Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феноменологическая социология и соотношение микро и макроанализа.



 

Феноменологическая социология — направление социологии, основанное на феноменологическом методе.

Основываясь на философской феноменологии Эдмунда Гуссерля, Альфред Шюц предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология. Шюц наблюдал за тем как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут, свой жизненный мир.

Для Шюца, было важно заключить в скобки сильно усвоенные вопросы жизни, чтобы правильнее понять жизненный мир исследуемых социальных объектов.

Исходная посылка Феноменологической социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет «пробиться» к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, т.е. в мир жизни или жизненный мир.

Любая адекватная своему предмету социологическая стратегия должна: 1) исходить из «взятия в скобки» вопроса о существовании мира объектов вне сознания; 2) провести феноменологическую редукцию, т.е. освободиться от «пред-взятостей» видения и обнаружить исходное значимое для всякого субъекта, разделяемое им (но не независимое от него); 3) зафиксировать естественную установку (естественное, «незатемненное» наработанными условностями и абстракциями непосредственное отношение к миру), которая возможна только в жизненном мире; 4) дать анализ-реконструкцию возможных согласований-пониманий, достигаемых субъектами в интерсубъективном взаимодействии-общении и выявить основополагающие принципы и механизмы конструирования при этом социокультурного мира.

 

Исследование повседневного поведения в ситуациях личного взаимодействия обычно называется микросоциологией. Макросоциология - это анализ крупномасштабных социальных систем, таких, как фирмы, политические системы и общеэкономический порядок. Макросоциология также включает анализ долговременных процессов изменений - таких, как развитие индустриализации. На первый взгляд может показаться, что микро - и макроанализ довольно далеки друг от друга. В действительности же они тесно взаимосвязаны24), и данная глава должна была это продемонстрировать.

 

Макроанализ важен для понимания институционального фона обыденной жизни. Те способы, которыми люди строят свою повседневную жизнь, чрезвычайно зависят от обширных институциональных оснований, с которыми люди существуют; это становится очевидным, если сравнить культуру, подобную Кун, и жизнь в современном западном городе. В современных обществах люди находятся в постоянном контакте; посторонними. Слово " посторонний" утратило свое старое значение, буквально оно означало " чужой человек", пришедший " со стороны". Люди современного общества, живущие в городах, ежедневно встречают тысячи персонально не знакомых им людей. В таких обстоятельствах фокусированное и нефокусированное взаимодействие заметно пересекаются. Горожанин постоянно должен начинать и прекращать взаимодействие с людьми, с которыми он раньше никогда не встречался.

 

В свою очередь, микроисследования помогают объяснить широкие институционные формы. Без сомнения, личное взаимодействие является основой всех форм социальной организации, независимо от их масштаба. Допустим, мы изучаем промышленную корпорацию. Большая часть деятельности фирмы может быть описана в терминах межличностного взаимодействия. Мы могли бы анализировать, к примеру, взаимодействие директоров в совете, служащих в конторах, рабочих в цехах. Безусловно, используя только эту информацию, невозможно построить картину корпорации в целом, поскольку связи между ее структурами выходят за (116стр) пределы непосредственного личного взаимодействия. И тем не менее, изучение повседневного взаимодействия может внести существенный вклад в понимание работы данной организации.

 

Краткое содержание

 

1. Многие представляющиеся тривиальными аспекты обыденного поведения при тщательном изучении оказываются сложными и одновременно важными аспектами социального взаимодействия. Примером может служить визуальный контакт. В большинстве взаимодействий он оказывается мимолетным. Пристальный взгляд на другого человека может быть расценен как свидетельство враждебности - или, в некоторых случаях, любви. Изучение социального взаимодействия является фундаментальной областью социологии, освещающей многие стороны социальной жизни.

 

2. На лице человека отражается множество выражений. Есть основания считать, что основные эмоции, передаваемые выражением лица, являются врожденными. Крос-скультурные исследования показывают чрезвычайно близкое сходство выражений лиц людей различных культур при передаче одних и тех же эмоций.

 

3. Понятие " лицо" можно понимать в широком смысле, подразумевая степень уважения, которое люди испытывают друг к другу. Взаимодействуя с другими, мы озабочены " сохранением лица" - защитой нашего самоуважения.

 

4. Исследованием обыденных разговора и беседы занимается направление, называемое этнометодологией; этот термин впервые введен Гарольдом Гарфинкелем. Этнометодология - это анализ способов, с помощью которых мы активно, хотя обычно и незаметно для себя, извлекаем смысл того, что подразумевают в своих разговорах и действиях другие.

 

5. О природе разговора можно узнать очень многое, обращаясь к " реакциям-восклицаниям", а также исследуя обмолвки (случающиеся, когда люди ошибочно употребляют или произносят слова и фразы). Оговорки часто очень забавны, и психологически тесно связаны с остроумием и шутками.

 

6. Нефокусированное взаимодействие - это взаимное осознание индивидами присутствия друг друга в условиях большого скопления людей и при отсутствии прямого общения между ними. Фокусированное взаимодействие можно разделить на обособленные столкновения, или эпизоды взаимодействия, случающиеся там, где каждый из двух или более индивидов обращают непосредственное внимание на то, что говорят и делают остальные.

 

7. Изучение социального взаимодействия часто может стать более эффективным, если применить драматургическую модель, исследующую социальное взаимодействие так, будто участвующие в нем - актеры на сцене, с соответствующими декорациями и реквизитом. Как и в театре, в различных ситуациях социальной жизни можно обнаружить четкие различия между передним планом (сама сцена) и задним планом, где актеры готовятся к представлению и отдыхают после него. (117)

 

8. Всякое взаимодействие происходит во времени и пространстве. Мы можем проанализировать нашу повседневную жизнь в терминах пространственно-временных " зон", если обратим внимание на то, что наша деятельность занимает определенные периоды времени и в то же время предполагает пространственное перемещение. Методы для такого рода наблюдений и способы их фиксации предоставляет " временная география".

 

9. Изучение личного взаимодействия обычно называется микросоциологией, в отличие от макросоциологии, которая исследует большие группы, институты и социальные системы. Микро- и макроанализ тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

 

28. Философско-методологические основания и эмпирический базис символического интеракционизма.

 

 

29. Возможности “микротрансляции макрофеноменов” (на примере работы Р. Коллинза “Микрометоды как основание для макросоциологии”).

30. Гофман

 

Гофмана интересует «микроанализ» прежде всего, сосредоточен на анализе повседневной жизни. Ориентирован на изучение акта взаимодействия (отсылка к интеракционизму). Не настаивает на том, что микроанализ может объяснить макрокультуры, переход этот его мало интересует. Своя часть социальной реальности со своей динамикой – микромир. Макроанализ задает общее направление и форму взаимодействия, но не объясняет его динамику. Нормы и культурные ценности не навязывают культурные стандарты, лишь представляют альтернативу в ситуации взаимодействия. За основу – правила межличностного контакта, вскрыть внутреннюю логику взаимодействия. Взаимодействие – разыгрывание взаимодействия как в театре и наполнено динамикой, напряжением и является срежессированным. Культурный сценарий, манипулирование представлением, сцена, аудитория.

Индивиды осознанно подают знаки, несущие информацию другим о том, как на них реагировать. Взамен использование этих знаков => формирование определения ситуации у действующих. Согласованное определение ситуации позволяет сформировать план совместных действий – соглашение о том, чьи представления и о чем будут приняты во время взаимодействия. Складывается в ходе представления индивидами себя (разыгрывания). Человек – не когнитивная конструкция, он разыгрывается в действии, представление – не спонтанно, есть правила.

Внимание Гофмана сосредоточено на путях и причинах подрыва доверия людей к получаемым ими в процессе совместной деятельности впечатлениями. Порядок взаимодействия – особая реальность, возникающая только в социальных ситуация, где участники находятся в физическом присутсвие друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Порядок взаимодействия надо понимать как взаимодействие лицом к лицу.

Гофман выделяет «театральные проблемы»: важный элемент социального взаимодействия – это ожидания и оценки других, которые становятся частью внутренней мотивации человека. Индивид состоит в нескольких группах, состоящих из лиц, мнениями которых он дорожит. Следовательно, он имеет столько же социальных Я сколько существует этих групп. И каждой группе человек старается показать определенные стороны своей личности. Гофман говорит о «рассогласовании нашего природного я и нашего социального я», которое происходит в результате постоянного представления себя определенным образом перед другими.

Структура «порядка взаимодействия» формируется под влиянием противоположных сил. С одной стороны, их повседневная жизнь окутана моральными ограничениями. С другой стороны, возникают ситуации когда надо сконцентрироваться и поправить представление о себе. Таким образом, индивиды создают и играют определенные роли в зависимости от ожиданий группы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь