д.

 

3) Что касается версии хадиса, которую передал Ата, то ее привели Аль-Бухари (3: 325, 337, 478, 441, 439, 398, 396, 486, 480), Муслим (4: 36-38), Абу Нуайм (17: 148: 1), Абу Дауд (1: 282), ан-Наса’и (2: 17, 23, 30, 43), ад-Дарими (2: 57), Ибн Маджа (2: 230, 246, 247), аш-Шафии (2: 3), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1: 361, 399, 423, 442) и в «Мушкиль аль-Асар» (2: 73, 3: 160-161), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (№1012 – «Мавариду Даман»), аль-Хаким (1: 460, 473, 477), аль-Байхаки (4: 326, 338; 5: 3, 4, 18, 23, 38, 41, 95, 122, 143, 170), ат-Тайалиси (№ 1676, 1684, 1685), Ахмад (3: 302, 304, 305, 317, 318, 326, 366, 368, 373, 378, 385, 389) и Ибн Са’д (2: 1: 126 и 134).

 

4) Что касается версии хадиса, которую передал Муджахид, то ее привели аль-Бухари (3: 338), Муслим (4: 38), аль-Хаким (473: 1) аль-Байхаки (5: 23, 40) и Ахмад (3: 356, 363, 365).

 

5) Что касается версии хадиса, которую передал Мухаммад бин аль-Мункадир, то его привели ат-Тирмизи (2: 112), Ибн Маджа (2: 214), аль-Байхаки (5: 156) и Ахмад (3: 304).

 

6) и 7) Что касается версий хадисов, которые передали Абу Салих и Абу Суфьян, то они приводятся в «Аль-Муснаде» (3: 313, 371, 364).

 

Таким образом[19], в данной книге приводятся хадисы, которые в своих сборниках передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи, ад-Дарими, Ибн Маджа, Малик («Аль-Муватта»), аш-Шафии («Аль-Муснад» и «Ас-Сунан» посредством «Бада’и аль-Минан»), Ибн Са’д, ат-Тахави («Муджам ас-Сагир»), Ибн Хузайма («Ас-Сахих»), ад-Дарими, Ибн Хиббан, Ибн аль-Джаруд, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тайалиси, Ахмад и Абу Нуайм.

Кроме того, я снабдил книгу полезными примечаниями, в которых раскрывается значение некоторых выражений, содержащихся в хадисах. Я разъяснил и прокомментировал их в соответствующих местах, указав при этом на некоторые правовые аспекты рассматриваемых вопросов, однако в целях краткости я не высказывался о них слишком пространно. Я также дополнил книгу некоторыми обрядами хаджа, которые не были в ней достаточно отображены, доведя тем самым до конца полезное содержание данной книги, повествующей о ритуалах паломничества. Я назвал ее «Хадж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказали великие и заслуживающие доверия передатчики со слов Джабира».

Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним перед Его Благословенным Ликом и полезным для всех мусульман, ибо, воистину, Он –Всеслышащий, Отвечающий на мольбы!

 

ب س م ا ل ل ه ا ل ر ح م ن ا ل ر ح ي م

 

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

 

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

1- “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Медине {ан-Наса'и, аш-Шафии, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}] девять лет, в течение которых он ни разу не совершил хадж [20].

2- Затем на десятый год людям было объявлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж [в этом году {ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}].

3- И тогда в Медину прибыло множество людей (в другой версии хадиса сообщается: “(дома) не остался ни один человек, который мог передвигаться, будь то на верховом животном или пешком” {ан-Наса'и}). [Люди торопились, чтобы (успеть) выйти вместе с ним {ан-Наса'и, аш-Шафии}, так как] все они желали сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды.

4- [Джабир сказал: “Я слышал, как он…”, – в этом месте один из передатчиков хадиса сказал: “Я полагаю, что он возводил свои слова к пророку, да благословит его Аллах и приветствует”– (в другой версии хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и” {Ибн Маджа})[21] сказал: “Место вхождения в ихрам для жителей Медины – Зу-ль-Хулейфа[22], для прибывающих другим путем (из аш-Шама) – аль-Джухфа[23], для жителей Ирака – Зат Ирк[24], для жителей Неджда – Карн, а для жителей Йемена – Яламлам[25] {Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ибн Маджа, аш-Шафии, ат-Тайалиси, аль-Байхаки, Ахмад}].

5- [Джабир сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь {Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Байхаки, Ахмад}], [когда до окончания месяца Зу-ль-Ка’да оставалось пять или четыре дня {ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}][26].

6- [и погнал с собой жертвенных животных {ан-Наса'и}][27].

7- Мы отправились в путь вместе с ним [наряду с женщинами и детьми {Муслим, Абу Нуайм}][28].

8- и достигли Зу-ль-Хулейфы. В это время Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра.

9- Она отправила человека к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, что ей делать.

10- [Тогда] он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Соверши полное омовение, затем (широким куском материи, наполненной хлопком[29]) перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам”.

11-Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился в мечети [, сохраняя полное молчание {ан-Наса'и}][30].

 

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА[31]

 

12- Затем он сел на аль-Касву[32]. Когда его верблюдица достигла местечка аль-Байда [он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию[33] (с намерением совершить только) хадж {Ибн Маджа}. (В другой версии хадиса сообщается: “он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж аль-ифрад”{Ибн Маджа, Ибн Са'д})].

13- [Джабир сказал: {Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Байхаки}] “Я увидел, что [повсюду {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд}] – спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники[34], которых было невозможно объять взором. Среди них находился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле (та'виль), и поэтому мы повторяли все, что он совершал[35].

14- Он громко провозгласил свидетельство единобожия (, начав повторять):

 

ل ب ي ك ا ل ل ه م ل ب ي ك ل ب ي ك ل ا ش ر ي ك ل ك ل ب ي ك إ ن ا ل ح م د و ا ل ن ع م ة ل ك و ا ل م ل ك ل ا ش ر ي ك ل ك

 

Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка” («Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища»).

15- Все люди вслед за ним громко повторяли эти слова. (В другой версии хадиса сообщается: “И люди стали произносить тальбию {Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}[, добавляя к ней следующие слова {Ибн аль-Джаруд, Ахмад}]: [ ل ب ي ك ذ ا ا ل م ع ا ر ج ل ب ي ك ذ ا ا ل ف و ا ض ل “Ляббейка Заль-Мааридж, Ляббейка Заль-Фавадиль” («Вот я перед Тобой, Владыка ступеней[36]! Вот я перед тобой, Владыка милостей! »){Абу Дауд, Ахмад, аль-Байхаки}], а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал им из-за этого[37].

16- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, беспрерывно повторял тальбию.

17- Джабир сказал: [“Мы [во весь голос {Муслим}] произнесли: [“Ляббейка Аллахумма («Вот я перед тобой, о Аллах»){аль-Бухари, }], Ляббейка би-ль-хадж”(«Вот я перед тобой (, совершая) хадж» {Муслим, Ибн Маджа}]. (В одной из версий хадиса сообщается: “Мы не знали (, что можно совершать) умру”{Ибн аль-Джаруд})[38], (а в другой версии хадиса передается: “Мы, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) только хадж и больше ничего, один только хадж {Ибн Са'д}).

18- [Он сказал: “А Айша вознамерилась совершить умру. Когда же она оказалась в Сарифе[39], у нее начались месячные”[Муслим, Абу Нуайм}].

 

ВЪЕЗД В МЕККУ И СОВЕРШЕНИЕ ОБХОДА КААБЫ (ТАВАФ)

 

19- Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа {Муслим, Абу Нуайм, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ибн Са'д, аль-Байхаки, Ахмад}]. (В другой версии хадиса сообщается: “Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко.

20- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть {Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхаки}).

21- Он прикоснулся к углу (Каабы)[40]. (В другой версии хадиса сообщается: “к Черному камню”{Ахмад, Ибн аль-Джаруд)[41].

22- [, а затем пошел от него (т.е. от Черного камня – прим. редактора) вправо {Муслим, ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}]

23- и обошел (Каабу) [, возвращаясь к нему {Ахмад}, ] три круга быстрым шагом (ар-рамль)[42], а (остальные) четыре – обычным шагом [, спокойно {ат-Тахави}][43].

24- Затем он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал [, возвысив свой голос настолько, что его слышали люди {ан-Наса'и}]:

و ا ت خ ذ و ا م ن م ق ا م إ ب ر ا ه ي م م ص ل ى

 

Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла

 

«Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура ''Корова'', аят 125)

 

25- Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой [и совершил намаз в два рак'ата {аль-Байхаки, Ахмад}].

26- [Джабир сказал {ан-Наса'и, ат-Тирмизи}]: “Он прочитал в двух рак'атах (суру, начинающуюся со слов): ق ل ه و ا ل ل ه أ ح د «''Скажи: Он, Аллах, Один …''» и (суру, начинающуюся со слов): ق ل ي ا أ ي ه ا ا ل ك ا ف ر و ن «Скажи: «О вы, неверные! …»[44] (В другой версии хадиса сообщается: (суру, начинающуюся со слов): ق ل ي ا أ ي ه ا ا ل ك ا ف ر و ن «Скажи: «О вы, неверные! …») и (суру, начинающуюся со слов): ق ل ه و ا ل ل ه أ ح د «''Скажи: Он, Аллах, Один …''»).

27- [Затем он пошел к источнику Зам-Зам, попил из него воды и полил ее себе на голову {Ахмад}].

28- Затем он вернулся к углу (Каабы) и прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню – прим. редактора).

 

СТОЯНИЕ НА (ХОЛМАХ) АС- САФА И АЛЬ-МАРВА.

 

29- После этого он вышел через ворота (в другой версии хадиса сообщается: “через ворота ас-Сафы” {ат-Тахави}) и направился к (холму) ас-Сафа. Приблизившись к нему, он прочитал:

إ ن ا ل ص ف ا و ا ل م ر و ة م ن ش ع ا ئ ر ا ل ل ه

 

Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях

 

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха»[45], (после чего произнес):

 

أ ب د أ (ن ب د أ ) ب م ا ب د أ ا ل ل ه ب ه

 

Абда'у (в другой версии хадиса сообщается: набда'у) би-ма бада'а-Ллаху би-хи

 

“Я начинаю (в другой версии хадиса сообщается: “Мы начинаем” {Абу Дауд, ан-Наса'и, ат-Тирмизи, ад-Дарими, Малик, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад, ат-Тахави})[46] с того, с чего начал Аллах”. Он начал с ас-Сафы и поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха).

30- Он встал лицом к кибле, произнес свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха [три раза {ан-Наса'и, аль-Байхаки, Ахмад], [восхвалил Аллаха {ан-Наса'и, Ибн Маджа}] и сказал:

 

ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ل ه ا ل م ل ك و ل ه ا ل ح م د [ ي ح ي ي و ي م ي ت ] و ه و ع ل ى ك ل ش ي ء ق د ي ر ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه [ ل ا ش ر ي ك ل ه ] أ ن ج ز و ع د ه و ن ص ر ع ب د ه و ه ز م ا ل أ ح ز ا ب و ح د ه

 

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду [йухьйи ва йумиту] ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху вахдаху [ля шарика ляху] анджаза ваъдаху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху

 

(Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, [Он оживляет и умерщвляет {Абу Дауд, ан-Наса'и, ад-Дарими, Ибн Маджа, аль-Байхаки}] и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха [у Которого нет сотоварища {Ибн Маджа}]! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена)[47]. Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой (дуа).

31- Затем он спустился, направившись к (холму) аль-Марва [пешком {ан-Наса'и}][48]. Когда его ноги ступили внутрь пересохшего русла (вади), он побежал (сай), а когда он стал подниматься [что означает {Ибн Маджа}] [, ступив {Ибн Маджа, Малик, ан-Наса'и}] [на другой конец расселины {Ахмад}], то перешел на шаг, дойдя до аль-Марвы. [Он поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха) {ан-Наса'и, Ахмад}].

32- Находясь на аль-Марве, он сделал все то же самое, что и на ас-Сафе.

 

ПРИКАЗ ПРЕРВАТЬ ХАДЖ В ПОЛЬЗУ УМРЫ

 

33- Закончив на аль-Марве последнюю пробежку (в одном из хадисов сообщается: ''это была седьмая (пробежка) {Ибн аль-Джаруд, Ахмад})[49], он сказал: “[О люди! {Ахмад}] Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных и [обязательно {Абу Дауд, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}] совершил бы умру. Если у кого-то из вас нет с собой жертвенного животного, то пусть он выйдет из состояния ихрама, совершив умру. (В другой версии хадиса сообщается: “И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда вы совершите обход Дома (Аллаха), бег между ас-Сафа и аль-Марва и укоротите волосы[50], выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда наступит день ат-тарвия[51], (снова) войдите в состояние ихрама с намерением совершить хадж. А то, с чем вы пришли, сделайте умрой[52]! ”{ аль-Бухари, Муслим}).

34- Тогда встал Сурака бин Малик бин Джу’шум [, находившийся у подножия аль-Марвы {Ибн аль-Джаруд, Ахмад}, ] и спросил: “О, посланник Аллаха! [Эта {ан-Наса'и, ат-Тахави} (в другой формулировке передается: “прерванный нами (хадж в пользу умры)” {ан-Наса'и, Ибн Маджа аль-Байхаки})] наша умра предписана [ли {Абу Нуайм, ад-Дарими, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}] нам только в нынешнем году или навсегда [, на вечные времена {Ибн Маджа}]? ” [Он (т.е. Джабир –прим. редактора) сказал {Ибн Маджа}: ] «Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “Умра вошла в хадж [вплоть до Дня Воскресения {Ибн аль-Джаруд, Ахмад}][53], и это (предписано вам) на вечные времена [, на вечные времена”{Абу Дауд, ад-Дарими, аль-Байхаки}] [(, повторив это) три раза {Ибн аль-Джаруд}]».

35- [Он сказал: “О, посланник Аллаха! Объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)? ” Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено”. (Сурака) спросил: “Так зачем же [тогда {Ахмад}] делать что-то? ”[54] Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Действуйте, а каждому будет облегчено {ат-Тайалиси, Ахмад}”[(делать) то, ради чего он был создан” {Ахмад}] [55].

36- [Джабир сказал: “Он велел нам после выхода из состояния ихрама совершить жертвоприношение[56]. Тогда мы стали собираться в группы, чтобы принести в жертву скот {Муслим, ат-Тайалиси, Ахмад}]. [На каждую группу, состоявшую из семи человек, приходилось по одному животному (бадана [57] ) {ат-Тайалиси, Ахмад}]. [Тот, кто не мог найти жертвенного животного, должен был поститься три дня (во время хаджа[58]), и еще семь – после возвращения домой” {Малик, аль-Байхаки}.

37- [Он сказал: “Мы спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама? ” Он сказал: “Полностью”».”{Муслим, Абу Нуайм, ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ахмад}][59].

38- [Он (т.е. Джабир – прим. редактора) сказал: “И нам стало так тяжко, что наши сердца из-за этого сжались”{ан-Наса'и, Ахмад}].

 

ПРИБЫТИЕ В АЛЬ-АБТАХ

 

39- [Он сказал: “Мы направились в сторону долины (аль-батха)”[60]. Он сказал: “И (тут) один человек стал говорить: «Сегодня я возвращаюсь к своей семье»” {Ахмад}][61].

40- [Он сказал: “Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня {Ахмад}] (в другой версии хадиса сообщается: ''пять [дней]''), когда нам было велено освободиться[62] для наших жен. Поэтому когда мы прибыли на Арафат, прошло совсем немного времени после нашей половой близости [с супругами]. Он сказал: «Джабир рассказывал (и при этом жестикулировал) рукой. (Передатчик хадиса сказал: ) «Я будто вижу, как он говорит, жестикулируя рукой». [(Люди) сказали: “Как же мы сделаем это умрой, когда мы уже назвали это хаджем? ”{аль-Бухари, Муслим}].

41- Он сказал: [“И эти (слова) каким-то неведомым для нас образом дошли до пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Было ли это передано ему с небес или об этом ему сообщили люди, мы не знаем”.{Муслим}].

 

ПРОПОВЕДЬ ПРОРОКА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, В КОТОРОЙ ОН ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРЕРЫВАНИЕ ХАДЖА В ПОЛЬЗУ УМРЫ, И ПОВИНОВЕНИЕ ЕМУ СПОДВЖНИКОВ

 

42- [Он встал {Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ибн Маджа, ат-Тахави}] [и обратился к людям с проповедью, (предварительно) восхвалив и восславив Аллаха {ат-Тахави, Ибн Са'д, Ахмад}]. Он сказал: [“О, люди! Клянусь Аллахом, разве вы не знаете меня?! ] Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. [Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо {аль-Бухари, Муслим}] если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы [, однако я не могу выйти из состояния ихрама, пока этот жертвенный скот не достигнет места своего назначения {аль-Бухари}][63]. Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных, поэтому выходите из состояния ихрама” {Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ибн Маджа, ат-Тахави, Ибн Са'д, аль-Байхаки}].

43- [Он сказал: “Тогда мы вступили в интимные отношения с нашими женами, умастились благовониями и облачились в обычную одежду. {Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ахмад}] [Мы услышали и повиновались”{Муслим, Абу Нуайм, ат-Тахави}].

44- [Все люди вышли из состояния ихрама и укоротили волосы, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные {Ибн Маджа, ат-Тахави, аль-Байхаки}].

45- [Он сказал: “И ни у кого из них не было жертвенных животных, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Тальхи {аль-Бухари, аль-Байхаки, Ахмад}][64].

 

ПРИБЫТИЕ АЛИ ИЗ ЙЕМЕНА,

КОТОРЫЙ ВОШЕЛ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА С ТЕМ ЖЕ НАМЕРЕНИЕМ,

ЧТО И ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ

 

46- Али [, закончив порученное ему дело {Муслим, ан-Наса'и, аш-Шафии, аль-Байхаки}, ][65] прибыл из Йемена с жертвенными животными для пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

47- И он увидел среди людей, вышедших из состояния ихрама, Фатиму. [Она расчесала волосы {Ибн аль-Джаруд}], надела одежду из крашеной ткани и подвела глаза сурьмой. Он осудил ее за это [и сказал: “Кто велел тебе это?! ” {Абу Дауд, аль-Байхаки}]. Она ответила: “Поистине, мой отец велел мне поступить так! ”

48- Он (т.е. Джабир – прим. редактора) сказал: “(Годы спустя, ) когда Али находился в Ираке, он рассказывал: “Тогда я отправился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы пожаловаться на то, что сделала Фатима, и узнать его мнение обо всем, что она сообщила ему. Когда он рассказал ему о том, что осудил ее [, а она ответила: “Мой отец велел мне поступить так! ” {Абу Дауд, аль-Байхаки}], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Она сказала правду! Она сказала правду! [Она сказала правду! {ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}][Я велел ей поступить так”.{ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}].

49- Джабир сказал: “Далее он спросил Али: “Что ты сказал, когда начинал хадж? ” Он (т.е. Али – прим. переводчика) ответил: “Я сказал: “О, Аллах! Поистине, я вхожу в состояние ихрама с тем же намерением, что и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! ”

50- Тогда он сказал: “Поистине, со мной жертвенные животные, поэтому не выходи из ихрама [, а оставайся в том же состоянии, что и сейчас! ” {ан-Наса'и}].

51- Жертвенные животные, которых привел с собой Али из Йемена, и с которыми пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, [из Медины {Абу Дауд, ан-Наса'и, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}], вместе составили сто [верблюдиц и коров {ад-Дарими}].

52- Он сказал: “Все люди вышли из состояния ихрама[66] и укоротили волосы, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные”[67].

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В МИНУ ПАЛОМНИКОВ,

НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ИХРАМА.

 

53- Когда наступил день ат-тарвия [68] , [(сподвижники) оставили Мекку {аль-Бухари, Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ахмад}, ] отправились в Мину[69] и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж [в местечке аль-Абтах {аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави, аль-Байхаки, Ахмад}].

54- [Он сказал: “Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Айше, да будет доволен ею Аллах, и, увидев, что она плачет, спросил: “Что с тобой? ” Она ответила: “Дело в том, что у месячные. Люди вышли из состояния ихрама, а я – нет. Я также не совершила обход Дома (Аллаха), а сейчас люди уже отправляются в хадж”. Тогда он сказал: “Поистине, это предопределено Аллахом дочерям Адама. Поэтому соверши полное омовение, затем войди в состояние ихрама и произнеси тальбию (с намерением совершить) хадж [, затем соверши хадж и выполняй все, что делает паломник, но только не обходи (таваф) Дом (Аллаха) и не молись! ” {Ахмад, Абу Дауд}][70]. Я так и поступила {Муслим, Абу Нуайм, Абу Дауд, ан-Наса'и, ат-Тахави, аль-Байхаки, Ахмад}]. (В другой версии хадиса сообщается: «И она выполнила все обряды хаджа, за исключением обхода Дома (Аллаха) {Ахмад}].

55- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ехал (в Мину) на верховом животном[71] и совершил в ней (т.е. в Мине (а в одной из версий хадиса сообщается: ''с нами'' {Абу Дауд})) полуденный (зухр), предвечерний ('аср), закатный (магриб), вечерний ('иша) и утренний (фаджр) намазы.

56- Затем он оставался на месте немного времени, пока не взошло солнце[72],

57- и велел поставить [для себя {Абу Дауд, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}] на (горе) Намира[73] шерстяной шатер.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ И ОСТАНОВКА В НАМИРЕ

 

58- Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь[74], курайшиты не сомневались, что он остановится у аль-Маш’ар аль-Харам [в Муздалифе {Абу Дауд, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}], как это делали курайшиты во времена доисламского невежества (джахилии)[75]. Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал ехать, пока не достиг (долины) Арафат[76]. Он увидел, что шатер на (горе) Намира для него уже был поставлен, и он остановился в нем.

59- Сразу после полудня он велел привести в себе аль-Касву. Когда ее привели к нему [, он сел на нее верхом {Абу Дауд, Ибн Маджа}] и доехал до середины пересохшего русла (вади)[77].

 

ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В (ДЕНЬ) АРАФАТА

 

60- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой сказал:


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ результатов развития речи детей 4 года жизни.
  2. апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.
  3. Астрахань, 18–22 апреля 2016 года
  4. БАРБОНЧИТО И ДОГОВОР 1868 ГОДА.
  5. БИЛЕТ 18.Волновое движение. Плоская гармоническая волна. Длина волны, волновое число. Фазовая скорость. Уравнение волны. Одномерное волновое уравнение.
  6. Благодарность в адрес ИРМ/БТП
  7. Благодарю тебя за возможность очиститься от того, что происходит во мне, и от того опыта, который я получил в результате твоего вопроса.
  8. Благодатное врачевство против пьянства
  9. Благодатное облако на Фаворе
  10. Будучи Духом, вы можете вернуться в прошлое, чтобы исправить его – благодаря чему вы исправите и свое настоящее
  11. В XVIII веке до и. э. в Египет вторглись азиатские племена — гиксосы, которые владели страной до 1580 года. Египтяне заимствовали у них боевую колесницу.
  12. в Могилевской области в 1991-2001 годах


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь