Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Россия в мировом цивилизационным пространстве: основные специфические черты и этапы российской империи.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Критерии типологии общества: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение. 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество. Современная цивилизационная идентификация России может быть представлена следующим образом: 1. Россия часть европейской и западно-европейской цивилизации, и она должна развиваться на этой цивилизационной основе 2. Россия составная часть особой славянской цивилизации, входит в цивилизационную орбиту государств с преимущественно славянским населением 3. Россия особая мультиэтническая цивилизация. 4. Россия вобрала в себя элементы множества других цивилизаций, и этот сплав образовал нечто самостоятельное, уникальное и несводимое ни к одному из компонентов сплава.
Европа и древнерусские земли 4 – 9 вв. Основы политической, социально – экономической и культурной организации восточных славян. В эпоху великого переселения народов в III - VI вв. н.э. славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне разделились на несколько групп: 1)Одна часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 2)Другая часть славян переселилась севернее. Их станут называть западными славянами (чехи, поляки, словаки, кашубы, лужицкие сербы). 3)Третья часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы). Соседи восточных славян. Восточно - Европейская равнина ещё до прихода сюда славян была заселена различными племенами. На Балтийском побережье и на севере равнины проживали балтийские (литва, жмудь, пруссы, и др.) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры, коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением. -В середине VI в. в низовьях Волги находилось государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать. -В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков – Булгарское царство. Затем Булгарское царство распалось. -Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги. -На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над частью восточно-славянских племен, многие из которых платили им дань до IX века. На юге соседкой восточных славян была мощная Византийская империя (395 - 1453) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград). На западе восточные славяне соседствовали с родственными чехами и поляками. Территория восточных славян. В VI - VIII вв. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя, зарождения феодальных отношений и складывания предпосылок для образования государства. В VIII - IX вв. они занимали обширную территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере и до среднего течения Днепра на юге. Занятия славян. ёё Основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат. Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия: сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и др. Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело. Общественные отношения. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства - землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника. Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних. Необходим был государственный аппарат для поддержания власти военно-дружинной знати. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 больших городов, окруженных крепостными укреплениями. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. В IХ в. возник великий1 торговый путь - " из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили " волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Другой важной артерией был Волжский торговый путь, по которому можно было дойти до Каспийского моря, " из варяг в персы". Благодаря этому торговому пути осуществлялась активная торговля со странами Востока Верования восточных славян. Славяне, как и другие народы, прошли несколько этапов развития в своих религиозных представлениях. В догосударственный период и в первые века существования Древнерусского государства у восточных славян было широко распространено язычество. У каждого крупного племени были свои, местные почитаемые боги и божества. Это указывает на отсутствие тесного межплеменного единства славян. Наиболее яркой стороной языческого мира являлись обряды (свадебный обряд, обряд погребения и др.). С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции. Тем не менее, язычество оставило существенный след в культурном наследстве славян. Даже в православной вере до сих пор присутствуют элементы языческих традиций и верований (рождественское колядование, празднование масленицы).
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально - экономических и политических предпосылок для образования государства: 1) социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, " соседской" общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина; 2) политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; 3) внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине. Итак, к IХ в. у восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и ск Норманнская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства. В наши дни норманнская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству неспособны.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2941; Нарушение авторского права страницы