Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Режиссерские принципы В.Э. Мейерхольда (1874 – 1940)
Путь В.Э. Мейерхольда в театр. Разрыв с МХАТ (1902 г.), бунт против «жалкого натурализма». Искание собственного пути и собственных художественных форм в «товариществе новой драмы» (1903 – 1904 гг.). Связь с теорией и драматургией символизма, интерес к стилизации. Разработка методов и приемов «условного» театра. «Балаганчик»(1907 г.) - открытие условного театра. Мейерхольд – теоретик театра. Книга «О театре» (СПб, 1913). Мейерхольд – новатор в поиске формы спектакля. Принцип театрального традиционализма, народной сцены, принцип «маска», перешедший в программу «театральный Октябрь» (1920 – 1921 гг.). Костюмы в театре Мейерхольда. Прозодежда. Театр «социальной маски» начала 20-х годов. Принцип режиссера Мейерхольда – не так, как в жизни (М. Чехов). Применение театральных выразительных средств и форм различных эпох: народного балагана, восточного театра, комедии масок, театра Мольера (в Александринском театре 1907 – 1917 гг.). Яркость и широта режиссерской мысли в формах условной сцены. Основной прием, характеризующий метод режиссера Мейерхольда: открытая рампа навстречу действительной жизни, или же отсутствие рампы, введение поворотного круга сцены, просцениум. Прием режиссера диктует новый способ существования артиста на сцене, владеющего своим материалом как совершенная «марионетка», а также провокация на яркую театральность спектакля. Традиционализм и политический театр Мейерхольда. Воспитание нового более технического актера-акробата, актера «эксцентрической школы В.Э. Мейерхольда». Актерская система Мейерхольда. Биомеханика – новая методика воспитания актера. Режиссерские задачи для актера – физические действия, провоцирующие артиста на верное творческое самочувствие. Методика работы с актером (М. Бабанова, Э. Гарин). Подход в работе с актером: «не испугался и побежал», а «побежал и испугался». Новое пространство спектакля («конструктивизм»), - конструкции для проявления совершенного механизма – живого актера. Контрапункт, ритм, система акцентов в спектакле 20-х годов. Вовлечение зрителя в действие спектакля. Клакеры. Музыкальная структура «Ревизора», многоголосие, прием переключения, игра с вещами, образное использование вещей и предметов. Точный учет момента вступления актера в действие, учет жеста, тональности вступления, иначе целостная режиссерская картина будет нарушена. Точный учет времени и пространства, математически выверенная согласованность с партнерами в работе режиссера Мейерхольда с актером. Мысль – движение – эмоция – чувство – слово – действие – последовательность актерских состояний в методике работы Мейерхольда с актером. Ритм и музыкальность действий актера. Жесткость ритма и режиссерского рисунка. Амплуа в актерской системе Мейерхольда. Режиссерская партитура спектакля – как музыкально-ритмическая партитура. Репертуар театра Мейерхольда и его ведущие актеры. Значение режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда для развития театрального искусства.
Режиссерские принципы Е.Б. Вахтангова (1883 – 1922) Вахтангов – ученик и последователь К.С. Станиславского. Вахтангов – художник-импровизатор, яркий актер, режиссер, педагог. Отказ от театра, который «стал жизнью», поиски игрового театра. «Театр создан для игры» (1917 г.). Сочетание «правды жизни человеческого духа» с гротесковыми формами. Гротеск комический и трагический (Эрик XIV. 1921 г.). Преувеличение и острый сценический рисунок во второй редакции спектакля «Чудо Святого Антония» (1921 г.) в третьей студии МХАТ. Спектакли третьей студии МХАТ: «Свадьба», «Принцесса Турандот». Спектакль «Гадибук» в еврейской студии «Габима» (1921 г.). Сценический язык режиссера в «Гадибуке», интонационное построение спектакля, пластический образ спектакля – поиски языка театра. Важно не слово, - а интонация, магия звука несуществующей речи. Гротеск в оформлении, образах и костюмах персонажей. Методика работы с актером в «Принцессе Турандот». «Актер должен испытывать радость от собственного творчества» (1922 г.). Открытие Вахтангова; загадка нового метода: отчуждение эмоций актером. «Вы должны искренне переживать роль, правдиво смеяться и плакать, в то же самое время наблюдать за собой и говорить: хорошо плачу, а! ». Актер в жестком режиссерском рисунке Вахтангова. Импровизационное самочувствие актера в рисунке режиссера. Соотношение переживания и отчуждения в «открыто-закрытом» театре Вахтангова. Система оценок-акцентов, ритмическое построение, темп движения актеров в спектакле, интонационные перемены от шутовства к неподдельному драматизму. Основной признак «вахтанговской» школы: спектакль-праздник для актера и зрителя. Театр Вахтангова – театр фантастического реализма.
А.Д. Попов. Концепция художественной целостности спектакля Рождение режиссуры как самостоятельного искусства – условие рождения спектакля как художественной целостности. Цель творчества режиссера – приведение в гармоническое единство актерского ансамбля, выразительных средств других художников, всех возможностей сцены. Роль сверхзадачи и сквозного действия для достижения единства устремлений всех создателей спектакля. Режиссерские выразительные средства и их роль в достижении единства жанра и стиля спектакля. Роль мизансцены в пластическом строе спектакля, замысел и чувство целого. Единство и взаимосвязь общего и частного. Роль зрителей в завершении работы над спектаклем.
Сценическая атмосфера спектакля Атмосфера – ведущее понятие в режиссуре психологического театра XX века. Условное время и пространство игрового актерского театра XIX века получает новое выразительное средство с появлением бытовой натуралистической драмы, образующей «поток жизни» и требующей плотного участия режиссера. Психологическая (или бытовая) драма (А.П. Чехов) во МХАТ дает точное определение места и времени действия пьесы, что предполагает усиление роли работы художника-сценографа в спектакле. Формула К.С. Станиславского «здесь и сейчас» так же требует иного участия актера в атмосфере «куска жизни». Через взаимодействия человека с окружающими людьми и с обстановкой возникает сценическая атмосфера. Атмосфера – динамический процесс. А.Д. Попов об атмосфере спектакля, как о воздухе времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей. Возникновение разной палитры красок, звуков, запахов, ощущений в зависимости от времени и места действия. Актер – главный создатель и носитель сценической атмосферы. «Настроение» в спектаклях А. Чехова во МХАТ, переживание актера, значение «душевного» реализма для атмосферы первых спектаклей К.С. Станиславского во МХАТ. Создание атмосферы в спектаклях ведущих современных режиссеров. Связь энергетического поля актера с атмосферой спектакля, значение биополя, «лучеиспускания» актеров в эмоциональном воздействии спектакля на зрителей.
Мизансцена – язык режиссера Мизансцена – основной язык театра. Это основное звено в реализации идейно-художественного замысла. Историческое развитие понятия «мизансцена» и взаимосвязь ее с рождением и развитием режиссерской профессии. Три периода в развитии мизансцены в практике МХАТ и работе К.С. Станиславского: 1-ый период - «диктат режиссера и «разводка»; 2-ой период - «от внутреннего к внешнему»; 3-ий период - «соединение внутреннего и внешнего». Временно-пространственная характеристика мизансцены. Мизансцена как зримое выражение действия. Мизансцена – это смысл события, выраженный во времени и в пространстве (образ события). Метод действенного анализа и метод физических действий как инструмент поиска мизансцены. Противоречия между текстом и мизансценой (контрапункт мизансцены). Взаимосвязь мизансцены со сверхзадачей, сквозным действием, жанром, темпо-ритмом спектакля. Жизнь, литература, живопись, скульптура – материал мизансценирования. Основные мизансцены и служебные. Композиционное построение мизансцены: диагональные, фронтальные, круговые и т.д. Членение сцены: вертикальное и горизонтальное – основа поиска мизансцены. Темпо-ритм спектакля Общее понятие ритма и темпа. Темп как степень эмоционального напряжения, адекватное ситуации. Ритм – повторение частей в целом. Цикл и периоды ритмической структуры. Повторяемость и воспроизведение одного и того же события, состояния через равные промежутки времени. Ритмы в природе и окружающей жизни. Рукотворные ритмы на производстве и в искусстве. Ритм в поэзии. Ритм и метр в музыке. Ритм и темп в театральном искусстве. Темпо-ритм спектакля сложное композиционное соединение ритмов, событий, жизни персонажей, их выразительных средств (пластики, вокала, танца и т.д.), декорационного оформления, света и цвета. Рождение ритма события как характеристика взаимодействия персонажей. Зависимость ритма событий от интенсивности и скорости проживания. Взаимозависимость темпа и ритма. Зависимость темпо-ритма от предлагаемых обстоятельств и сверхзадачи. Оценка как смена темпо-ритма. Шкала темпо-ритмов по И.Я. Судакову.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 4104; Нарушение авторского права страницы