Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)



ХХ век нередко называют веком начала «космической эры» - эпохой выхода человека за пределы своей планеты. Но уже в XIX - начале ХХ вв. в России появилась целая плеяда мыслителей, творчество которых вошло в историю философии под названием " русского космизма". Они пытались осмыслить человека как существо, с одной стороны, включенное в мироздание (космос), порожденное им, а, с другой стороны, имеющее свои особые неповторимые черты, способное к творческому и разумному познанию, освоению и преобразованию Вселенной. Божественность, одушевленность, единство космоса, неразрывная связь человека с природой, идея активной эволюции, направляемой преобразующей деятельностью человечества, выходящего в космическое пространство, изменяющего и мир в целом, и собственную физическую и нравственную природу - таковы основные темы философии русского космизма.

В размышлениях космистов причудливо сочетаются языческо-пантеистические мотивы обожествления природы и христианская идея " обожания" человека (то есть восхождения человека к Богу, его активного сотворчества в деле созидания мира), фантастические мечтания и научные гипотезы, моральная проповедь и просветительская вера во всемогущество Разума и Науки. При этом человек рассматривается не как " венец мироздания", а как важный этап в процессе развития космоса, как выдающееся достижение Природы (или прекрасное творение Бога), однако, достижение незавершенное, неокончательное, способное к дальнейшему росту и осознанно берущее на себя ответственность за судьбу всего космоса. В человеке, как неотъемлемой части мироздания, бессознательное развитие природы достигает своего пика и должно перейти в свою новую - сознательно-целенаправленную стадию.

Основателем космизма можно считать Николая Федоровича Федорова - человека, о котором философ Н.О. Лосский писал, что " это был, несомненно, праведник и неканонизированный святой", а Лев Толстой признавался: " я горжусь тем, что живу в одно время с подобным человеком". Мыслитель фантастической эрудиции, крайний аскет, полагавший, что иметь какую-либо собственность - грех (свое крошечное жалование библиотекаря он почти целиком раздавал нуждающимся), Николай Федоров производил огромное впечатление на современников. Остро ощущая свою личную ответственность за всех людей, он стремился преодолеть отвлеченно-теоретический характер философии и науки, горячо ратовал за единство слова и дела, знания и действия. Он писал: " к истории нужно относиться не " объективно", т.е. безучастно, и не " субъективно", т.е. с внутренним лишь сочувствием, а " проективно", т.е. превращая знание в проект лучшего мира".

Николая Федорова отталкивала та разобщенность, замкнутость каждого в себе, словом - то " небратство", которое царит среди людей. Каждый человек, в сущности, безразличен к судьбе остальных людей и к судьбе ушедших поколений. " История есть (в сущности) разорение природы и истребление друг друга" - говорил философ. Именно против подобного положения вещей и призвано объединить человечество Общее Дело - дело регуляции людьми стихийных сил природы, дело преображения мира, освоения космоса и, в итоге, обретения людьми бессмертия. В этом учении Федорова вера в могущество науки и техники сочетается с христианской верой в необходимость для человека помочь Богу в деле спасения мира, а не пассивно ждать Страшного Суда. После прихода Христа , говорит Федоров, дело спасения мира всецело в руках людей. Царство Божие на земле возможно, так же, как и возможно избежать Апокалипсиса, если только приложить усилия всего человечества.

Мечты Федорова, которые он пытался нравственно, религиозно и научно обосновать, поистине грандиозны. Регуляция природы должна распространить влияние человека " на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения Вселенной". Федоров писал об управлении метеорологическими процессами для получения высоких урожаев, об использовании солнечной энергии (вместо энергии угля), об освоении электромагнитной энергии земного шара (чтобы превратить всю Землю в корабль для полетов в космос), о заселении других планет, о переделке человеческого организма, о создании " братского" общества без классовых различий, войн, армии и полиции. Конечная цель, по мнению философа, заключается в том, чтобы достичь такого единства, которое сделает невозможным любое разрушение, любую изоляцию, победит саму смерть. Вот что писал Николай Федоров: " Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы" - значит, " сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею". Так, путем сознательного управления эволюцией, освоения космоса, совершенствования собственной природы, человечество достигнет братства, единства и, в конце концов, сможет победить смерть и воскресить все умершие поколения.

Победа над смертью? Но разве это не абсолютная утопия и невозможная мечта? И почему именно такую задачу ставит Федоров перед человечеством? Всем нам приходилось терять близких людей и отчаиваться от осознания своего бессилия вернуть родного человека. Федоров же не мирился с этим и верил в возможность воскрешения всех когда-либо умерших на Земле людей. Он утверждал, что вся наша цивилизация строится на костях отцов, что сама современная идея " прогресса" приносит целые поколения в жертву ради будущего счастья их потомков. Все это несправедливо и бесчеловечно. Раз в Библии говорится о временах, когда " смерти уже не будет", человек не должен сидеть сложа руки, но - должен стремиться победить ее, ибо " самая природа в человеке сознала зло смерти, сознала свое несовершенство". Люди могут вослед за Христом повторить подвиг воскресения. Борьба со смертью и воскресение умерших должны, по мысли Федорова, стать главным делом человечества, должны сплотить всех людей воедино: " всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем". Да, воскрешение и бессмертие сегодня кажутся невероятным чудом, но разве то, что вчера казалось столь же невероятным, не сбылось сегодня? Невозможное сегодня может, а значит, должно стать возможным завтра или послезавтра! Ведь, пока человек смертен, сохраняется глубинная основа страдания и зла, корень вражды, разделения и соперничества. Во многом именно из-за частой смены поколений, научный прогресс не сопровождается нравственным (каждый индивид за короткую жизнь не успевает овладеть духовной культурой человечества). И наконец, просто безнравственно наслаждаться плодами прогресса, основанного на смерти и страданиях " отцов", не стремясь вернуть им долг - убежден Федоров.

Две задачи: заселение, преобразование космоса и обретение человеком бессмертия, тесно взаимосвязаны в философии Общего Дела , поскольку " борьба с разъединяющим пространством" для Федорова есть " первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Космос неисчерпаем по своим ресурсам и может стать полем деятельности для бессмертной жизни, и, наоборот - только бессмертные существа могут преобразить, заселить Вселенную. Люди объединившись, смогут все - утверждал мыслитель: " воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего труда".

Многие идеи Николая Федорова получили развитие у других представителей русского космизма - Константина Эдуардовича Циолковского и Владимира Ивановича Вернадского . Константин Циолковский - ученый, инженер, изобретатель и философ, один из основателей космонавтики, посвятил свое творчество всестороннему обоснованию неизбежности выхода человека в космическое пространство. По его убеждению " прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остановиться на человеке". За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космического будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Вселенной - путь к предотвращению гибели человеческой цивилизации в результате истощения земных ресурсов. Подобные проекты имеют высокий нравственный смысл, так как они поднимают каждого человека от сиюминутного и эгоистического к всемирному и героическому. Мечта о " небе", тысячелетиями жившая в людях, должна воплотиться в реальность.

Вселенная в учении Циолковского предстает в духе пантеизма - как живое, единое, одушевленное целое, развивающееся циклически и никогда не погибающее. Космос - это целостный организм, подобный " добрейшему и разумнейшему животному". Мыслитель не сомневался, подобно Джордано Бруно, в существовании множества населенных живыми существами миров и ставил задачу разработки " космической этики", основанной на осознании " круговой поруки" всех нравственных существ за судьбу космоса, на признании необходимости совместного труда людей и " инопланетян" в деле преобразования Вселенной. По Циолковскому, жизнь и разум - фундаментальные атрибуты мироздания, а " Смысл" Космоса - в неизбежности появления в нем цивилизаций, творчески и осознанно влияющих на устройство и эволюцию Вселенной.

О том же самом - формировании " планетарного мышления", " космической философии", основанной на осознании единства человека и природы и человеческой ответственности за судьбу космоса, писал и другой выдающийся русский ученый, геолог, биолог и химик - Владимир Иванович Вернадский. По мысли Вернадского, мир - един, жив и вечен. Природа порождает человека с его разумом, и этот разум сам становится решающей космической силой. " Человек должен понять - утверждал философ - что он не есть случайное, независимое от окружающего его и свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет". По убеждению Вернадского, " под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу". Это понятие - ноосфера (от греческого " нус" - " разум" ) - ключевое в учении Вернадского. Что же такое ноосфера? " Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью", она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений - это новая специфическая " оболочка" Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства. Вернадский подчеркивал несовершенство человека, его промежуточный характер (эта мысль созвучна идеям Ницше о Сверхчеловеке): человек " служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее". Человек - высшая точка эволюции бессознательной, стихийной и, вместе с тем, начало, исходный пункт разумной, направленной дальнейшей эволюции.

Однако человек, создавший мощную науку и технику, оказывается способен к хищническому отношению к природе, чреватому экологической катастрофой, самоуничтожением себя как вида. Гибель человечества означала бы и падение, гибель всей космической эволюции, породившей жизнь и человеческое сознание. Поэтому Вернадский проповедовал " сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели". Нравственное преображение человека должно идти параллельно с его физическим преображением и его победой над болезнями и смертью. Проповедуя активную работу человека над преодолением его собственной нынешней " промежуточности" и несовершенства, Вернадский выдвигает как ориентир, идею автотрофности (от латинского - " самопитание" ) человека. Сейчас люди для поддержания своего существования вынуждены поедать других существ, тогда как растения автотрофны - строят свой организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при помощи солнечного света делая неживое живым. Цель, поставленная Вернадским перед человечеством и тесно связанная с освоением космоса - изменить доступные людям формы питания и источники энергии, путем творческого самосозидания.

Итак, освоение космоса, преображение собственного облика человека, победа над болезнями, достижение социального и нравственного совершенства, формирование " планетарного сознания", регуляция природных стихий, обретение бессмертия и воскрешение всех предыдущих поколений - таковы головокружительные мечты русских космистов. Но некоторые из высказанных ими пожеланий уже в ХХ веке стали явью: человек начал полеты в космос, многие болезни прошлого (оспа, тиф, чума, холера) полностью или частично побеждены. И кто знает, быть может, то, о чем писали Федоров, Вернадский и Циолковский - может стать реальностью завтрашнего дня?

Всеединство и Богочеловечество (В.С. Соловьев)

Наиболее значительным русским философом, гениальным мыслителем мирового значения, по общему признанию, является Владимир Сергеевич Соловьев . Поэт и мистик, публицист и философ, нравственный проповедник, богослов и переводчик сочинений Платона и Канта, человек огромного личного обаяния, обладавший замечательным остроумием, небывалой глубиной и мощью мысли, фантастической широтой духовных интересов и колоссальными познаниями в различных областях, создатель мощного течения русской религиозной философии, Соловьев органично впитал в своем мировоззрении традиции философии Платона и платонизма, отцов христианской церкви и представителей классической немецкой философии, ранних славянофилов и Николая Федорова.

Оригинальность мысли сочеталась в творчестве Соловьева с огромной широтой и терпимостью взглядов. Пожалуй, одной из самых верных характеристик его личности и мировоззрения было бы слово «универсализм» (от лат. " universalis" - всеобщий) - стремление, избежав однобоких и узких " точек зрения", одновременно осознать содержащуюся в них " правду" и сочетать ее в едином всеобъемлющем и гармоничном миросозерцании.

Весьма показательными являются и о многом говорят названия первых крупных сочинений Владимира Соловьева: " Кризис западной философии (против позитивистов)", (о позитивизме шла речь в предыдущей теме), " Критика отвлеченных начал" и " Философские начала цельного знания". В чем же видит Соловьев кризис современной ему западной философии, за что критикует ее, и что такое для него " цельное знание"?

По глубокому и верному наблюдению мыслителя, современная культура стремится к распаду на составные части, к утрате целостности и гармонии. А частичные, разделенные, однобокие " истины" , взятые в своей исключительности и отдельности, оборачиваются ложью; распад культуры - оборачивается распадом современного человека. Подобно Платону , Соловьев жаждал высшей гармонии, связующей распадающийся на части мир в единое, прекрасное и благое целое, стремился осуществить синтез веры и разума, науки, искусства, религии и философии.

Ведь любой человек, прежде чем узнавать " нечто", имеет глубокое, не нуждающееся ни в опыте, ни в логических доказательствах, но тем не менее твердое и очевидное ощущение того, что мир есть, и он един - это ощущение глубже и первичнее всякого конкретного и частного познания, предшествует ему. Уже затем, на смену и на основе этого нашего первичного ощущения-знания, приходит детализация и конкретизация, появляются наблюдения и рассуждения, приходят отдельные науки - биология, социология, химия, физика - и начинают расчленять и препарировать этот мир на части, выделяя из него атомы и молекулы, живые клетки и общественные формации… Такой анализ и расчленение, такой схематизм и препарирование, в какой-то мере необходимы и неизбежны, но и опасны - поскольку за этими разрозненными схемами и фрагментами мира может вовсе исчезнуть его первичная, очевидная, и единая реальность, для обозначения которой Соловьев использует ключевое и важнейшее для его философии понятие - Всеединство .

Понятно, что всякая вещь познается через свое отношение к целому, а это целое не есть просто множественность вещей, но нечто большее. Так, например, мы не можем понять, что такое ветка дерева, если не обратимся к дереву в целом; но мы не можем также и понять дерева, если не знаем о лесе. Однако дерево не есть просто набор веток, листьев, корней и т.д., также лес не есть просто некое множество деревьев. Всеединство - это такое целое, в котором каждая часть находит свое место, обретает свой смысл, и при этом не теряется, не растворяется - так же, как и в игре симфонического оркестра каждый инструмент, вписываясь в общую музыкальную гармонию, сохраняет свое значение и самостоятельность. И Всеединство мироздания, по Соловьеву, подобно слаженной игре такого огромного симфонического оркестра.

Благо , по Соловьеву - это именно гармония Всеединства, а зло - раскол, хаос, разобщенность, стремление каждой вещи, каждого явления, каждого существа в мире утвердить себя и свою маленькую истину, как истину абсолютную и единственную. Представьте себе, что в симфоническом оркестре каждый инструмент стал играть сам по себе и изо всех сил - безо всякого согласования с другими и пытаясь заглушить все прочие инструменты. Именно это, по мнению Соловьева, и произошло с миром и человеком, отпавшим от создавшего его Бога. Но оркестр может вновь прийти к утраченной гармонии и порядку, добровольно повинуясь палочке дирижера. Всеединство осталось позади, как некая исходная точка, и находится впереди - как цель мирового развития, в котором человеку суждено сыграть огромную и важную роль. Чтобы соединиться и сделать это свободно и добровольно, миру сначала надо было развалиться, разделиться на части. Смысл мироздания - в достижении всеобщего синтеза и гармонии, в обретении вселенского восстановления и примирения.

Соловьев убежден, что созданный Богом мир не полностью отпал от своего Творца, не полностью впал в зло хаоса и беспорядка. Связующим звеном между Богом и миром, Душой мира (это понятие восходит еще к Платону) для Соловьева является София - Божественная премудрость. Софию Соловьев определяет по-разному - и как вечное " тело Бога", и как вечную " Душу мира", и как будущее, одухотворенное идеальное человечество. София осуществляет связь между Богом и миром, это образ, по которому Бог создает мир, цель, стремясь к которой, мир достигнет Всеединства, а человек - одухотворенности. София по отношению к Богу материальна, а по отношению к миру духовна, это - одухотворенная телесность. (Здесь мы наблюдаем мотивы пантеизма, о котором неоднократно говорилось в этой книге). Благодаря Софии разобщенные части мира постепенно в ходе мировой эволюции соединяются в одно грандиозное целое. Так сначала через эволюцию природы, а затем через историю человека, идет " процесс собирания вселенной", процесс добровольного достижения утраченного некогда Всеединства. " Искры Божии", изначально содержащиеся во всем, разгораются все ярче, все сильнее, частные истины сливаются в одну гармоничную и всеобъемлющую истину, разрозненная и падшая материя одухотворяется, преображается. От механического единства всемирного тяготения через динамическое единство невесомых физических сил (тепло, свет, электричество), через органическое единство животных сил хаос постепенно оформляется в космос (по-гречески " космос" - порядок). И вот на сцену мирового процесса вступает человек - связующее звено между божественным и природным миром - посредник и помощник Творца в деле освобождения природы и ее воссоединения с Богом. Вспомним, идеи о мировой, вселенской миссии человека содержатся в философии русского космизма.

По убеждению Соловьева, христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека. Индивидуально две природы соединились в Христе; теперь это должно произойти в коллективе, в человеческом обществе, в Церкви. Человек, каким он является сейчас - ограничен, слаб, ничтожен, слишком еще близок к животности, но одновременно - свободен, сверх-природен, устремлен к абсолютному, вечному, к высшей полноте и завершенности. В этой двойственности, промежуточности человека - и трагизм его положения, и надежда на обретение новых вершин. Однако история еще далека от завершения, человек далек от совершенства, утверждает мыслитель. Человечество лишь находится на долгом пути к Богочеловечеству , к одухотворению природы, соединению с Богом и " собиранию Вселенной". На этом пути людей поджидает немало искушений - и, прежде всего, искушение эгоизмом - личным и национальным. Выступая с позиций христианского универсализма и горячо осуждая индивидуальную разобщенность людей, " зоологический патриотизм" и раскол христианских церквей, Соловьев призывает к их объединению (так, он сам считал себя не членом существующих церквей - православной или католической - но членом будущей, единой Вселенской Церкви).

Другое искушение - противопоставление веры в Бога вере в человека. Старая религиозная цивилизация во имя Бога отрицала человека, препятствовала прогрессу и тем отступила от духа христианства, тогда как нынешняя безбожная цивилизация, увлеченная успехами социального и научно-технического прогресса, превозносит и обожествляет человека, забывая о Боге. Соловьев подчеркивает, что " последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры - вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества".

Размышления о Богочеловечестве как цели мировой истории, естественным образом, обращают мыслителя к социальным и политическим вопросам. Средневековое и современное общество, по мнению Соловьева, не есть общество истинно христианское (вопреки распространенному убеждению), но общество компромиссное, в котором проповедь первоначального христианства вынуждена была приспособиться к императорской власти и языческому сознанию населения. Таким образом, основы христианской общественности еще только должны быть созданы. Соловьев призывал к объединению церквей, к введению свободы совести и отмене смертной казни, к преодолению эксплуатации человека человеком, к справедливой организации труда и распределения продуктов, к отказу от националистических предрассудков, к слиянию лучших традиций восточной культуры (с ее " бесчеловечным Богом" ) с культурой западной (с ее " безбожным человеком" ).

Целью христианства, по Соловьеву, является достижение не только " личной святости, но и общественной справедливости". Странным парадоксом Соловьеву представляется то, что все прогрессивные социальные преобразования в духе христианства за последние два века осуществляли в Европе люди, в Христа не веровавшие, тогда как люди, именующие себя " христианами", этому препятствовали. Призывая к созданию истинно христианского общества, Соловьев, подобно Толстому, обличал ложь общества, которое лишь на словах называло себя христианским. Поэтому " христианство, осуществленное в общественной жизни - политика, ставшая христианской, это - свобода для всех угнетенных, покровительство для всех слабых; это - социальная справедливость и добрый христианский мир".

Владимир Соловьев является основателем мощного, оригинального и плодотворного течения в русской религиозной и философской мысли начала ХХ века. Его идеи о Всеединстве и Богочеловечестве, о Софии и христианской политике, получили развитие в работах братьев Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова , П.А. Флоренского , Н.А. Бердяева , А.Ф. Лосева и многих других замечательных мыслителей, внесших огромный вклад не только в российскую, но и в мировую сокровищницу Духа.

Вопросы для самопроверки

  • Вспомните из курса Новой истории основные социально-экономические и политические черты эпохи, называемой Новым временем.
  • Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
  • За что Фрэнсис Бэкон критиковал старую философию, и в чем он видел основные задачи новой?
  • Что такое дедукция? Каковы ее достоинства и недостатки? Почему дедукция, по мнению Ф. Бэкона почти не продвинула человека в деле познания мира?
  • Какой философский метод предложил Ф. Бэкон взамен средневековой силлогистики? Каковы его достоинства и недостатки?
  • Что представляет собой процесс познания по Ф. Бэкону? Раскройте содержание понятия эмпиризм. Что представляет собой человеческое сознание от рождения с точки зрения эмпиризма?
  • Расскажите о представителях эмпиризма - продолжателях философских идей Ф. Бэкона.
  • Что представляет собой теория общественного договора Томаса Гоббса и Джона Локка?
  • Фрэнсис Бэкон утверждал, что познанию окружающего мира препятствуют различные предрассудки и стереотипы нашего мышления, которые он называл идолами. Прочитайте следующее рассуждение Ф. Бэкона и определите, о каких познавательных препятствиях идет в нем речь: " Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры".
  • Как вы думаете, какое из двух направлений средневековой философии - реализм или номинализм, продолжает эмпирическая философия Нового времени?
  • Какое отношение к старой философии было у Рене Декарта? В чем видел он основные задачи новой философии?
  • Что представляет собой универсальное декартовское сомнение? Какие цели оно преследует? Чем отличается сомнение Декарта от сомнения античных скептиков?
  • Объясните знаменитый декартовский принцип: " Я мыслю, следовательно, я существую".
  • Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?
  • Что представляет собой учение Декарта о существовании врожденных идей? Какие мыслители до Декарта разрабатывали подобные теории?
  • Какими были представления Декарта о процессе познания? Какой метод был положен им в его основу? Раскройте содержание понятия рационализм.
  • Расскажите о представителях рационализма - продолжателях философских идей Декарта.
  • Чем отличается декартовское учение о врожденных идеях от теории врожденного знания Лейбница?
  • В чем заключается сходство философских идей Ф. Бэкона и Р. Декарта?
  • Прочитав следующее рассуждение Декарта, определите, почему наилучшей из наук он считал математику и каким образом предлагал он распространить ее метод на другие области знания: " Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть".

· ГЛОССАРИЙ

· Автотрофность - в философии русского космизма способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди.

· Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира.

· Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.

· Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека.

· Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира.

· Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм).

· Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик.

· Априорный - не зависящий от чувственного опыта.

· Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины).

· Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков.

· Атеизм - отрицание существования Бога.

· Атман - индивидуальная душа в индийской философии.

· Богочеловечество - в русской религиозной философии идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества.

· Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало.

· Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности.

· Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное.

· Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля.

· Всеединство - философский принцип единства какого либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность.

· Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

· Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него.

· Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее.

· Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены.

· Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания.

· Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии.

· Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср.индукция).

· Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился.

· Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь