Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические изменения института семьи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Источник: Sutherland, Robert L, Woodward. Julian L. Introductory sociology. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1967. P. 540.
3. Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными демографическими тенденциями – сокращением численности населения и его старением. Исходя из того, что одним из факторов национального самосознания личности является необходимость решительного противодействия физическому исчезновению народа, руководство Республики Беларусь приняло очередную программу демографической безопасности на 2011 - 2015гг. С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993 – 2010 годы составила свыше 750 тыс. человек. Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1, 49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2, 15. Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62% , в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6%. В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70% хотят иметь более одного ребенка. Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным ВОЗ, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15 – 60 лет в 3 – 4, 5 раза выше, чем в странах Европейского союза. Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11 – 15 лет у мужчин ( 64, 7 года ) и на 5 – 10 лет у женщин ( 76, 4 года ). Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году – 693 человека ). В Республике Беларусь проживает 2, 7 млн. семей, из них 1, 3 млн. – семьи, воспитывающие детей. Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей. Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448, 8 тыс. детей ( 25% от общего количества), из них до трех лет – 3 09, 6 тыс. ( 99% детей данного возраста). Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. За последние пять лет родилось 526 129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет количество рожденных детей превысило 100 тыс. Суммарный коэффициент рождаемости за 2006 – 2010 годы возрос с 1, 28 до 1, 49. Увеличилась доля вторых и третьих детей в общем числе родившихся – на 10, 9% количество детей, рожденных вторыми, на 3% – рожденных третьими. Однако положительные сдвиги в динамике рождаемости не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст вступит малочисленное поколение родившихся в 90-х годах. Последствия демографического спада данного периода и постепенное снижение вклада в рождаемость поколения 80-х годов уже проявляются. Так, число родившихся детей в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 1140 человек. В связи с этим необходимо принятие мер по повышению рождаемости и социальных норм детности в стране с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи. Следует уйти от патерналистского подхода к оказанию государственной поддержки семьи, в результате которого граждане выступают потребителями услуг и не участвуют в повышении уровня и качества своей жизни. Дальнейшее совершенствование социально-экономической поддержки семей должно осуществляться на основе принципа партнерства государства и населения. Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.
Тема 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси
1.Социальный институт религии в структуре общества. 2.Структура и социальные функции религии. 3.Социологические характеристики религиозности населения Беларуси
1. Проблема определения религии — это проблема различения религии и нерелигии. В социологии она решалась по-разному, и можно сказать, что методологические особенности социологического определения религии могут быть выражены в соответствии с различными исследовательскими подходами, которые позволяют обобщить наиболее часто встречаемые схемы определения религии. Обратимся к некоторым из них. 1.Расширительное определение: понятие религии включает в себя различные по содержанию и характеру феномены (отношения, предметы). Примером может служить логика Э. Дюркгейма, для которого религиозным было любое отношение к общезначимым нормам и ценностям (религия отождествляется с коллективной идеологией), или определение Э. Фромма (нем. 1900-1980): «Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». 2. Определение, связывающее суть религии с верой в сверхъестественное. У любой религии (в отличие от нерелигии) есть специфическая черта — вера в сверхъестественное, лежащее за преелами земных законов. Э. Тайлор писал: «Целесообразнее всего будет просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ». 3. Функциональное определение дает ответ на следующие вопросы: чему служит религия и какие функции она выполняет. В рамках функционализма религия предстает как создатель системы норм и ценностей, отвечающих на какой-либо важный для общества или человека вопрос (масштабную и неразрешимую проблему). М. Йингер, например, сводит религию к системам верований и практик, которые помогают людям справиться с конечными проблемами человеческого бытия (смертью, страданиями, болезнями и т. п.); М. Вебер видел в религии мотивирующий комплекс, задающий смысл человеческому действию. 4. Субстанциональное (сущностное) определение: чтобы понять социальные функции религии, надо понять, что лежит в их основе, что функционирует. К субстанциональным определениям можно отнести марксистское понимание религии как превратного отражения в головах людей объективных обстоятельств их жизни. Субстанциональный подход исключает широкий охват темы, отнесение к религии других сфер культуры и псевдорелигиозных феноменов (коммунизм или национал-социализм тоже можно принять за религию — имеется функциональное сходство, но не сущностное). Субстанциональное определение религии выделяет субъект религии (личность или группа), объект религии (священные вещи, Бог, Абсолют, Космос), субъект-объектные связи (отношение к священному, переживания, страх и т. п.). 5. Феноменологическое определение: религия — одна из символических систем (наряду с наукой, искусством, философией), надстраивающихся над первичной «реальностью повседневной жизни» (Т. Лукман).
Конкретно-историческое разнообразие религий ставит перед наукой проблему их классификации, для решения которой необходимо определить критерии классификации. В социологии религии используют следующие классификации: 1) по историческому этапу и масштабу распространенности религии разделяются: • на древние (ранние или примитивные) — анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков, магия и т. п.; • национальные — иудаизм, синтоизм; • мировые — буддизм, христианство, ислам; 2) по количеству богов: • политеистические (многобожие) — языческие культы, индуизм; • дуалистические, которые признают две равные божественные сущности, две Силы (Добро и Зло, Свет и Тьма) — зороастризм; • монотеистические (единобожие) — иудаизм, христианство, ислам; • этические (религии без богов) — буддизм, конфуцианство, даосизм; 3) по уровню (специфике) организации: • жестко централизованные (имеется единый управляющий центр) — христианство, буддизм; • не жестко централизованные — ислам; • самоорганизующиеся — индуизм, синтоизм, даосизм; • децентрализованные — например, современные протестантские движения в христианстве; 4) по времени возникновения и вкладу в формирование культуры региона и нации: • традиционные; • нетрадиционные, или новые.
2. Современный научный подход к изучению любого объекта предполагает в обязательном порядке анализ его структуры, знание которой дает исследователю представление о внутренних и внешних связях объекта, его сложности, функциональных особенностях; по изменению структуры объекта во времени можно судить о направлении его эволюции. За период существования социологии религии сформировалось много моделей структуры религии. Сравнив их, можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы: • священное (сакральное). Священное — это предмет религиозной веры и связанная с ним сфера. Священное всегда отделено от обыденного (профанного) и требует особого отношения в силу своего необычного свойства (чудесности), которое связывается чаще всего со сверхъестественным существом или силой. Э. Дюркгейм отмечал, что любая религия существует на грани обыденного и священного, каждая религия обладает «священными вещами». Отношение верующего к священному задается состоянием веры, предметом которой выступает нечто, не свойственное материальному миру, непостижимое обыденной рассудочностью (чаще всего это «нечто» обозначается как сверхъестественное). Религиозная вера носит личностный, заинтересованный, гносеологический (вера дает знание), оценочный и эмоциональный характер. •вероисповедание и религиозное сознание. Вероисповедание — совокупность догматов, представлений и убеждений, в которые верит (которые исповедует) человек как представитель конкретной религии. Верования функционируют в форме религиозного мировоззрения, которое объясняет мир, дает жизненные ориентиры, предписывает нормы и правила поведения и мышления. •культ (ритуальная практика, или теопраксия). Культ — система действий (обрядов, ритуалов) верующего, направленных на священное, на предмет веры, относительно священного. Культ можно определить и как поведение относительно сакрального. Религиозный культ представляет собой форму объективации религиозного сознания в действиях верующего субъекта (группы или индивида). Культовая система — это совокупность обрядов. Обряд — совокупность стереотипных действий, символизирующих определенные ценности, идеи, состояния. Обряд всегда описывает образец (стандарт) поведения, отношения к святыне: ритуал не имеет религиозного смысла, но приобретает религиозное значение как стратегия связи верующего со священным, как индикатор изменения обыденного поведения в сторону религиозного. Ритуал носит символический характер: его цель и содержание заключаются не в самих действиях, а в том идеальном содержании, которое стоит за этими действиями. Смысл обрядовых действий всегда зашифрован в их материально-вещественном выражении и опосредованно связан с утилитарно-практическими целями. Обряд, или ритуал, в ходе религиозной практики выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки, играет существенную роль в воспитании (аккумуляция и передача опыта), контроле, осуществлении духовной власти. Является единством этического и эстетического, причем последнее иногда преобладает, так как призвано усилить эмоциональные переживания верующего. • нормы и ценности обыденного (некультового) поведения. Нормы и ценности внекультового поведения верующих формируют представление (модель) о праведном образе жизни, который является идеальным для верующего с позиции требований вероучения. Праведный образ жизни формируется посредством специальных максим — заповедей. • религиозные организации. Религиозные организации — формы коллективов верующих (религиозных общин). В современной социологии религии выделяют (преимущественно на примере христианства) четыре типа религиозных организаций как объединений верующих: церковь, секту, деноминацию и культ. Приведем: их основные характеристики. Церковь — религиозная организация, имеющая связь с широкими слоями общества и действующая внутри него. Церковь еще можно определить как тип религиозной организации со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий между священнослужителями (клиром, духовенством) и верующими (прихожанами, мирянами), осуществляющей выработку, передачу и сохранение религиозной информации (прежде всего вероучения), регулирование религиозной деятельности и контроль поведения верующих. Церковь — организационная основа развитых религий. Она является высшим типом в развитии религиозных организаций. На сегодня ее можно рассматривать как конечный продукт организационной эволюции религии. Церковь функционирует как бюрократическая организация, которая формировалась столетиями и имеет определенный иммунитет к изменениям внешних условий существования (по этому поводу Э. М. Ремарк заметил, что церковь есть единственная диктатура, которая пережила века). Помимо бюрократичности для церковной организации характерно: 1) большое число последователей; 2) отсутствие постоянного, строго фиксируемого и контролируемого членства; 3) членство по традиции (семейной, национальной), а не как сознательный выбор личности; 4) предъявление к своим членам умеренных требований. Критерии членства не жесткие; нарушение церковных норм не всегда карается исключением (спектр санкций по степени жесткости довольно широк); 5) тесные неконфликтные связи с обществом: церковь не противопоставляет себя государству, культуре, сфере мирского — она вписана в общество и сама стремится к универсальности; член церкви должен быть членом общества. Секта — тип религиозной организации, которая отвергает ценности остального (глобального) общества и функционирует как контркультура. Секта требует обращения в свою веру и исполнения культа. Причины возникновения сект разные. Самая известная — церковный раскол (схизма), когда от церкви отходит группа недовольных по тем или иным причинам (догматическим, организационным и др.). Для секты характерны (особенно на начальном этапе ее развиия) следующие черты: 1) сравнительно небольшое количество приверженцев; 2) добровольное, сознательное членство (не по традиции); 3) постоянно контролируемое, жестко фиксируемое членство; 4) неприятие мира, стремление к изоляции; 5) претензии на исключительность, убежденность в богоизбранности; 6) отсутствие разделения на клир и мирян, формальное равенство членов; 7) нетерпимость к инакомыслию; 8) аскетизм и суровость нравов, жесткость санкций за проступки. Со временем, как правило, секта утрачивает некоторые черты: она становится терпимее к миру. Первое поколение секты еще помнит и подчеркивает свое добровольно-сознательное обращение, второе — уже следует семейной традиции. Секта традиционализируется и обюрокрачивается. Судьба сект не одинакова: одни распадаются (флагелянты, адамиты, альбигойцы, николаиты и др.), другие — прозябают (например, скопцы и молокане в Сибири), третьи находят ресурсы для устойчивого самовоспроизводства за счет исключения колеблющихся, запрета на браки с иноверцами (например, квакеры, определенные баптистские общины) и т. п. Некоторые секты со временем перерастают в деноминации. Деноминация — тип религиозной организации, направленной на привлечение новых участников путем пропаганды и активной религиозной и общественной деятельности. Часто в самоназвании деноминаций встречается слово «церковь» — «Церковь живых камней» или «Церковь христовых братьев» и т. п. Как переходный тип деноминация заимствовала от секты добровольность в выборе веры, постоянный контроль членства, некоторую претензию на исключительность; от церкви — иерархию и централизованное управление, отказ от изоляции, нормальные отношения с государством и светской культурой, признание возможности постепенного духовного возрождения. Культ — аморфная религиозная организация, которая держится исключительно на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. В социологии религии понятием культа как типа организации обозначают, во-первых, крайнюю форму сектантства и религиозного радикализма, культ личности харизматического религиозного деятеля (харизматический культ). Харизматический культ схож с сектой, но его особенность заключается в механизме образования: культ складывается в форме группы приверженцев какой-либо личности (харизматического вождя, учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего — мессианских). Механизм возникновения большинства нетрадиционных религий XX века — харизматический культ (поклонение «живому богу»).
Социальная функция религии — это характер и направление воздействия религии на общество и его подсистемы. Система социальных функций религии описывает ее роль в обществе и культуре. Обобщающая модель функций религии описывает систему общих функций любой религии как общественной подсистемы. С точки зрения этого подхода функции религии можно разделить на две группы: психологические и социальные (с вариантами их переплетения). 1) Психологические функции: • мировоззренческая (смыслополагающая) — религия дает систему взглядов на мир и человека, задает координаты мысли и поступка, дает оценочный масштаб относительно окружающего природного и социального мира, т. е. формирует у человека картину мира; • компенсаторная — религия дает душевный комфорт (утешение, чувство единства, оправдания, защищенности, уверенности, информированности и знания (богопознание) и др.). 2) Социальные функции: • интегративно-коммуникационная — объединение верующих в группы (религиозные организации различных видов), общение на базе разделяемых ценностей и убеждений, укрепление социальных связей и отношений между единоверцами; • контрольная — отслеживание и санкционирование девиант-ного поведения как в среде верующих, так и в среде неверующих, когда их действия совершаются по отношению к верующим; • нормативная (функция социализации) — воспитание, навязывание культурных образцов поведения и мышления; • легитимирующая — обоснование и узаконивание существующего ценностно-нормативного порядка (чаще всего через его соответствие религиозным нормам и ценностям), признание действующих социальных норм; • культурная (светская) — просвещение, благотворительность, искусство (музыка, живопись, архитектура и др.). поддержание традиции (через привлечение к участию в ритуалах, обрядах).
3. Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться): 1994 год — 32, 8 %, , 2001 год — 44, 3 %, 2006 год — 58, 9 %. Количество неверующих за период с 1994 года до настоящего времени колеблется в пределах 9—13 %. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10—15 %) людей с генетической предрасположенностью к вере или атеизму. Существует несколько причин роста уровня религиозности в Беларуси и на всем постсоветском пространстве: 1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства. 2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части культурного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа. 3. Легализация деятельности религиозных организаций, которые занимаются благотворительностью, религиозной пропагандой, издательской деятельностью, проводят культурные и просветительские акции и т. п. 4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания. 5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы). 6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода депривации). Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными учеными в 60-х годах XX века: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека — секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужениях) только 19, 5 % православных, не посещают вовсе — 14, 8 %; участвуют в обрядах и таинствах — 18, 1 %, не принимают участия — 24, 1 %. Для католиков эти показатели следующие: регулярно посещают богослужения 44, 7 %, не посещают — 1, 3 %; участвуют в обрядах — 37, 3 %, не участвуют — 9, 3 %. Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93, 6 %, не совершают — 10, 0 %; участвуют в обрядах и таинствах — 87, 3 %, не участвуют — 3, 5 %. К глубоко верующим отнесли себя 4, 2 % православных, 10, 2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18% католиков и 85, 7 % протестантов. Из общего числа опрошенных более 12 % не допускают ситуации, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верующих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79 %). Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верующих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25 % православных и 38 % католиков, но более 90 % протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ. Характер религиозности населения Беларуси описывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности проявления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов. На начало 2014 года в Беларуси официально зарегистрировано 25 конфессий. Абсолютное большинство верующих относит себя к какой-либо конфессии, т. е. предпочитает исповедовать веру в оформленных (институциональных) схемах. Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следующей: к православию себя относят около 80 % верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) — 10—15 %, к протестантизму (включая «христиан в целом») — 2 %, к другим конфессиям — около 4 % (включая 0, 2 % иудеев и 0, 2 % мусульман). Указанное количество конфессий остается более-менее стабильным в Беларуси уже более 10 лет, что говорит о ситуации перехода из стадии «производства» новых вероучений в стадию их освоения верующими. Это сопровождается и разработкой со стороны государства стратегий социализации этих вероучений, оформления их присутствия в культурном пространстве Беларуси. Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 года). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих около 75 % опрошенных). Число религиозных общин в западных областях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси — религия в 2, 3 раза играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов». По национальному составу среди основных конфессий (православие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83, 3 %, 56, 4 %, 73, 8 % соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40 %). Социально-демографические характеристики верующих можно свести к такому описанию: «...Православные и католики — это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, однако католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные — получают помощь родтвенников. Наоборот, протестанты — это чаще подростки и лица экономически активного возраста, с высоким уровнем образования, лучше материально обеспеченные». К религиозным себя относят чуть более 30 % респондентов в возрасте до 30 лет, 28, 5 % — в возрасте 30—49 лет, около 40 % — в возрасте 50—60 лет, 65, 3 % — в возрасте свыше 65 лет. Среди верующих количество женщин почти в два раза превышает количество мужчин (данные за август — сентябрь 1998 года). Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х годов верующими себя называли 44, 6 % студентов и столько же отнесли себя к колеблющимся (в Гродненском государственном университете считают себя верующими 63, 3 % студентов). Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60 % жителей Беларуси. Каждый пятый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13 % таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты). Динамика религиозности — еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи констатируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х годов), чему способствовали ослабление, а затем и крушение формальных и неформальных норм атеистической идеологии в Советском Союзе. Важнейшими характеристиками динамики религиозности, естественно, выступают количественно-временные изменения уровня религиозности населения и в целом религиозного поля. Приведем эти изменения: 1. Значительно увеличилось количество верующих и сократилось число неверующих и атеистов. 2. Более чем в три раза увеличилось число официально зарегистрированных конфессий — с 8 в 1986 году до 26 в 2013 году. Отметим, что сегодня зафиксирована стабилизация религиозного разнообразия в Беларуси (своеобразный источник новых религиозных предложений практически иссяк во второй половине 1990-х годов). 3. В несколько раз возросло количество религиозных изданий — практически каждая конфессия занимается издательской деятельностью; многие конфессии выпускают несколько наименований своих периодических изданий (газеты, журналы). На частных и государственных теле- и радиоканалах появились религиозные программы. 4. Увеличилась интенсивность взаимодействия религиозных институтов с государственными органами и светскими организациями в сфере образования, здравоохранения, с силовыми структурами и т. д. 5. Постоянно увеличивается число религиозных организаций. По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 года) увеличат долю своих сторонников в составе населения планеты христианство (в том числе за счет активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего за счет высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счет дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит свое влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдает свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, заметным и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идет о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с абсолютно нетрадиционной для нашей культуры идеологией. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень — доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень — широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь отличает лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств. Общий уровень религиозности населения, его воцерковленности также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых «партикулярных верующих». У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т. е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т. п.). Своеобразие религиозной ситуации в Республике Беларусь «определяется прежде всего ее геополитическим положением — на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочередным доминированием католицизма (римско-католической), униатства (греко-римской формы христианского исповедания) и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью». Религиозная пестрота — историческая, естественно сложившаяся особенность нашей культуры, которая лежит в основе национальной черты характера белорусов — веротерпимости.
Тема 6. Возможности эмпирического социологического исследования общества
1.Социологическое исследование: характерные особенности и основные компоненты. 2.Методы сбора первичной социологической информации. 3.Проведение социологических исследований в РБ: история и современность. 1. Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы