Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИСтр 1 из 16Следующая ⇒
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления кашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять – десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом. История как наука оперирует точно усыновленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, вес свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения. Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД) Отечественная история делится на периоды: 1. Период первобытнообщинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ. ПОС это период когда люди жили и трудились сообща и имели общее имущество. Под влиянием развития производительных сил общества усложняется социальная структура первобытно общества. В конце периода происходит переход от присваивающей экономике к производящей. Возникает социальное расслоение: на богатую родоплеменную верхушку и обедневших сородичей. Разложение этого строя сопровождалось ослаблением кровнородственных отношений. 2. В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытнообщинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ПОС на большей части территории пришел феодальный строй в европейской части России в конце первого тысячелетия нашей эры. Лишь на небольшой части территории РФ на юге современного Краснодарского края и юге Ростовской области во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в первые века нашей эры существовал рабовладельческий строй. Здесь возникли греческие рабовладельческие города-государства затем объединившиеся в Скифское царство. Феодализм это такой общественный строй при котором экономически, политически и юридически господствует слой феодалов-землевладельцев. В основе феодального способа производства лежит труд феодально зависимых крестьян. Феодализм в России существовал до 1861 года, а пережитки его сохранялись до 1917 года. В рамках феодализма принято выделять: 1. Период Древнерусского государства (9-12 века). 2. Период феодальной раздробленности (12-15 века). 3. Период становления русского централизованного государства (15-середина16 века). 4. Период сословно представительной монархии (16-середина 17 века). 5. Период абсолютной монархии (вторая половина 17 века и до 1861 года). 3. Период 1861-1917 годов, период бурного развития капитализма, переход от абсолютной монархии к конституционным формам государства дуалистической монархии 1905-1907 годов, а затем и к буржуазной республики. Февраль 1917 года в этот период происходит разложение сословного строя, происходит уравнение российских сословий в правах, крестьяне освобождаются от личной зависимости в которой они находились несколько столетий под властью феодала-помещика. Для российского капитализма характерно: а) бурное развитие рыночных отношений б) острые социальные противоречия, которые закончились для России вступлением в полосу революционного кризиса, завершившегося победой коммунистов в октябре 1917 года. 4. С октября 1917 года и до начала 90-х годов советский период в истории России. В этот период коммунисты предприняли попытку построения в России бесклассового, самоуправляемого, коммунистического общества, в котором не будет ни государства ни права. При коммунизме должны были отмереть товарно-денежные отношения, утвердится господство общественной собственности на средства производства, должен быть уничтожен институт брака, обеспечено фактическое равенство людей. Должен быть реализован принцип: От каждого по способностям каждому по потребностям. Однако попытка построения социализма и коммунизма закончилась провалом. Основной причиной крушения социалистической системы явилась ее низкая экономическая эффективность по сравнению с рыночным капиталистическим хозяйством. Советский социализм не позволил обеспечить высокий уровень жизни населения, постепенно нарастали частнособственнические настроения, большинство населения утратило веру в победу коммунизма, в преимущество советской социалистической системы по сравнения с капиталистической системой. Советский период делится: А) период революции и гражданской войны 1917-20-ее годы. Б) период НЭПА 1921-29-ее годы. В) период сталинской диктатуры, утверждение тоталитарного режима 1929-53-ее годы. Г) период либерализации общественных отношений 1953-64-еегоды. Д) период застоя и постепенного нарастания кризиса системы партийно-государственного социализма 1964-85-ее годы. Е) период реформ Горбачева, которые ускорили крушение советской социалистической системы и реставрации капитализма в России 85-начало 90-х годов. 5. С начала 90-х годов Россия находится в процессе реставрации и развитии капиталистических отношений. ОБРАЗОВАНИЕ И РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ • Процесс образования единого древнерусского государства. • Теории возникновения Киевской Руси (норманнская, древнеславянская). • «Русская Правда» – первый свод писаных законов, закрепивший феодальные порядки на Руси. • Максимальный экономический и политический расцвет Киевской Руси в конце Х – начале XI вв. Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина IХ – середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов). Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю – Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям – в Старой Ладоге), Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т. н. «норманнской теории». Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять. Ломоносов, например, выводил Рюрика из южнославянских племен. Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда. Под этим общим названием известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей, Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная как на Пространной Правде, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, Краткая Правда делится на Правду Ярослава (ок. 1016), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Само появление Русской Правды в начале ХΙ в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. КРИЗИС ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ. БОРИС ГОДУНОВ Объективно, опричнина не только не привела к усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее ослабила ее. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты – гражданской войны начала ХVII в. Опричная политика не столько помогла России в Ливонской войне, сколько стала одной из причин ее поражения. Ослабляя ресурсы страны, парализуя страхом командный состав, она привела к тому, что Россия не сумела развить первоначальный успех и воспользоваться смутой, наступившей в Речи Посполитой после смерти в 1572 г. короля Сигизмунда II Августа. В 1580 г. царь женился в 7-ой раз на Марии Нагой, от которой родился царевич Дмитрий. В 1581 г. в пылу гнева он нечаянно убил своего старшего сына и наследника Ивана, оставив трон слабоумному Федору, неспособному самостоятельно управлять страной. В 1584 г. Иван IV умер. Существует версия, что он был убит своими приближенными – Б. Бельским и Б. Годуновым. Царствование Ивана IV завершилось провалом внутренней и внешней политики. Зачатки системы централизованной власти (приказы и т. д.) появились не в результате опричнины, а в итоге реформ, свернутых ею. Свою слабость власть пыталась компенсировать жестокостью, принимавшей крайние формы. В итоге, многое из того, что было достигнуто в годы реформ, было разрушено. Страна оказалась в состоянии структурного кризиса, охватившего все сферы жизни общества и поставившего ее на грань гибели. Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХУ11 в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом, в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т. е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т. д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы. События начала ХУ11 в. фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди по отечеству и по прибору южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, населявшей центральные и северные уезды. При этом между ними не существовало непроходимой грани и даже происходил своеобразный обмен кадрами. Значительная же часть населения, в первую очередь, крестьянство, выступала в качестве пассивной массы, страдающей от действий как той, так и другой группировки. В 1584 г. на престол взошел слабый здоровьем Федор Иванович. Еще при жизни Ивана Грозного, учитывая неспособность второго сына царя управлять страной, был создан опекунский совет из пяти бояр. В нем вскоре началась острая борьба за власть, закончившаяся победой Бориса Годунова, который выдвинулся в годы опричнины, благодаря своим личным качествам, а также женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку сестры Ирины с царевичем Федором. Фактически управляя страной, он сумел добиться относительной социально-экономической и политической стабилизации, в первую очередь, за счет закрепощения крестьян, поддержки средних и мелких землевладельцев и облегчения положения посадских людей. При нем возникают новые города – Самара, Саратов, Курск, Белгород и др. В 1589 г. был избран первый русский патриарх, что повысило авторитет русской церкви и государства. Во внешней политике Годунову удалось ликвидировать некоторые последствия Ливонской войны. После войны со Швецией по Тявзинскому договору 1595 г. Россия вернула часть утраченных территорий, что дало ей возможность снова получить выход к морю. ВЕЛИКАЯ СМУТА НА РУСИ Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХУ11 в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом, в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т. е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т. д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы. В эпохе Смуты выделяют три периода династический (1584-1606), который также называют боярской смутой; социальный (1606-1611) – «разрушение государственного порядка»; национальный (1611-1613) – «восстановление государственного порядка». Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского рода, был холопом Федора Никитича Романова – двоюродного брата царя Федора Ивановича (по материнской линии). После расправы Бориса Годунова над семьей Романовых, ложно обвиненной в 1600 г. в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился личным секретарем патриарха Иова. Это свидетельствует о таланте и способностях будущего самозванца. Не исключено, что к этой роли его подготовили Романовы, прекрасно знавшие жизнь царского двора и детали трагедии в Угличе. Показателен и тот факт, что придя к власти, Лжедмитрий I отблагодарил своего старого хозяина, насильно постриженного в монахи под именем Филарет, назначив его ростовским митрополитом. Оказавшись в Речи Посполитой и хорошо зная, что творится на родине, Григорий Отрепьев в 1603 г. решил открыть свою тайну. Он объявил себя младшим сыном Ивана 1У и, обещая территориальные уступки и денежные вознаграждения, сумел заручиться поддержкой польской шляхты. Кроме того, он обручился с дочерью сандомирского воеводы Мариной Мнишек и, по некоторым данным, принял католичество. Считая самозванца законным наследником престола, а значит и своим спасителем, население юго-западных окраин заставило его продолжить борьбу. Бесспорно, что низы общества надеялись получить от него и вознаграждение, а служилые люди, казачество – льготы и привилегии. Учитывая эти настроения, проникавшие в центральные районы и в войска, заколебались царские воеводы, а после неожиданной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. часть их перешла на сторону Лжедмитрия. В Москве был свергнут и убит наследник Бориса, образованный и хорошо подготовленный к выполнению своих царских обязанностей 16-летний Федор. А после того, как Мария Нагая узнала своего сына, что окончательно убедило москвичей в подлинности царя, Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605 г. венчался на царство. Второй период При воцарении Шуйского (1606-1610) ему пришлось дать крестоцеловальную запись, ограничившую произвол царской власти. Он обязался не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных. Несмотря на все старания Шуйского (например, по его приказу останки царевича Дмитрия перевезли в Архангельский собор, канонизировали, что превращало сторонников самозванца в еретиков), слухи о новом чудесном спасении царя Дмитрия Ивановича распространяются по стране. Противники Шуйского собирались вновь на юго-западе страны. В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы кн. Г. П. Шаховского и бывшего военного холопа И. И. Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Болотников, который возглавил движение в качестве большого воеводы царя Дмитрия, двигался к Москве, уничтожая по дороге бояр и воевод, в чем ярко проявилась возросшая ненависть низов общества к его верхам. Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву. К столице подошли также отряды из Рязани и Тулы во главе с дворянами П. Ляпуновым и И. Пашковым, выступившими против В. Шуйского. Но в решающий момент из-за противоречий среди командования повстанцев, они перешли на сторону правительства, что и предопределило поражение в начале декабря 1606 г. сторонников царя Дмитрия. Сыграли свою роль и проклятия в их адрес со стороны патриарха Гермогена. Третий период. Интервенция Восстание было подавлено, но Смута на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий 11. Его поддержали отряды польской шляхты, спасающейся от Сигизмунда III после подавления антикоролевского выступления, и примкнувшие остатки болотниковских войск. Подойдя к столице, Лжедмитрий 11 укрепился в с. Тушино под Москвой (отсюда его прозвище тушинский вор). В его лагере оказалась и Мария Мнишек, признавшая в нем спасшегося мужа. К Лжедмитрию 11 перешли на службу некоторые московские бояре и дьяки. (Многие из них меняли царя по несколько раз, за что получили прозвище перелеты). Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Кроме того, для борьбы с ними в феврале 1609 г. Шуйский пошел на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска под командованием племянника царя князя М. В. Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам. Но вмешательство Швеции послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода к открытой интервенции. К тому же содержание шведских отрядов повлекло за собой увеличение налогового бремени, что усилило недовольство правлением Шуйского. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России фактически отсутствовала, армии не существовало, в сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Сигизмунд 111, продолжая осаду Смоленска, двинул часть своих войск под руководством гетмана Жолкевского к Москве. Близ Можайска у с. Клушино в июне 1610 г. поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам, что полностью подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению. Боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским, не имея за собой сколько-нибудь реальных сил подписало договор с Сигизмундом 111 о возведении на московский престол польского королевича Владислава. При этом подтверждались условия крестоцеловальной записи В. Шуйского и гарантировалось сохранение русских порядков. Не урегулированным оставался лишь вопрос о принятии Владиславом православия. В сентябре 1610 г. польские отряды во главе с наместником царя Владислава Гонсевским вошли в Москву. Шведские войска, освобожденные после свержения В. Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России. Катастрофическая ситуация, сложившаяся к конце 1610 г. всколыхнула патриотические настроения и религиозные чувства, заставила многих русских людей встать над социальными противоречиями, политическими разногласиями и личными амбициями. Сказывалась и усталость всех слоев общества от гражданской войны, жажда порядка, который ими осознавался как восстановление традиционных устоев. В итоге это и предопределило возрождение царской власти в ее самодержавной и православной форме, отказ от всех новшеств, направленных на ее преобразование, победу консервативных традиционалистских сил. Но только на этой основе возможно было сплотить общество, выйти из кризиса и добиться изгнания оккупантов. В феврале 1611 г. из отрядов В. Шуйского, Лжедмитрия 11, дворян, казаков, служилых татар сложилось Первое ополчение, осадившее Москву с целью изгнания поляков. Но из-за внутренних разногласий оно распалось. Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения. Его инициатором стал нижегородский земский староста Кузьма Минин, а военным руководителем – князь Д. М. Пожарский, отличившийся в борьбе за Москву в период Первого ополчения. Выдвинутая программа: освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения, сумела сплотить представителей всех сословий, отбросивших узкогрупповые притязания ради спасения Отечества. Второе ополчение создало новый Совет всей земли, административный аппарат и, хорошо подготовившись, в августе 1612 г. подошло к Москве. Его поддержали казаки под руководством князя Трубецкого, оставшиеся здесь после распада Первого ополчения. Отбив попытку поляков помочь осажденным, 26 октября 1612 г. ополченцы освободили столицу. Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения. Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества. Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал., долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи. В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость. Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало. КУЛЬТУРА РУСИ В ХШ-XVII ВВ. XVII в. – сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило неравномерный характер развития культуры и ее неоднозначность. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило рост системы образования, хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усиливается прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли грекофилы, ориентирующиеся на приглашение в Москву образованных греков. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью. Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение – Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол. Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. Первым в русской литературе таким произведением стало Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых). Годуновский стиль характеризуется ориентацией на монументальные традиции рублевско-дионисиевской эпохи. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. В XVII в. продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т. д. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших. Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания. Разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое возмущение в различных слоях общества. Сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление столь масштабного восстания. КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII В. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества (см. тему 20 Эпоха петровских преобразований), активизации процесса сближения русской и западноевропейской культур. С одной стороны действия Петра способствовали ускорению темпов культурного развития, с другой значительная часть культурных заимствований перенималась механически, деформировалась на русской почве и не приводила к результатам, на которые рассчитывали реформаторы. Главный результат, все же, соответствовал затраченным усилиям культурные преобразования создавали необходимую основу для реформ в технико-экономической и военной областях Существует мнение, что вводимые Петром I новшества, носили, как пишет Л. Н. Гумилев, декоративный характер, и ни в чем не нарушали исконных русских традиций, оставаясь достоянием лишь верхушки общества. Основные тенденции. Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в., в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций, уходящих корнями в предшествующий период. Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания и жизни. Во всех областях культуры утвердилось господствующее положение светского направления. Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Произведения искусства приобретали все больше индивидуальных черт в рамках определенных стилевых художественных направлений. Анонимные произведения создавались лишь в устном народном творчестве. Рост международного авторитета России, ее успешная внешняяполитикаспособствовали установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой деятельности. Процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался формированием новых стилей и направлений, новых методов художественного творчества. Многие преобразования, при этом, особенно в области быта, проводились насильственным путем и зачастую не соответствовали национальным традициям. П етровские преобразования усиливали культурную дифференциацию. Формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянской культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции, устои прошлого. Периодизация. Развитие культуры не было равномерным. Первая четверть XVIII в., Петровская эпоха, отличается интенсивной ломкой средневекового мировоззрения, образа мыслей, жизни, быта и нравов; установлением активных и целенаправленных международных художественных связей; формированием государственной политики, направленной на воспитание отечественной творческой интеллигенции. Со второй четверти столетия при сохранении общей прогрессивной тенденции темпы культурного развития несколько замедлились, что объясняется возросшим влиянием на него замкнутых сословных корпораций, засильем иностранцев и нестабильной политической обстановкой. В то же время основа, созданная Петром не только сохранялась, но и развивалась. ПЕРИОД КОНТРРЕФОРМ В РОССИИ После отставки либеральных министров одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия августа 1881 г. – закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении его в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные и предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г. Кроме того, были усилены репрессивные органы – созданы отделения по охране порядка – охранные отделения. Благодаря принятым мерам, а также внутреннему кризису революционного движения властям удалось разгромить Народную волю и восстановить порядок в стране. Земские начальники. В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права. Земская контрреформа. По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой кури имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями. Городская контрреформа (1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, ещеактивнее вмешиваться в дела думы и т. д. В судах была ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы. Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX В. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы., Ю. Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал – либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Основные положения теории славянофильства: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы