Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 13 Историко-культурный ареал и регион. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Регион» - категория изначально географическая, позднее заимствованная другими науками. Множество точек зрения на понимание региона породило многозначность контекстов его содержания. Классической категорией для обозначения регионального дискурса в географии служит понятие района как территории, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность-объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Новое прочтение понятие«регион» получило развитие в прошлом столетии, в том числе и в связи с неоднозначностью передачи термина«район» в других языках. При всей многозначности толкования понятия«регион» даже в рамках исконной для него географии, все большее распространение получает отождествление региона с районом. Термин«регион» может употребляться для обозначения территориальных таксономических единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования, то есть, например, единиц административно-территориального деления разного уровня- субъектов федерации, районов, муниципалитетов и др. Регионы-это«институциональные районы», имеющие официальный статус в системе пространственного устройства государства. В то же время регион можно не связывать с государственным делением, а обозначать этим термином территории, по своим признакам не подходящие к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими терминами. Регион в таком понимании может быть и не очень строго ограниченным и определенным пространством. Подобное понимания региона связано во многом с внедрением этой категории в60-70-е гг. сначала в социологию, а затем в философию и историю. Таким образом, регион становится некой общностью в пространстве: культурно-территориальной или социально-территориальной, любой территориальной общностью с какими-нибудь общими признаками- специализацией, инфраструктурой, или просто территориальной близостью; социально значимым пространством, продуктом исторического процесса, жизненным пространством; единицей социокультурной реальности. Регионализация наряду с глобализацией выступает ведущей тенденцией мирового развития. Регионализация- это развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один и тот же регион. Это- и возникновение региональных объединений государств. Одновременно регионализация предполагает разделение социальной жизни по региональным структурам или зонам. На Западе ростом регионализм обусловлен: во-первых, самобытностью«духа» региональных сообществ, усилением их идентичности; во- вторых, движением за сохранение этого духа и самоуправление провинций, против жесткого централизма и жесткой опеки центра; в-третьих, необходимостью учета интересов и нужд регионов в политике, планировании, управлении. Ярким проявлением регионализации стала интеграция, которая свойственна всем регионам мира, но именно в Европе интеграционные процессы подтверждают устойчивость данной тенденции. В то же время множество тем из европейской повестки дня актуализируют вопрос о реальной европейской консолидации, имеющей не только политические, экономические, правовые, но и культурные основы. А укрепление этих основ представляется задачей не менее, а порой более сложной, чем экономическая интеграция или создание общего правового или социального пространства. Также политические, экономические и иные меры, связанные с расширением Евросоюза, не могут не находить отклика в культурной сфере, а то и прямо использовать ее возможности в интеграционных целях. Самый простой пример- дискуссия о будущем Евросоюза и даже о его вероятном наименовании. Парадоксально, но в официальных документах фигурируют одновременно три названия: Соединенные Штаты Европы, Объединенная Европа, Европейское Сообщество. Они отражают различные политические модели интеграции, различные подходы к распределению полномочий между национальными правительствами и общеевропейским органом власти. Эти названия указывают и на национально- психологическую и культурно-историческую гамму взглядов европейцев на свое будущее. О том, что палитра таких взглядов весьма насыщена, свидетельствует путь, который прошла Европа, вводя единую валюту в наличный оборот. С потерей национальных банкнот каждая страна еврозоны должна была поступиться символами, закрепляющими национальную идентичность. На купюрах были представлены портреты выдающихся людей(политиков, ученых, деятелей искусства и др.), исторические памятники, которые, иногда вопреки реальному финансовому«весу» той или иной валюты служили весомым фактором утверждения национального самосознания.Пришедшие им на смену банкноты евро, дизайн которых был разработан художником Австрийского банка Р. Калиной, демонстрируют, естественно, не национальные, а объединительные ценности. Поэтому на них и запечатлены мосты Европы и те элементы архитектуры, которые выполняют транзитные функции: арки, окна, ворота. Финансовые потоки проходят через них, как через порталы, перенося человека в другую страну без обмена наличной валюты.
Вопрос 15.специфика инвариантов культурно-цивилизационной индетичности в страннах постсоветского пространства Имеются основания говорить о наличии особых инвариантов культурно-цивилизационной идентичности, свойственных для всех без исключения народов. К таким инвариантам следует отнести: территорию или пространство, которое может быть шире территории и даже не совпадать с ней, а представляться чем-то вреде «земли обетованной», «исторической родины» и т.д.; ментальность, понимаемую, в первую очередь, как способ мировосприятия, стиль поиска смысла жизни и другие подобные параметры, наиболее сложно выявляемые рациональными методами; традиции и символы, господствующие во всех сферах духовной и материальной жизни; язык, который не всегда является атрибутом лишь одной единственной национальной общности, например, английский, испанский, французский, равно, как в многонациональном государстве могут функционировать различные языки; религию, играющую в истории чаще всего объединяющую роль; представление о собственной миссии, имеющее, как историческую сторону, связанную с оценкой вклада в цивилизационный процесс, так и футурологическую направленность, определяющую устремленность политических, экономических и других действий. Перечисленные инварианты составляют наиболее широкий набор признаков культурно-цивилизационной идентичности. Но, разумеется, для каждого отдельного случая вовсе не обязателен такой полный перечень. Даже нескольких инвариантов достаточно, чтобы четко очертить контуры той или иной культурноцивилизационной идентичности, независимо от ее привычных и, как правило, необходимых для описания количественных параметров: размера территории, численности населении, его этнического состава, источников существования и т.д. Так, для СССР, провозгласившего себя в качестве культурноцивилизационной общности, совсем необязательными были инварианты языка и религии. А инварианты территории, ментальности, традиций и миссии в значительной степени были новыми, не поддерживающими связь со своими предшественниками. Несомненно, наибольшие изменения произошли в осмыслении культурно- организующей роли пространства и после 1917 г., и после 1991 г. Политический смысл советскому пространству придавала не только его общность - одна шестая суши, но и идеологическая наполненность. А так как первые годы своего существования оно отличалось политико-идеологической исключительностью, когда не было других социалистических стран ни в Европе, ни в Азии, то важно было даже не столько культурно-мифологическое осмысление и описание этого гигантского пространства, сколько его границ, на которых «тучи ходят хмуро». Распад СССР неизбежно привел к отказу от прежней мифологемы границ, ведь многие из них исчезли, а новые - долгое время не воспринимаемые как границы (особенно с российской стороны) не смогли «перетянуть» на себя прежние символы границы. В странах СНГ ситуация оказалась зеркальной: для них новые границы стали обретать политико- экономическую значимость. А вот их культурологическая интерпретация отстает политико-экономического и правового оформления. Акценты в описании самого пространства России и стран СНГ также стали заметно различаться. Россия предпочла позиционировать себя как страну городов, вплоть до того, что их изображения появились на банкнотах, сменив портрет Ленина. При этом города в России в прошлом являлись символами освоения и закрепления пространства. Парадоксально, что самый древний город именовался новым, т.е. Новгородом. А вновь освоенное пространство отмечалось появлением копии уже имеющегося города: Туруханск сначала был Новой Мангазеей, Архангельск - Новыми Холмогорами, а Новониколаевск так и остался с приставкой - Новосибирском, утверждая господство над двумя важнейшими сибирскими артериями: естественной водной - Обью, и искусственной - Транссибом. Идея третьей столицы России отражает культурную тягу городов к преодолению провинциальности.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы