Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Такбир, открывающий молитву (такбират аль-ихрам)



Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) начинал молитву, произнося:

Аллаху акбар (Аллах Велик! )(129)

Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел так же поступать «человеку, который плохо помолился», как о том уже было упомянуто выше, сказав ему: «Поистине, молитва человека не будет полной до тех пор, пока он не совершит (должным образом) омовение, омыв все необходимые части тела, а затем не скажет: «Аллаху акбар (Аллах Велик! )»(130). Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Ключ к молитве — очищение, вход в нее — такбир, а выход из нее - таслим»(131).

Также «он возвышал голос при произнесении такбира (ровно) настолько, что стоявшие позади него слышали это»(132). Однако «когда он заболел, Абу Бакр возвышал свой голос, чтобы донести такбир Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) до людей»(133).

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Когда имам произнесёт: «Аллаху акбар», то (и вы) произносите: «Аллаху акбар»(134).

_________
(129) Муслим и Ибн Маджа. Этот хадис содержит указание на то, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не начинал молитву со слов, которые произносят некоторые люди: «(О Аллах) я намереваюсь совершить молитву...», что по сути — и по этому вопросу существует согласие — является религиозным нововведением. Расхождение лишь в том, является ли это хорошим или порицаемым религиозным нововведением, на что мы говорим: «Поистине, все религиозные нововведения, касающиеся вопросов поклонения, являются заблуждением, исходя из общего характера его (да благословит его Аллах и приветствует) следующего высказывания: «...каждое религиозное нововведение является заблуждением, а каждое заблуждение окажется в Огне».

(130) Ат-Табарани приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(131) Абу Дауд, ат-Тирмизи и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (301). Дословно «такбир делает его запретным (харам)», что подразумевает все действия, совершение которых во время молитвы Аллах сделал запретными (харам), «а таслим делает ее разрешенной (халал)», как всё разрешённое за пределами молитвы. Хадис утверждает, что дверь к молитве заперта, и ни один верующий не может открыть её, предварительно не очистившись, точно так же в нем утверждается и то, что входом в молитву является только такбир, а выходом из него - только таслим. Этого мнения придерживаются большинство мусульманских ученых.

(132) Ахмад и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби.

(133) Муслим и ан-Наса’и.

(134) Ахмад и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
__________

Поднятие рук

Он (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал свои руки иногда одновременно с произнесением такбира(135), иногда после произнесения такбира(136), а иногда до его произнесения(137).

«Он поднимал свои руки, держа пальцы врозь [но не растопыренными и не сжатыми вместе]»(138), и «он поднимал их до уровня плеч»(139), хотя иногда «он поднимал их до уровня (кончиков) своих ушей»(140).

__________
(135) Аль-Бухари и ан-Наса’и.

(136) Там же.

(137) Аль-Бухари и Абу Дауд.

(138) Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/62/2, 64/1), Таммам и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби.

(139) Аль-Бухари и ан-Наса’и.

(140) Аль-Бухари и Абу Дауд.
__________

Возложение правой руки на левую и веление так поступать

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) возлагал свою правую руку на левую руку»(141), и он говорил: «Нам, Пророкам, было велено спешить с ифтаром(142) и откладывать сухур(143), а также возлагать свои правые руки на левые руки во время молитвы»(144).

Также «он проходил мимо какого-то человека, который молился, возложив свою левую руку на правую. Тогда он раздвинул его руки и возложил правую на левую»(145).

__________
(141) Муслим и Абу Дауд. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (352).

(142) Разговение, прием пищи сразу после захода солнца, знаменующее окончание времени поста (Прим. перев.).

(143) Последний прием пищи незадолго до рассвета перед соблюдением поста (Прим. перев.).

(144) Ибн Хиббан и ад-Дийа’ приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(145) Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
__________

Возложение рук на грудь

«Он возлагал правую руку на тыльную сторону своей левой ладони, запястья и предплечья»(146), «и он велел так поступать своим сподвижникам»(147), а иногда «он сжимал свою левую руку правой»(148).

«Он возлагал их (т.е. руки. — Прим. перев.) на грудь»(149).

Также «он запрещал молиться, положив руки на бока [и он положил свою руку на бок (чтобы продемонстрировать это)]»(150). Именно такое положение «сильб» [сходное с распятым на кресте человеком] он запрещал (принимать)(151).

__________
(146) Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Хузайма (1/54/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Достоверность этого хадиса установил Ибн Хиббан (485).

(147) Малик, аль-Бухари и Абу Авана.

(148) Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. В этом хадисе содержится свидетельство того, что сжимание (левой руки правой) — это сунна, а в предыдущем хадисе речь идет о возложении (правой руки на левую), что также является сунной. Таким образом, оба этих действия - сунна. А что касается совмещения держания и возложения, которое одобряют некоторые ханафиты из поздних поколений, то это религиозное нововведение (бид’а). То, о чем они заявляют, выглядит следующим образом: правую руку возлагают на левую, держа запястье мизинцем и большим пальцем, тогда как остальные три пальца лежат плашмя, как на то указывает Ибн ’Абидин в примечаниях к книге «Дурр аль-Мухтар» (1/454). Не вводите себя в заблуждение тем, что они говорят!

(149) Абу Дауд, Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1/54/2), Ахмад и Абу аш-Шейх в «Тарих Исфахан» (стр. 125). Одну из цепочек этого хадиса (иснад) ат-Тирмизи назвал хорошей. При тщательном рассмотрении сходные по смыслу хадисы можно найти в книге «аль-Муватта’» и сборнике хадисов аль-Бухари «ас-Сахих». Я подробно исследовал иснады этого хадиса в своей книге «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118).

Примечание: возложение рук на груди достоверно установлено в Сунне, а все, что этому противоречит, является либо слабым, либо совсем безосновательным. Фактически в соответствии с этой сунной поступал имам Исхак ибн Рахавайх, как о том пишет Аль-Марвази в книге «аль-Маса’иль» (стр. 222): «Исхак вместе с нами совершал молитву «витр»... Он поднимал руки во время мольбы и произносил мольбу перед поясным поклоном, а руки он возлагал на грудь или чуть ниже груди».

То же самое говорит аль-Кади ’Ийад аль-Малики в главе «Мустахаббат ас-Салят» своей книги «аль-И’лям» (3-е изд., Рабат, стр. 15): «Правую руку следует возложить на тыльную сторону левой в верхней части груди». Сходно с этим и то, о чем поведал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбал в книге «аль-Маса’иль» (стр. 62): «Я видел, как мой отец во время молитвы возлагал руки одну на другую выше пупка». Более подробно см. Приложение № 2 в данной книге.

(150) Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (374).

(151) Абу Дауд, ан-Наса’и и другие.
__________

 

Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (ду‘а аль-истифтах)

Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) начинал чтение (молитвы) с произнесения многих различных ду‘а, обращенных к Аллаху, в которых он восхвалял Всевышнего Аллаха, прославлял и превозносил Его. На самом деле он велел так же поступать и «человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Молитва человека не будет полной до тех пор, пока он не скажет такбир, не восхвалит Всеславного и Всесильного Аллаха и не возвеличит Его, (а затем) не прочтет из Корана столько, сколько ему не составит труда...»(167).

Он обращался к Аллаху с любыми мольбами (ду‘а), которые приведены ниже:

1. Аллахумма, ба‘ид байни ва байна хатайайа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайайа кя-ма йунакка-с-суабу-ль-абйаду мин ад-данаси, Аллахумма, гсиль-ни мин хатайайа би-с-сальджи, ва-ль-ма‘и, ва-ль-барад.

«О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада. О Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи. О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом».

Он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил эту мольбу во время совершения обязательных молитв(168).

2. Ваджжахту ваджхийа ли-ллязи фатара-с-самавати ва-ль-арда ханифан [муслиман], ва ма ана мин-аль-мушрикин. Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа ва мамати ли-Лляхи Рабби-ль-‘Алямин, ля шарикя ля-ху, ва би заликя умирту ва ана аввалюль муслимин. Аллахумма, Анта-ль-Малику, ля иляха илля Анта, субхана-кя ва бихамди-кя. Анта рабби ва ана ‘абду-кя. Залямту нафси ва-‘тарафту би-занби, фа-гфир ли занби джами‘ан, инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, ва-хдини ли-ахсани-ль-ахляки, ля йахди-ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф ‘ан-ни сайиа-ха ля йасрифу ‘ан-ни сайиа-ха илля Анта. Ляббай-кя ва са‘дай-кя, ва-ль хайру куллю-ху фи-йадай-кя, ва шарру ляйса иляй-кя, [валь махдиййу ман хадайта, ана би-кя ва иляй-кя, ля манджа ва ля мальджа’а мин-кя илля иляй-кя], табаракта ва та‘аляйта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.

«Будучи ханифом(169) [мусульманином], я обратил свое лицо к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва, мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это мне было велено, и я - первый из числа мусульман(170). О Аллах! Ты - Царь, нет бога, кроме Тебя [слава Тебе и хвала Тебе], Ты - Господь мой, а я - раб Твой(171). Я сам себя обидел и признал свой грех, так прости же все мои грехи, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя. Укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не направит к ним, и лиши меня дурных качеств, ибо никто не избавит меня от них, кроме Тебя! Вот я перед Тобой и счастлив служить Тебе(172); Всё благо в деснице Твоей, а зло - не от Тебя(173); [и идет по истинному пути тут, кого Ты направил; все, что я делаю, делается благодаря Тебе, и к Тебе я вернусь, нет спасения и нет убежища от Тебя, кроме обращения к Тебе] Ты - Всеблагой и Всевышний, и я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние! »

Он произносил эту мольбу в обязательных и дополнительных молитвах(174).

3. Та же мольба, что и № 2, но без слов:

«Анта рабби ва ана ‘абду-кя...» («Ты - Господь мой, а я - раб Твой...») и до конца, однако с добавлением следующих слов:

Аллахумма, Анта-ль-Малику ля иляха илля Антав, субхана-кя ва бихамди-кя.

О Аллах! Ты - Царь, нет бога, кроме Тебя, слава Тебе и Хвала Тебе! (175).

4. Та же мольба, что и № 2, но до слов: «...ва ана аввалюль муслимин» («... и я - первый из числа мусульман») и с добавлением следующих слов:

Аллахумма, хдини ли ахсани-ль-ахляки, ва ахсани-ль-а‘мали, ля йахди ли ахсани-ха илля Анта, вакыни саййи’и-ль-ахляки, ва-ль-а‘мали, ля йакый саййиа-ха илля Анта.

«О Аллах! Приведи меня к наилучшим нравственным качествам и к наилучшим делам, к которым никто не может привести, кроме Тебя; и убереги меня от дурных нравственных качеств и дурных дел, от которых никто не сможет уберечь, кроме Тебя! »(176).

5. Субхана-кя, Аллахумма, ва бихамди-кя, ва табаракя-исму-кя ва та‘аля джадду-кя ва ля иляха гайру-кя.

«Слава(177) Тебе, о Аллах, и хвала(178) Тебе, благословенно(179) Имя Твое, превыше всего величие(180) Твоё, и нет бога, кроме Тебя! »(181)

И он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Поистине, наиболее любимыми словами у Аллаха, произносимыми Его рабом, являются:

«Слава Аллаху» (субхана Ллах)»(182).

6. Читая ту же мольбу (что № 5) в дополнительной добровольной ночной молитве, он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял:

Ля иляха илля-Ллах - 3 раза, и Аллаху акбар кябиран - 3 раза

«Нет бога, кроме Аллаха» (3 раза) и «Аллах Велик много раз! » (3 раза)

7. Аллаху акбару кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асылян.

«Аллах Велик намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и вечером! »

Один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) начал свою молитву этими словами, на что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как прекрасна (эта мольба), ибо из-за неё открылись небесные врата»(183).

8. Альхамду ли-Лляхи, хамдан кясиран, таййибан, мубаракан фи-хи

«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная! »

Этими словами начал молиться другой сподвижник, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я увидел, как двенадцать ангелов подхватили эти слова, опережая друг друга»(184).

9. Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим, ва-ля-кя-ль-хамду, Анта каййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, [ва ля-кя-ль-хамду, Анта малику-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим], ва ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку ва ва‘ду-кя-хакку, ва каулю-кя-хакку, ва ликау-кя-хакку, ва-ль-джаннату хаккун, ва-н-нару хаккун, ва-с-са‘ату хаккун, ва-н-набиййуна хаккун, ва Мухаммадун хаккун, Аллахумма, ля-кя аслямту, ва‘аляй-кя таваккальту, ва би-кя аманту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту, ва иляй-кя хакямту, [Анта рабба-на ва иляй-кя-ль-масыру, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту], [ва ма Анта а‘ляму би-хи минни] Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыру [Анта иляхи], ля иляха илля Анта.

«О Аллах, хвала Тебе, Ты - Свет(185) небес и земли и тех, кто там обитает. Хвала тебе! Ты - Хранитель(186) небес и земли, и тех, кто там обитает. [Хвала Тебе! Ты - Царь небес, земли и тех, кто там обитает.] Хвала Тебе, Ты - Истина, и Твое обещание - Истина, и Слово Твое - Истина, и встреча с Тобой - Истина, и Рай - Истина, и Огонь - Истина, и Час этот (т.е. День Воскресения. - Прим. перев.) - Истина, и Пророки - Истина, и Мухаммад - Истина. О Аллах, Тебе я покорился, на Тебя стал уповать, в Тебя уверовал, перед Тобой раскаялся, благодаря Тебе вёл споры и к Тебе на суд обратился. [Ты - наш Господь и к Тебе возвращение (для отчёта), так прости же мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что совершил явно] [и то, о чём Ты знаешь лучше меня]. Ты - Выдвигающий вперед и Ты - Отодвигающий. [Ты - мой Бог.] Нет бога, кроме Тебя»(187).

Эту мольбу он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил во время совершения дополнительной ночной молитвы, так же как и следующую мольбу (№ 10)(188):

10. Аллахумма, Рабба Джибраиля ва Микаиля ва Исрафиля, Фатира-с-самавати ва-ль-арди, ’Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Анта тахкуму байна ’ибади-кя фи-ма кя-ну фи-хи йахталифун. Ихди-ни ли-ма-хтулифа фи-хи мин-аль-хакки би-изни-кя, инна-кя тахди ман таша’у иля сыратин мустакымин

«О Аллах, Господь Джибраила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное! Ты рассудишь рабов Своих в том, в чем они расходились между собой. Приведи меня с соизволения Своего к Истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведешь Ты к Прямому Пути, кого пожелаешь»(189).

11. Он (да благословит его Аллах и приветствует) по десять раз произносил каждый такбир («Аллаху акбар»), каждый тахмид («аль-хамду ли-Лляхи»), каждый тасбих («Субхана-Ллах»), каждый тахлиль («Ла илаха илля-Ллах») и каждый истигфар «Астагфиру Ллах», затем говорил 10 раз:

Аллахумма, гфир ли, ва хдини, ва рзукни, [ва ‘афини] - 10 раз.

«О Аллах! прости меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию [и избавь меня]» (10 раз),

а затем говорил:

Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин-ад-даййыки йаумаль-хисаб (10 раз)

«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от тягот в День Расчета»(190) (10 раз).

12. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, зуль-малякути валь-джабарути, валь-кибрийа’и валь-‘азамати

«Аллах Велик! (3 раза). Обладатель Владычества, Могущества, Величавости и Величия! »(191).

__________
(167) Абу Дауд иль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

(168) Аль-Бухари, Муслим и Ибн Аби Шайба (12/110/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 8).

(169) Ханиф - истинно верующий в Единого Аллаха (Прим. перев.).

(170) Так это передается во многих сообщениях, а в некоторых передается «ва ана миналь муслимина» («и я - из числа мусульман»). Возможно, это произошло из-за ошибки одного из передатчиков хадиса, что подтверждается другими доказательствами, поэтому молящемуся следует говорить: «ва ана аввалюль муслимина» («и я - первый из числа мусульман»). В этом нет ничего противоречивого, вопреки тому, что говорят некоторые люди, полагая, что эта фраза значит: «Я первый человек, обладающий этими качествами, тогда как у других людей их нет». Однако это не так: эта фраза на самом деле значит опережение (друг друга) в выполнении повелений, - сходным с этим являются (аяты): «Скажи (О Мухаммад! ): «Если бы у Милосердного был сын, то я был бы первым из поклоняющихся (ему)». (Сура «Украшения», аят 81), и высказывание Мусы (мир ему): «... и я - первый из верующих» (Сура «Преграды», аят 143).

(171) Азхари сказал: «Я не поклоняюсь никому, кроме Тебя».

(172) «ляббай-кя»: я непоколебимо и постоянно готов служить Тебе; «са‘дай-кя»: я чрезвычайно счастлив (находиться под) Твоим повелением и с полной искренностью следую вере, которую Ты избрал.

(173) То есть зло не может исходить от Аллаха, потому что в Его деяниях нет ничего злого (и дурного), ибо все Его деяния - благие, которым присущи справедливость, милость и мудрость, - все они благие, и в них нет никакого зла. А зло как раз и является злом потому, что оно не может исходить от Аллаха. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) говорит: «Он (Аллах) является Творцом добра и зла, однако зло существует в некоторых Его созданиях, а не в (самом) Его акте творения и не в (самих) Его деяниях. Поэтому Всевышний свободен от всякой несправедливости, притеснения (зульм), которое в своей основе заключается в расположении чего-либо не на своем, присущем тому месте. Он всё расставляет по своим местам, поэтому всё (исходящее от Него) является благим. Однако зло заключается в расположении чего-либо не на своём, присущем тому месте: когда что-либо помещается в присущее тому место, то это уже не зло, поэтому, естественно, зло не исходит от Него... На вопрос: «Почему (тогда) Он сотворил нечто, в чем содержится зло? », я отвечу: «Он совершил акт творения, а Его деяние является добром, но не злом, поскольку творение и деяние принадлежат Аллаху, и злу невозможно быть отнесенным либо приписанным Аллаху. Ничто злое (и дурное), содержащееся в сотворенном, не может исходить от Аллаха, однако Его деяния и Его творение могут быть отнесены к Нему, поэтому они и являются благими». Остальная часть рассуждения на эту важную тему, а также её завершение содержатся в книге Ибн аль-Каййима «Шифа’ аль-‘Алиль фи Маса’иль аль-Када’ валь-Кадр ват-Та‘лиль» (стр. 178-206).

(174) Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн Хиббан, Ахмад, аш-Шафи‘и и ат-Табарани. Ошибается тот, кто считает, что эта мольба читается только в дополнительных молитвах.

(175) Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(176) Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(177) То есть «я прославляю тебя», что значит: «я верю, что Ты абсолютно лишен каких-либо недостатков».

(178) То есть «мы преисполнены восхвалением Тебя».

(179) То есть «благословения Твоего Имени велики, поскольку великое благо проистекает из поминания Имени Твоего».

(180) То есть «Твоя Слава и Твоя Мощь».

(181) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал достоверным этот хадис, и с ним согласился аз-Захаби. Укайли сказал: «Этот (хадис) передается через несколько путей с хорошими иснадами». Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (341). Его передали также Ибн Мандах в книге «Ат-Таухид» (123/2) с достоверной цепочкой рассказчиков, ан-Наса’и в «аль-Йаум ва аль-Лайла» в форме «маукуф» и «марфу‘» и Ибн Кясир в «Джами‘ аль-Масанид» (т. 3, ч. 2, стр. 235/2).

(182) Абу Дауд и ат-Тахави приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

(183) Муслим и Абу Авана. Достоверность этого хадиса установил ат-Тирмизи. Также его передал Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан» (1/210) со слов Джубайра ибн Мут‘има, который слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил эти слова во время совершения дополнительной молитвы.

(184) Муслим и Абу Авана.

(185) То есть: «Ты - Дарующий Свет (всему сущему), и Ты выводишь (на Путь Истины) тех, кто обитает на небесах и на земле».

(186) То есть: «Хранитель и постоянный Блюститель над ними».

(187) Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, Ибн Наср и ад-Дарими.

(188) То, что эти мольбы читались во время дополнительной добровольной ночной молитвы, не означает, что они не могут читаться молящимся и в обязательных молитвах, за исключением имама, чтобы он не затягивал молитву для молящихся за ним.

(189) Муслим и Абу Авана.

(190) Ахмад, Ибн Аби Шайба (12/119/2), Абу Дауд, ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (62/2) через одну достоверную цепочку передатчиков, а другую - хорошую.

(191) Ат-Тайалиси и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
__________

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь