Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Промышленный переворот создание крупной промышленности, основанной на использовании техники и наемного труда – в России начался в 1830-1840-е гг. и продолжался до 1880-1890-х гг. Он осуществлялся – организационно-технически т. е. происходила замена ручного труда машинным, началось систематическое применение машинной техники на крупных предприятиях быстро увеличивавшейся промышленности, и – социально т. е. формировались новые общественные группы: слой предпринимателей собственников и управленцев (буржуазия), слой инженерно-технических работников(техническая интеллигенция) и наемный рабочий класс (пролетариат). Первые попытки применения машин в текстильной и горном производстве произошли почти одновременно. Но промышленный переворот начался в первой половине XIX в. именно в легкой промышленности. Прядильными машинами впервые в России была оборудована Александровская мануфактура в Петербурге в 1798 г. С конца 1820-х годов московские текстильные предприятия стали чаще обзаводится жаккардовыми станами и другой сложной техникой, вывезенной из Франции и Бельгии. С начала 1840-х гг., когда в Англии был разрешен экспорт текстильных станков и оборудования, машинизация текстильного производства стала массовой, особенно в обработке хлопка. Первым хлопчатобумажное производство с использованием английского и немецкого оборудования организовал Савва Васильевич Морозов. За ним потянулись Гарелины, Хлудовы, Вишняковы и многие другие. За несколько десятилетий только в Центральном промышленном районе было построено свыше 120 фабрик с современным и английскими и немецкими станками. К 1861 г. в России насчитывалось 2 млн. механических прядильных веретен. Это во много раз увеличило производительность труда. В ситценабивной промышленности внедрение только одной печатной цилиндрической машины для окраски ткани заменяло труд 500 рабочих. В металлургии стали внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь в условиях преимущественно принудительного труда процесс проходил медленнее и сложнее. Промышленный переворот связан был и с возникновением новых видов транспорта. В 1838 г. была построена первая в России железная дорога между Петербургом и Царским Селом (25 верст), а в 1851 г. открылась железная дорога Москва-Петербург. В 1815 г. был построен первый пароход. Практически вся новая техника была импортной. Всего за вторую четверть XIX в. ввоз машин увеличился по стоимости в 20 раз. Особенности промышленного переворота в России заключались в том, что он: – начался позже, чем в передовых странах Европы; – имел высокие темпы развития и происходил (от первых фабрик до относительно развитой железнодорожной сети) почти вдвое быстрее, чем в Англии; – был связан с использованием технических достижений, инженерных кадров, а также организационного опыта стран Запада; затрагивал лишь отдельные отрасли, отличался относительно слабым развитием машиностроения; многие предприятия ряда ведущих отраслей, прежде всего, текстильной размещались в основном в сельской местности; – первый этап своего развития (30-50-е гг.) прошел в условиях крепостного права. Важно отметить, чтона этомпервом этапе промышленный переворот в России проходил по той же схеме, что и в Англии. Прежде всего он развертывался в текстильной промышленности, где, в результате, ускорилось накопление капиталов для дальнейшего развития. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX В. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы., Ю. Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал – либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Основные положения теории славянофильства: – важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер; – в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа; – основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; – Россия развивается ненасильственным путем; – в России духовные ценности преобладают над материальными; – Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты; – крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности); – для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор; – славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под воздействием общества по принципу: царю – сила власти, народу – сила мнения. Западничествооформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима. Несмотря на реакцию (по словам А. И. Герцена – внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу – независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного духовного парламента России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество. ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ II (1894-1917 ГГ.) Социально-экономические пережитки в сельском хозяйстве (отсталое помещичье хозяйство, использовавшее отработки крестьян, аграрные порядки в российской деревне, неполная собственность общины на землю и пр.) сочетались с развитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению противоречий в российском обществе. Неурожай 1900 г., экономический кризис 1900-1903 гг. и экономические последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. усугубили аграрный кризис и привели к ухудшению экономического положения широких народных масс. Политические предпосылки. Самодержавие – российская абсолютная монархия являлась главным политическим пережитком феодализма. Самодержавие препятствовало каким бы то ни было социально-политическим изменениям и было неспособно модернизировать общественный строй России. Важную роль играли и личные качества Николая II, современники, в том числе из окружения царя, подчеркивали недоверие государя ко всем реформам. Режим политического бесправия. Царизм, несмотря на уступки 60-70 гг. прошлого века продолжал преследовать ростки политического инакомыслия, прибегая к репрессиям против рабочего и крестьянского движения, ссылкам и тюрьмам в отношении революционеров, слежке и травле даже умеренных российских либералов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы