Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Апортировка весело, быстро, четкоСтр 1 из 3Следующая ⇒
Экард Линд Апортировка весело, быстро, четко
АПОРТИРОВКА В «IPO»
Апортировка занимает центральное место в курсе общего послушания. Никакое другое упражнение не повторяется трижды (с вариантами). Из 100 итоговых баллов раздела В почти половина, а именно — 40 баллов, приходится на три варианта апортировки (10 баллов — за подноску на ровной поверхности», 15 баллов — за «подноску с преодолением барьера» и следующие 15 баллов — за «подноску с преодолением горки»). Кроме того, все три варианта апортировки считаются самыми комплексными и в то же время самыми декоративными упражнениями. Здесь особенно проявляются как способности собаки, так и квалификация её дрессировщика. Не случайно именно в этом упражнении часто терпят неудачу даже самые высококлассные спортивные собаки. Никакое другое упражнение не требует столько изобретательности от дрессировщика как апортировка. Её репертуар — от строгого ошейника с шипами, натяжного ошейника и раздражающих приборов — до менее драконовских вспомогательных средств, таких как детально продуманная конструкция деревянного апортировочного предмета и технология натяжных поводков. Наряду с этими техническими приёмами (с применением дополнительных средств) известны еще многочисленные игровые методы. И ещё один довольно грустный и проблематичный факт подчеркивает исключительное значение апортировки. Многие спортсмены, в общем отрицающие принудительные методы обучения, делают для апортировки единственное исключение. При наличии такого разнообразия возможностей, которые предлагают кажется всё, от сильного принуждения до игры, удивляет, что упражнения по апортировке все же являются постоянной проблемой для многих дрессировщиков. Причины этого разнообразны. Некоторые спортсмены делают с самого начала ставку на метод, который не подходит их собакам, другие слишком рано начинают терять терпение, а третьи перепрыгивают без всякой системы с одного многообещающего метода на другой (точно также как в защитной службе). Представим себе сначала идеальное исполнение. Упражнения по апортировке на всех трех ступенях SchH-1, 2 и 3, как и в новом IPO описаны дословно одинаково. Различие лишь в весе и выборе апортировочного предмета: SchH-1 — свободный выбор, SchH-2 — килограммовый деревянный предмет, SchH3 — 2-х килограммовый деревянный предмет. Выписка из положений IPO: Собака, свободно сидящая возле своего дрессировщика, — должна после первой же команды «апорт» в быстром темпе побежать за отброшенным на расстояние примерно 10 шагов апортировочным предметом, быстро взять его и в таком же быстром темпе принести дрессировщику. Она должна близко сесть перед дрессировщиком и держать предмет в пасти до тех пор, пока после установленной выдержки дрессировщик по команде «дай» не возьмет его. По команде перехода в ОП собака быстро садится возле своего дрессировщика. Дрессировщик остается на своем месте, пока собака не возьмет предмет и пока не сядет рядом с ним. Быстрый аллюр у собаки — это то же самое, что у лошади галоп. Так как в IPO для возвращения собаки с предметом применяется та же комбинация слов, то можно исходить из того, что собака должна вернуться в том же темпе (или приблизительно в том же), в каком она бежала за предметом. Во всяком случае собака, которая туда устремилась галопом, а возвращается рысью получит оценку ниже, чем та которая бежит галопом в обоих направлениях. Для общего зачета следует учитывать, наряду с видом бега и темпом, ещё и другие критерии: «Охотно ли собака выполняет задание? » и «представляют ли собака и дрессировщик спаянную команду, для которой характерны обоюдная интуиция, концентрация и заангажированность? ». Лишь тогда, когда эти качества в полной мере присутствуют, судья может производить градацию в соответствии с современными спортивными требованиями в «V критериях» (для непосвященных: V — «отлично» от 96 до 100 баллов). Общее впечатление должно оцениваться выше, чем отдельные детали. И для зрителя общее впечатление также является решающим. Но чем объяснить, что именно апортировка оставляет у зрителей сомнительное впечатление? — Множеством маленьких ошибок, таких как «слишком медленная реакция собаки», «неправильная посадка собаки», «вялое управление собакой» или «неудовлетворительное завершение подноса предмета»? — В чем, собственно, суть упражнения? Ну, проблема всем известна: собака охотнее бежит за предметом, чем возвращается с ним. Почему она должна охотно возвращаться, где по прибытии, чаще всего, ей будут указывать на ошибки, если вообще не накажут? Многие пытаются, поэтому, сделать возвращение собаки приятным, играя с ней. И, действительно, играя, собака быстрее бежит назад. Но все-таки во многих случаях не достаточно быстро и уверенно. Часто даже собаки, воспитанные на игре, возвращаясь, переходят на рысь или за несколько метров от дрессировщика заметно замедляют бег. Этот феномен многие инструкторы и спортсмены рассматривают как доказательство их утверждения, что «В игре нельзя обучить хорошей апортировке». Да, нельзя научить, при условии описанных обстоятельств. Но виновата здесь не игра, а противоречивые методические подходы. Пока у собаки, играющей на «разряженном поле», присутствует страх перед болью и психическим давлением, она не сможет свободно проявить себя в игре. Многие собаки бегают медленно, чувствуют себя неуверенно и выглядят скованно. Выжидательная позиция часто выражена страхом и нежеланием работать вместо радостной готовности. Многие собаки прижимают уши, держатся на расстоянии, напрягаются и, хотя в их глазах отражается «внимательность», но какая же это внимательность? Чего ждут эти собаки? Нередко апортировочный предмет они бросают прямо к ногам дрессировщика. Это, конечно же, производит удручающее впечатление. Но наряду с непоколебимо уверенными сторонниками принудительных методов, все больше появляется людей, которые хоть и практикуют методы принуждения, но искренне хотели бы обучать через игру. Если бы они точно знали, что только именно так можно добиться успеха. Они применяют жесткий метод, думая, что иначе нельзя достичь «высоких результатов» в быстроте и надежности. Они уже видели «играющую» — апортировку, но она их не вполне убедила. Возможно они и сами пытались ее испробовать — с таким же неубедительным результатом. Беспокоит также, что в профессиональных кругах слышатся высказывания: «Если хочешь побеждать, то играя, этого не добьешься — тут нужны другие подходы и т. д.». Выступить против такого ошибочного мнения, которое базируется на неполном знании процессов обучения и на ещё недостаточно изученных игровых методах, является целью моего дальнейшего повествования.
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ПРЕДМЕТОМ АПОРТИРОВКИ
Итак, некоторые дидактические этапы навыков апортировки. Сначала нужно научить собаку положительно воспринимать предмет апортировки. Сделать это с обычным экспонатом из твердой древесины для многих собак очень трудно или невозможно. Рекомендуется тренировать собаку с предметом, который она уже «признала»: «колбаской», кожаным предметом или мячом с петлей. Или использовать деревянный экспонат с резиновой прокладкой и контрверёвочками. В первоначальной тренировке на первом месте должна быть «свободная игра». Здесь еще не ставится задача детального обучения апортировке. Единой задачей дрессировщика должно быть: собаке должна очень нравиться игра с мотивационным объектом (МО). Для описания правильной игры здесь не хватит места. МО используется только для совместной игры. Собака никогда не должна играть с ним одна. Для игры «соло» она получает другие предметы и даже кость.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Так как апортировка — упражнение комплексное, то целесообразно разделить его на отдельные задания. Отдельно отрабатываем «Aus» («дай»), посадку, держать и ждать, а также основное положение с последующей усадкой сбоку. Отдельно — не значит последовательно друг за другом. «Aus», например, нужно отработать заранее, чтобы при апортировке или в защитной службе собака уверенно выполняла эту команду. Поэтому команду «Aus» разучиваем уже со щенками и молодыми собаками. Конечно же, на основе положительной мотивации. И другие навыки апортировки (каждый сам по себе) отрабатываются задолго до того, как из отдельных приёмов составится комплексное упражнение раздела апортировки. После того, как разработана педагогическая цель (положительная мотивация) и соответствующая дидактика (сначала разучить возвращение наместо), должны быть выработаны отдельные методические шаги (и их варианты). Сначала для молодых, ещё необученных или мало обученных собак, затем для взрослых, испорченных неправильным обучением собак, с которыми нужно начинать всё сначала.
1.5. КОМПЛЕКС ПРИЁМОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СОБАК: Этап 4. Подноска и захват
Время от времени кладут апортировочный предмет всё ближе к собаке, но только во время отдельных повторений. Непосредственно у ног дрессировщика предмет кладут примерно в 8 раз чаще, чем перед собакой. Нужно постоянно помнить: предмет апортировки на этом этапе обучения никогда нельзя бросать. Сначала собака по команде «принеси» должна двигаться только к дрессировщику, а не от него. Можно только удивляться, каким быстрым галопом она бежит, даже если предмет лежит близко от неё и далеко от дрессировщика, и приносит его уверенно, без всяких затруднений. Здесь приносит свои плоды целенаправленное последовательное обучение автономными шагами. Собака научилась по команде «принеси» бежать навстречу добыче, что при правильном проведении тренировки подразумевает и возврат к хозяину. В идеальном случае недолгая борьба за добычу (при успешных результатах её можно иногда пропускать) должна заканчиваться подвижной игрой: собака приносит добычу, дрессировщик поощряет её за старания и побуждает собаку к игровому бегу, но не к такому, который вызвал бы недоверие у собаки тем, что за ней бегут, чтобы отобрать добычу. Дрессировщик бежит чаще в противоположном направлении и побуждает собаку бежать вместе с ним. Тем самым мы снимаем у собаки чувство превосходства. Чувство превосходства (победителя) у собаки часто является причиной самоуверенности или доминанты. «Между прочим» она начинает «капризничать», а нам это не нравится. А чего мы ещё не хотим, так это, чтобы собака стала заводилой в игре или потеряла интерес к совместной работе. Подноска апортировочного экспоната имеет ещё и то преимущество, что собака учится держать МО (мотивационный объект) долго, крепко и уверенно. (Вовремя бега держать нужно крепче, чем стоя или сидя! И она держит его крепче, потому, что, во-первых, не хочет потерять его и в то же время сконцентрирована на социальном партнере по бегу). После нескольких тренировок на втором этапе можно уже перейти к навыкам с низким барьером и невысокой стенкой, что, как правило, связано очевидной мотивировкой. Бег и прыжки, а также преодоление препятствий основываются на врожденной мотивации. Важным условием является, конечно же, соответствующая предварительная подготовка желания преодолевать барьер и стенку. Оставшаяся часть упражнения строится относительно просто. Вспомним: погоня за добычей — заложенный рефлекс. Поразительно, что собака уже при первом броске предмета вместе с командой «апорт» несётся за добычей, как будто она никогда это упражнение иначе и не выполняла. Но она побежит, и в этом собственно различие, после захвата предмета с такой же готовностью и скоростью назад. В дальнейшем важно методически правильно построить отработку посадки и спокойного, бесстрессового возврата предмета.
Применение отвлекающего МО
Чтобы собака не роняла предмет, когда сидит, помогает упражнение «сидеть-держать». Когда она прибежит и сядет, берёмся за боковые тесёмки апортировочного деревянного предмета и начинаем осторожно отнимать добычу. Если собака ослабляет захват вместо того, чтобы держать крепче, можно дополнительно сделать попытку убежать. Движение часто является отвлекающим манёвром от причин, по которым она роняет предмет. А причины кроются в предыдущем отрицательном опыте при обучении элементам «сидеть» и (или) последующим «аус». Если собака крепко держит предмет, можно продлить борьбу и дать ей снова почувствовать утраченную уверенность в себе. Затем оставляем МО собаке. Далее следуют обмен добычей, бег или «аус». После нескольких повторений даем сигнал голосом «сидеть», «держать». Этот звуковой сигнал повторяем, когда собака сидит и когда идет борьба за добычу. После команды «сидеть» следует многократно повторить «держать». Если собака ведет себя увереннее и свободнее, можно отказаться от борьбы за добычу и давать только команду голосом «сидеть-держать».
ПЕРСПЕКТИВЫ
На этом мы заканчиваем описание упражнений по апортировке. Впервые статья была опубликована в 1994 году в журнале Австрийского объединения немецкой овчарки. Предложенный здесь материал — это переработка автора для SV с учётом новейших достижений. Рамки данной публикации не позволили, к сожалению, дать более подробное описание разных представлений об игре и мотивации из теории доцента Экарда Линда. Желающим ближе познакомиться с его трудом «Lind ART-Tearn-Ausbildung» («Воспитание по методу Линда») рекомендуем ознакомиться с нижеуказанным перечнем литературы или обратиться в TWZ в Нюрнберге. Тел. 09П- 2 878 780.
Об авторе
Доцент Экард Линд преподавал в течение 25-ти лет в вузах Штуттгарта и Зальцбурга. В качестве солиста артист объездил почти все страны Европы, Восточного блока и США. После того, как он повредил руку, основное его занятие заключается теперь в публикации научных трудов, музыкальных произведений, статей и учебников. Наряду с этим, он быстро сделал себе имя как «педагог животных» книгами и видеозаписями «Как правильно играть с собакой», «Мотивация через игру» «ТЕАМ-dance» («Парный танец») и «Человек-Собака-Гармония послушание по новому». Доцент Линд известен как зачинатель всё более популярного движения, которое завоевало уже десятки тысяч приверженцев. Суть этого «направления» (не метода! ) можно объяснить тремя значениями слова «ART» (Lind-Art-Team-Ausbildung): «ART» в первом значении подразумевает «способ действия», при котором в отношениях Человек-Собака во главу угла ставится сотрудничество (этический аспект). Другое значение слова «ART» — «Вид» обязывает к соответствующему виду животного обхождению (этологический аспект). И третье значение слова «ART» «искусство» указывает на творческие возможности новой дидактики и методики, на возможность практического воплощения давней мечты «Человек-Собака-Гармония» (педагогический аспект). На семинарах, выступлениях и в видеозаписях педагог с многолетним стажем наглядно демонстрирует, как, благодаря методике игры и мотивации, по-новому организовать оптимальные отношения Человек-Собака и с их помощью добиться самых высоких целей в воспитании собак.
Экард Линд Апортировка весело, быстро, четко
АПОРТИРОВКА В «IPO»
Апортировка занимает центральное место в курсе общего послушания. Никакое другое упражнение не повторяется трижды (с вариантами). Из 100 итоговых баллов раздела В почти половина, а именно — 40 баллов, приходится на три варианта апортировки (10 баллов — за подноску на ровной поверхности», 15 баллов — за «подноску с преодолением барьера» и следующие 15 баллов — за «подноску с преодолением горки»). Кроме того, все три варианта апортировки считаются самыми комплексными и в то же время самыми декоративными упражнениями. Здесь особенно проявляются как способности собаки, так и квалификация её дрессировщика. Не случайно именно в этом упражнении часто терпят неудачу даже самые высококлассные спортивные собаки. Никакое другое упражнение не требует столько изобретательности от дрессировщика как апортировка. Её репертуар — от строгого ошейника с шипами, натяжного ошейника и раздражающих приборов — до менее драконовских вспомогательных средств, таких как детально продуманная конструкция деревянного апортировочного предмета и технология натяжных поводков. Наряду с этими техническими приёмами (с применением дополнительных средств) известны еще многочисленные игровые методы. И ещё один довольно грустный и проблематичный факт подчеркивает исключительное значение апортировки. Многие спортсмены, в общем отрицающие принудительные методы обучения, делают для апортировки единственное исключение. При наличии такого разнообразия возможностей, которые предлагают кажется всё, от сильного принуждения до игры, удивляет, что упражнения по апортировке все же являются постоянной проблемой для многих дрессировщиков. Причины этого разнообразны. Некоторые спортсмены делают с самого начала ставку на метод, который не подходит их собакам, другие слишком рано начинают терять терпение, а третьи перепрыгивают без всякой системы с одного многообещающего метода на другой (точно также как в защитной службе). Представим себе сначала идеальное исполнение. Упражнения по апортировке на всех трех ступенях SchH-1, 2 и 3, как и в новом IPO описаны дословно одинаково. Различие лишь в весе и выборе апортировочного предмета: SchH-1 — свободный выбор, SchH-2 — килограммовый деревянный предмет, SchH3 — 2-х килограммовый деревянный предмет. Выписка из положений IPO: Собака, свободно сидящая возле своего дрессировщика, — должна после первой же команды «апорт» в быстром темпе побежать за отброшенным на расстояние примерно 10 шагов апортировочным предметом, быстро взять его и в таком же быстром темпе принести дрессировщику. Она должна близко сесть перед дрессировщиком и держать предмет в пасти до тех пор, пока после установленной выдержки дрессировщик по команде «дай» не возьмет его. По команде перехода в ОП собака быстро садится возле своего дрессировщика. Дрессировщик остается на своем месте, пока собака не возьмет предмет и пока не сядет рядом с ним. Быстрый аллюр у собаки — это то же самое, что у лошади галоп. Так как в IPO для возвращения собаки с предметом применяется та же комбинация слов, то можно исходить из того, что собака должна вернуться в том же темпе (или приблизительно в том же), в каком она бежала за предметом. Во всяком случае собака, которая туда устремилась галопом, а возвращается рысью получит оценку ниже, чем та которая бежит галопом в обоих направлениях. Для общего зачета следует учитывать, наряду с видом бега и темпом, ещё и другие критерии: «Охотно ли собака выполняет задание? » и «представляют ли собака и дрессировщик спаянную команду, для которой характерны обоюдная интуиция, концентрация и заангажированность? ». Лишь тогда, когда эти качества в полной мере присутствуют, судья может производить градацию в соответствии с современными спортивными требованиями в «V критериях» (для непосвященных: V — «отлично» от 96 до 100 баллов). Общее впечатление должно оцениваться выше, чем отдельные детали. И для зрителя общее впечатление также является решающим. Но чем объяснить, что именно апортировка оставляет у зрителей сомнительное впечатление? — Множеством маленьких ошибок, таких как «слишком медленная реакция собаки», «неправильная посадка собаки», «вялое управление собакой» или «неудовлетворительное завершение подноса предмета»? — В чем, собственно, суть упражнения? Ну, проблема всем известна: собака охотнее бежит за предметом, чем возвращается с ним. Почему она должна охотно возвращаться, где по прибытии, чаще всего, ей будут указывать на ошибки, если вообще не накажут? Многие пытаются, поэтому, сделать возвращение собаки приятным, играя с ней. И, действительно, играя, собака быстрее бежит назад. Но все-таки во многих случаях не достаточно быстро и уверенно. Часто даже собаки, воспитанные на игре, возвращаясь, переходят на рысь или за несколько метров от дрессировщика заметно замедляют бег. Этот феномен многие инструкторы и спортсмены рассматривают как доказательство их утверждения, что «В игре нельзя обучить хорошей апортировке». Да, нельзя научить, при условии описанных обстоятельств. Но виновата здесь не игра, а противоречивые методические подходы. Пока у собаки, играющей на «разряженном поле», присутствует страх перед болью и психическим давлением, она не сможет свободно проявить себя в игре. Многие собаки бегают медленно, чувствуют себя неуверенно и выглядят скованно. Выжидательная позиция часто выражена страхом и нежеланием работать вместо радостной готовности. Многие собаки прижимают уши, держатся на расстоянии, напрягаются и, хотя в их глазах отражается «внимательность», но какая же это внимательность? Чего ждут эти собаки? Нередко апортировочный предмет они бросают прямо к ногам дрессировщика. Это, конечно же, производит удручающее впечатление. Но наряду с непоколебимо уверенными сторонниками принудительных методов, все больше появляется людей, которые хоть и практикуют методы принуждения, но искренне хотели бы обучать через игру. Если бы они точно знали, что только именно так можно добиться успеха. Они применяют жесткий метод, думая, что иначе нельзя достичь «высоких результатов» в быстроте и надежности. Они уже видели «играющую» — апортировку, но она их не вполне убедила. Возможно они и сами пытались ее испробовать — с таким же неубедительным результатом. Беспокоит также, что в профессиональных кругах слышатся высказывания: «Если хочешь побеждать, то играя, этого не добьешься — тут нужны другие подходы и т. д.». Выступить против такого ошибочного мнения, которое базируется на неполном знании процессов обучения и на ещё недостаточно изученных игровых методах, является целью моего дальнейшего повествования.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы