Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шестой столп имана – вера в предопределение.
Эта вера означает утверждение о том, что Аллаху известно всё, что было в прошлом, и всё, что произойдет в будущем. Аллах знает обо всем, что случается с нами, о сроках жизни каждого из нас и об уделе любого человека. Всевышний сказал: « Воистину, Аллах знает обо всякой вещи ». (29. Аль-‘анкабут: 62). А также сказал: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». (6. Аль-ан’ам: 59). Все это записано в Книге. Аллах сказал: «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (36. Йа-син: 12). Также Аллах в Коране говорит: « Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко ». (22. Аль-хадж: 70). Когда же Всевышний пожелает, чтобы что-то из предопределенного Им явилось в этот свет, Он говорит ему: «Будь! », и оно сбывается. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь! » – как это сбывается». (36. Йа-син: 82). Таким образом, об Аллахе мы говорим не только как о Предопределившем всякую вещь, но и как о Создателе, явившем на свет всё, что было предопределено. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (54. Аль-камар: 49). Всевышний сотворил людей для служения и послушания Ему, Он разъяснил законы, призвал к благому и запретил злое. При этом Он вложил в каждого человека способность выбирать и поступать по своему желанию. В соответствии с этим люди и зарабатывают себе либо награду Рая, либо наказание Ада. Веря в предопределение, человек воплощает в жизнь следующее: Во-первых, человек, совершая причины, начинает полагаться на Аллаха. Он понимает, что и причины, и их возникновение происходят по воле Аллаха и Его предопределению. Во-вторых, сердце человека обретает спокойствие, ведь он знает, что предопределенное Аллахом произойдет неизбежно, и все, что случилось, не могло миновать. Поэтому самой легкой жизнью и спокойным сердцем обладают именно те, кто верует в предопределение. В-третьих, человек отучает себя от горделивости и восхищения собой, ведь приход некоего блага – это исключительно милость Аллаха, которую он даровал, посредством того, что предопределил причины блага и успеха. Поэтому верующий человек спешит благодарить за это Всевышнего. В-четвертых, у человека, верующего в предопределение, уменьшаются расстройства, уходит отчаяние, ведь когда происходит несчастье, он знает, что оно было предопределено для него. Поэтому он предпочитает терпеливо вынести испытания, расчитывая на награду от Аллаха. Всевышний говорит: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57. Аль-хадид: 22-23). В-пятых, человек, верующий в предопределение, учит себя полагаться только на Аллаха, ведь он знает, что добро и зло приходят только по предопределению. Поэтому верующий не боится сильных исключительно из-за их силы, он не отказывается совершать полезные дела из страха перед кем-то. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил Ибн Аббасу такие слова: «Знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли». Хадис приводит имам Тирмизи в сборнике «Сунан» в главах о Судном дне: 4/76, а также имам Ахмад в Муснаде: 1/293.
24 Третья степень религии – Ихсан *. *Ихсан можно перевести на русский язык как «совершение своего дела в наиболее лучшем виде». Это выполнение поклонения Аллаху, словно видишь его. А если не можешь поклоняться так, как будто видишь Аллаха, то поклоняешься, зная, что Аллах видит тебя и наблюдает за тобой. Таким образом, человек искренне поклоняется Богу, от всего сердца, со всей душой, ощущая Его близость, словно видит Его перед собой. Несомненно, сердце такого человека переполнено богобоязненностью и возвеличиванием своего Господа. Такой человек старается выполнить любой обряд поклонения в наилучшем виде. Человек, совершая поклонение, должен ощущать присутствие Аллаха, помнить о том, что Всевышний близок к нему, как будто видит Его. Если же человеку это трудно, то пусть поможет себе в достижении этого состояния своей верой в то, что Аллах постоянно видит его, знает его явное и тайное, внешнее и внутреннее, и ничто не может скрыться от Него. «Джами аль-улюм ва аль-хикам», с. 128. Такой человек не стремится к наградам нашего бренного мира за свое поклонение Аллаху и не ищет благодарности людей за своё служение. Его единственная цель – быть угодным Аллаху и снискать Его довольство. Такой человек одинаков и внешне, и внутренне. Он – истинный раб своего Господа как прилюдно, так и наедине. Он абсолютно убежден, что Аллах знает и видит, что скрыто в его сердце, каким наущениям подвергает его душа. Верой пропитано его сердце, он чувствует, что Аллах смотрит за ним, и потому его тело полностью подчинено Всевышнему, ни один его орган не совершит ничего, что может вызвать гнев Господа, а делает только то, чем Аллах бывает доволен. Таким образом, этот человек подчинен Аллаху. Поскольку сердце такого человека связано только с Аллахом, он никогда не обратится за помощью к сотворенному. Он довольствуется Аллахом и никогда не пожалуется людям. Он связывает свои надежды и нужды лишь со Всевышним, и ему достаточно Аллаха как помощника! Если такой человек окажется в безлюдном месте, он не проявит страха, не будет никого бояться, ибо знает, что Аллах всегда с ним, а Он – прекрасный защитник. Такой человек не оставляет ни одного повеления своего Господа неисполненным, избегает всех грехов, которые Аллах запретил, ибо в нем присутствует стыдливость по отношению к Аллаху. Поэтому он не желает оказаться в том месте, где Аллах запрещает находиться, или не оказаться там, где Всевышний велит участвовать. Такой человек не причиняет зла и вреда другим творениям, не ущемляет ничьих прав, ибо знает, что Аллах наблюдает за ним и спросит обо всех поступках. Он не портит ничего на Земле, потому что знает: все её блага принадлежат Аллаху, и Всевышний подчинил их всему человечеству. Поэтому такой человек берет лишь столько, сколько нужно для удовлетворения его нужд, и благодарит Аллаха за возможность пользоваться ими. *** Завершая эту статью, хотелось бы подчеркнуть, что Ислам – это всеобъемлющая божественная система, законы которой регулируют все сферы жизни человека и общества: идеологическую, политическую, экономическую, социальную, правоохранительную… В Исламе человек найдет основы, нормо положения и правила, регулирующие жизнь в мирное время и в военный период, оберегающие права людей, заботящиеся о благородстве человека, охраняющие окружающий мир, птиц и животных. Учения Ислама объясняют сущность человека, его жизни и смерти, а также воскрешения из мертвых. Кроме того, в законах Ислама человек увидит наилучший метод взаимодействия с окружающим обществом, примером чему могут служить такие аяты Корана: «… И говорите людям прекрасное ». (2. Аль-бакара: 83); «… И сдерживают гнев и прощают людей ». (3. Аали Имран: 134); «… И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости ». (5. Аль-маида: 8). Рассмотрев степени религии (Ислам, Иман, Ихсан) и их столпы, в следующей статье поговорим о достоинствах этой религии.
Достоинства Ислама. Невозможно перечислить все достоинства и преимущества Ислама. Ислам – это религия Бога, и так же как никто не сможет объять Самого Всевышнего взглядом и знанием, так и достоинства Его религии невозможно описать в рамках книги или работы. Известный ученый Ибн аль-Кайим писал по этому поводу: «В религии Аллаха столь много мудрого, что никаких слов не хватит для перечисления всех их. Если бы все люди собрались вместе и превратились в единый разум, то и тогда им не удалось бы создать нечто похожее на положения Ислама. Достаточно с человека и того, что его разум способен увидеть красоту, понять мудрость религии Аллаха, а также признать, что еще не было законов величественнее и полнее, чем законы этой религии. И если бы у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было других доказательств в подтверждение того, что он пророчествует от Бога, кроме этих законов, то они сами по себе были бы мощнейшим доводом и подтверждением их божественного происхождения! Законы Аллаха свиде-тельствуют о Его абсолютном знании, полноте мудрости, широте милости, доброте и великолепии. Они охватывают и тайное, и явное, содержат знание об истоках и исходах, а также являются самой великой милостью Аллаха, которая была дарована людям. Действительно, нет другой, столь же значительной милости, оказанной людям, как то, что Аллах привел к знанию этих законов, ввел в общину, соблюдающую эти законы, и в число тех, кто соблюдает законы, которым доволен Аллах. Поэтому Всевышний упоминает об этом как о величайшей милости, оказанной человеку: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3. Аали Имран: 164). Также Всевышний сказал Своим рабам, напоминая о великой милости, оказанной им, и указывая на необходимость благодарить Его за то, что сделал их верующими: « Сегодня Я завершил для вас вашу религию » (5. Аль-маида: 3)». «Мифтах дар ас-саада», Ибн Аль-Кайим, 1/374. Из чувства благодарности к Аллаху за эту религию, хотелось бы раскрыть несколько особенностей Ислама, выделяющих его на фоне остальных религий:
Ислам – религия Бога. Действительно, как уже не раз упоминалось в предыдущих статьях, Аллах признает лишь одну религию – религию покорности Ему, что по-арабски означает «Ислам». Всевышний направлял пророков, чтобы те проповедовали Ислам и призывали к нему. Подобно тому, как Создатель отличается от Своих созданий, Его религия Ислам отличается от любой придуманной человеком религии. Так же, как Господь наделен качествами совершенства, Его религия Ислам выделяется совершенными законами – они исправляют и мирскую жизнь, и наше положение после смерти, разъясняют права Господа и обязанности людей по отношению к Нему, а также права и обязанности людей друг перед другом.
Всеобъемлемость Ислама. Такова одна из важных особенностей Ислама – то, что эта религия распространяется на все сферы жизни. Всевышний сказал: «Мы ничего не упустили в Писании». (6. Аль-ан’ам: 38). Таким образом, Ислам охватывает вопросы, связанные с Творцом, то есть разъясняет о Боге, Его именах и качествах, правах по отношению к Нему. А также охватывает и вопросы, связанные с Его творениями, разъясняет людям законы шариата, их обязанности перед Господом, регулирует взаимоотношения, учит нравственности. Кроме того, Ислам разъясняет события, касающиеся человечества, от начала до конца, рассказывает об ангелах, пророках и посланниках, затрагивает вопросы окружающего мира, рассказывает о небесах и звездах, Земле и морях, флоре и фауне и многом другом. Важно также, что Ислам разъясняет смысл жизни человека в этом мире, показывает, что его ожидает после смерти и какую он несет ответственность за совершаемые дела.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы