Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алфавит и словарь языка Pascal



Алфавитом языка программирования называют набор символов, разрешенный к использованию и воспринимаемый компилятором, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.

Для записи программы на языке Паскаль используется набор знаков, включающий буквы, цифры и специальные символы, а именно:

1) Прописные и строчные буквы латинского алфавита от А(а) до Z(z). Сюда относится и символ подчеркивания ( _ ).

2) Десятичные цифры от 0 до 9.

3) Специальные символы:

+ {} -. *, / ^ < ' > # [ ] $ ( ) @: ;

К числу специальных символов относится также пробел.

Таблица 1 Допустимые знаки пунктуации и их назначение:

Знак Применение
{} Скобки комментариев
( ) Выделение выражений, списков параметров
‘ Апостроф Для выделения символов или строковой константы
; Разделение операторов и объявлений
: Отделение переменной или типизированной константы от типа и метки от оператора
= Отделение идентификатора типа от описания типа
, Для разделения элементов списка
.. Разделение границ диапазона
. Обозначение конца программы, отделение целой части от дробной в вещественном числе, отделение полей в записи.
@ Обозначение адреса переменной
# Обозначение символа по его коду
$ Обозначение директивы компилятора или знак шестнадцатеричного числа
^ Обозначение типа указателя, значения величины по ее указателю или управляющего символа (коды от 0 до 31).

Из специальных символов образуются также составные символы:

: = Присвоить
< > Не равно
.. Диапазон значений
(* *) Можно использовать вместо фигурных скобок {}
< = Меньше или равно
> = Больше или равно
(..) Можно использовать вместо квадратных скобок [ ]

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный стиль в программе. Разделителями могут служить пробелы, символы конца строки и комментарии. Набор слов, используемый в Pascal, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы, идентификаторы пользователя.

Смысл каждого из зарезервированных слов строго фиксирован. Зарезервированные слова не могут использоваться в качестве имен идентификаторов.

Таблица 2 Зарезервированные слова языка Pascal

absolute and array asm begin case const constructor div goto do downto destructor   else end exports external file for forward function if implementation in inline interrupt interface inherited Абсолютный Логическое И Массив Ассемблер Начало блока Вариант Константа Конструктор Деление нацело Переход на Выполнять Уменьшить до Деструктор (разрушитель) Иначе Конец блока Экспорт Внешний Файл Для Опережающий Функция Если Реализация В (входит в.,.) Основной Прерывание Интерфейс Наследование label library mod nil not or of object packed procedure program record repeat set shl shr string then to type unit until uses var while with xor Метка Библиотека Остаток от деления Отсутствие логическое НЕ Логическое ИЛИ Из Объект Упакованный Процедура Программа Запись Повторять Множество Сдвиг разрядов влево Сдвиг разрядов вправо Строка То Увеличивая Тип Модуль До Использовать Переменная Пока С Исключающее ИЛИ

Группа слов, имеющая определенный смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования зада­ет полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и орга­низацию данных — объектов языка, над которыми производятся различные действия, называется описанием.

Чтобы научиться правильно писать программы, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций)

Идентификатор – имя, обозначающее элементы программы (процедуры, функции, константы, переменные и типы данных).

Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы(sin, cos, ln, sqr, sqrt и др.).

Для обозначения меток, констант, процедур и функций, определенных самим программистом, применяются пользовательские идентификаторы.

При инициализации какого-либо элемента программы с помощью идентификатора необходимо руководствоваться следующими правилами:

· Идентификатор должен начинаться буквой или символом подчеркивание;

· Паскаль не различает прописные и строчные буквы;

· Начиная со второй позиции в Паскале наряду с буквами можно применять и цифры;

· Пробел в Паскале является разделителем и не может стоять внутри идентификатора;

· Применение других символов (букв неанглийского алфавита, знаков препинания, псевдографических символов) в идентификаторах не допускается;

· Зарезервированные слова в качестве идентификаторов не используются;

· Максимальная длина идентификатора составляет 127 символов, но значимыми являются только первые 63 символа.

Константы и переменные

Константами называют данные, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Они задаются пользовательскими идентификаторами. Константы " узнаются" компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов:

· числовые,

· булевские (логические),

· символьные или строковые.

Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.

Пример:

Const

Name=’Вася’;

DR=’29 февраля 1996г.’;

Max=1000;

Min=0;

Center=(max-min)/2;

Преимущество задания какого-либо постоянного значения в виде константы, а не переменной, в том, что при этом блокируется возможность его случайного изменения (например, в результате ошибки программиста).

В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами (true, false, maxint, pi).

Переменными называют величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы. С каждой переменной программы связывается ее характеристика, называемая типом.

Var

A, b: integer;

Summa: real;

Кроме констант и переменных существуют типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, но для них должен указывается тип.

Const

Ocenka: byte=5:

Predmet: string=’Химия’;

Типизированная константа равнозначна переменной с заранее инициализированным значением, и в программе действия с ней могут производится также как с переменной.

Типы данных

Тип данных определяет структуру данных, множество допустимых значений данных, а также совокупность операций над ними.

Типы данных
Простые (скалярные)
Сложные (составные, структурированные)
Множества
Записи
Массивы
Файлы
Фиксированные
Вариантные
Текстовые
Типизированные
Нетипизированные
Вещественные
Строковые
Порядковые
Стандартные
Определенные пользователем
Целые
Логические
Символьный
Перечисляемые
Диапазонные
Рис.1. Классификация типов данных

К простым типам данных относятся:

· Типы, определенные в языке (стандартные типы): вещественные, целые, логические, символьные, строки;

· Типы, определенные пользователем: перечисляемые и диапазонные (интервальные).

Вещественные типы данных

К вещественным типам данных, используемых в языке Паскаль, относятся: real, single, double, extended, comp. Они отличаются друг от друга диапазонами допустимых значений (т.е. значениями, которые могут принимать переменные этих типов). Для хранения переменных того или иного вещественного типа требуются различные объёмы памяти.

Таблица3.Характеристика вещественных типов данных.

Вещественный тип Диапазон значений Число значащих цифр мантиссы Требуемая память (байт)
real 2.9Е-39..1.7Е38 11-12
single 1.5Е-45..3.4Е38 7-8
double 5.0Е-324..1.7Е308 15-16
extended 1.9Е-4951..1.1Е4932 19-20
comp -2Е+63+1..2Е+63-1 19-20

Все вещественные числа могут записываться с фиксированной и плавающей точкой. С фиксированной точкой числа записываются по правилам арифметики, только целые части отделяются точкой.

Числа в форме с плавающей точкой записываются в виде:

mE+p,

где m – мантисса,

E – экспонента,

p – показатель степени.

Применяемые операции: +, -, /, *, операции сравнения - =, < =, > =, <, >, < >.

К переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы все математические функции:

Abs Возвращает абсолютную величину параметра
Sin, Cos, ArcTan Возвращает соответственно синус, косинус и арктангенс параметра
Exp Возвращает экспоненту параметра
Int, Frac Возвращают соответственно целую и дробную части параметра
Ln Возвращает натуральный логарифм параметра
Pi Возвращает значение Пи=3, 1415926535897932385
Sqr, Sqrt Возвращают соответственно квадрат и квадратный корень параметра

Помимо математических функций к переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы две функции преобразования типов:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 4456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь