Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление опытной науки в новоевропейской культуре (Р. Бэкон, У. Оккам, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).
В Новоевропейской культуре появилась идея экспериментального исследования, когда человек выступает активным началом. Суть её заключается в «испытании» природного объекта в искусственных условиях эксперимента с целью выявления его свойств и качеств. Предпосылками к появлению опытной науки можно считать: прогресс ремесленного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком, которые вернули Западу многие труды античных мыслителей и вместе с ними принесли и натурфилософские труды самих арабов. Значительную роль значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа. Её родоначальник, Роберт Гороссерт (1175—1253) занимался вопросами оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Основной трактат: «О свете или о начале форм». Роджер Бэкон (1214—1242). Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, представляющей из себя комплекс дисциплин, прежде всего геометрии и арифметики, затем астрономии и музыки. Мыслитель считает, что только математика достоверна и несомненна и с помощью ее необходимо проверять все остальные науки. Она же и самая легкая из наук, ибо она «доступна уму каждого», следовательно, с нее и надо начинать обучение детей. Но для получения истинных знаний одних только математических доказательств недостаточно. Для лучшего понимания и устранения сомнений необходим опыт. Р. Бэкон выделял два основных способа познания — «с помощью доказательств и из опыта». Также существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством «внешних чувств» — человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специально изготовленные инструменты. Однако этого внешнего опыта недостаточно. Поэтому необходим другой вид опыта — опыт «внутренний», который становится возможным только в мистических состояниях, избранных благодаря обретению внутреннего озарения, божественной «иллюминации». Причем, добавляет Бэкон, этот второй род опыта гораздо лучше первого. Допускает Р. Бэкон и третью разновидность опыта. Согласно Р. Бэкону, опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (т. е. подтверждение или опровержение) умозрительных начал. Английский философ Уильям Оккам (1300—1349) внес большой вклад в развитие логического учения. Основные работы: «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». Одним из его достижений считается так называемая «бритва Оккама»: «Без необходимости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Создание такой «бритвы» было обусловлено преобладанием в формировании знания вербальных псевдообобщений, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. Оккам так же развивает учение о существовании двух разновидностей знания. Первое из них он называет знанием интуитивным. Интуитивное у него означает наглядное и включает в себя как ощущение, так и внутреннее переживание его. Вторую разновидность знания Оккам именует абстрагированным знанием. С одной стороны, это общее знание можно непосредственно постичь в душе и тогда он называет его тоже интуитивным. Но первый смысл абстрагированного знания в том, что оно относится к множеству единичных вещей. В отличие от интуитивного знания, абстрагированное может отвлекаться от их существования или несуществования. Кроме того, Оккам был автором теории общих понятий (терминизма). Оккам различает две разновидности терминов. Термины первичной интенции — это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. Знание, связанное с ними, заключает в себе психологическую природу, объясняющую образование самих терминов. От них отличаются термины вторичной интенции, направленной уже не на вещи, а на термины первичной интенции. Именно здесь и возникают универсалии как термины, значение которых относится ко многим вещам. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них — реальные, трактующие о самом бытии. Другие — рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
Становление естествознания как определенной системы знания, начинается примерно в XVI—ХVП вв. и завершается на рубеже XIX—XX Данный период можно разделить на следующие этапы: 1) этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.). Его предпосылки: переход от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало решения целого ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика — в силу необходимости решения названных задач. 1.1) доньютоновский этап 1.2) ньютоновский этап На данный этап приходится первая глобальная научная революция, создавшая новую картину мира. 2)этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX — начала XX в.). На этот этап приходится Вторая глобальная научная революция ХVП в., связанная с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую — посленьютоновскую ступень развития механистического естествознания. В учении Г. Галилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеализациях опыт, а не простое описание фактов. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы: аналитический и синтетически-дедуктивный. Аналитический метод – это прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракций и идеализации. С помощью этих средств выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию. Синтетически-дедуктивный метод, созданный на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следовательно, отличительное свойство метода Галилея — построение научной эмпирии, которая резко отлична от обыденного опыта. Френсис Бэкон (1561—1626) — английский философ-материалист, основоположник эмпиризма и научной индукции - одним из первых заметил начавшийся в XVI—XVII вв. активный процесс «великой дифференциации». Он уловил, что единое ранее знание («преднаука») в силу экономических, политических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на собственно философию и науку, т. е. на два самостоятельных и специфических образования.. Ф. Бэкон считает, что наука возникла как «триединое целое» (т.е. как система специализированного знания и его постоянного воспроизводства и обновления, социальный институт и форма духовного производства). Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, создал предпосылки новой рациональной культуры и науки, создав новый рационалистический метод, основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величину (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как перемещение, а не количественные или качественные изменения. Наукой же, изучающей величину, фигуры, является геометрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тождественной Методу. И создав систему координат, введя представление об одновременном изменении двух величин, из которых одна есть функция другой, Декарт внес в математику принцип движения. Теперь математика становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно «считать числа, звезды, звуки и. т. д., любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего разума. Согласно Декарту, задача науки — вывести объяснение всех явлений природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться, но устанавливаются эти начала философией. Поэтому его часто упрекают в априорном характере научных положений. Декарт отмечает, что представление о мире, которое даст наука, отличается от реального природного мира, поэтому научные знания гипотетичны. Таким образом, в Новое время сложилась механическая картина мира, утверждающая: вся Вселенная — совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения, подчиненных законам классической механики; природа выступает в роли простой машины, части которой жестко детерминированы; все процессы в ней сведены к механическим. Механическая картина мира сыграла во многом положительную роль, дав естественнонаучное понимание многих явлений природы. Для творчества учёных того времени, характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не просто ставились отдельные опыты, они создавали натурфилософские системы, в которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое естествознание, и в первую очередь — физика.
15. Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2151; Нарушение авторского права страницы