Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия. Изменение отношения к Всемирному культурному наследию можно рассматривать как проявление трансформации самосознания человека. Если революционные перемены начала прошлого века сопровождались экспериментами в культуре, основанными на отрицании искусства прошлого, то конец века явил примеры запоздалого раскаяния: восстанавливаются храмы, дворцы, балеты, костюмы былых времен, звучат ремиксы популярных песен, появляются ремейки, сиквелы и приквелы известных кинолент и т.д. Однако восстановить можно далеко не все, не всегда удается точно воссоздать идею того или иного произведения. Но сложнее всего вернуть те объекты культурного наследия, которые оказались разрушенными войной. Трудно судить, как бы сложилась судьба мира, если бы человечеству удалось сохранить все лучшее из имевшегося культурного наследия. Вандализм - не этническая или историческая категория, а - нравственная. События Второй мировой войны это доказывают. После начала войны нацистами были созданы четыре специальные команды, занимавшиеся перераспределением европейского культурного наследия. Перераспределение культурных ценностей мыслилось нацистами как широкомасштабный процесс, частично, по их мнению, восстанавливающий историческую справедливость. В годы войны, резко расширился антикварный рынок, так как нацисты заботились о пополнении собственных коллекций. Самые серьезные жертвы выпали на долю культурных ценностей Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны на территории СССР было разрушено три тысячи исторических городов, большая часть которых - российские. Разграблено 427 музеев, уничтожено и повреждено 1670 церквей, 532 синагоги. И все же следует отметить, что проблемы, касающиеся обеспечения защиты культурной собственности, неоднократно рассматривались в рамках международного права, ибо любая война, любой вооруженный конфликт представляет собой угрозу культурному достоянию. К решению проблемы культурного наследия обращались не только политики, но и деятели культуры. Среди них великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, Рерих начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей. В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Пакт Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости. Принятая в 1953 году на основании Пакта Конвенция ООН не восприняла его основную идею о приоритете культуры и оставила главной доминантой «военную необходимость», у которой нет точного юридического определения. В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях. Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня. Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.
Вопрос 2 Международные организации действующие в области сохранения мирового культурного наследия. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные7) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.8 Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.). Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.9 Система Всемирного наследия состоит из нескольких структур: ⌂ Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО ⌂ Комитет Всемирного наследия ⌂ Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО ⌂ Бюро Всемирного наследия
Вопрос 3 Узнавание «другого» как начало международного взаимодействия Образ «Другого» на протяжении всей человеческой истории сохранял заметное место в картине мира. Он мог быть персонифицирован и выделен из всеобщей этической категории, именуемой «зло». Воспринимался как «враг». В каждую эпоху этот образ принимал конкретные проявления, но все они восходили к единому моральному источнику. Поэтому сохранялись независимо от времени и места действия характеристики. В теории международных отношений этот процесс взаимодействия «Я» со «значимыми Другими», естественно, анализируется, прежде всего, как межгосударственные отношения, хотя из такого процесса не исключаются и негосударственные акторы. Например, Т. Хопф считает, что отсутствуют как теоретические, так и практические основания утверждать, что «Другой» обязательно является государством. Но у каждого «Я» имеется не просто множество «значимых Других», или референтных групп, а множество самих типов «Других». Представителями теории символического интеракционизма вводятся понятия «генерализированный Другой» и «значимый Другой. Существуют также «реальные Другие», с которыми мы общаемся повседневно, а «воображаемыми Другими» могут быть фигурами из прошлого или культурными образами. Ряд «Других» способны пополнить «исторические Другие» и «неопределенные Другие». А. Вендтом была разработана концепция национальной идентичности как продукта интерактивных взаимодействий акторов в рамках международной структуры. Он выделил «триады»: (1) «культуры анархии» - гоббсианская, локкианская и кантианская; (2) соответствующие им на основе идентичности различных идеальные типы «структуры ролей» - «враг», «соперник», «друг».
Вопрос 7 Новая религиозная жизнь и появление современных конфессиональных идентичностей. Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Понятие «идентичность» в русском языке употребляется в том значении перевода-кальки, как «тождественность», «одинаковость». Однако исследователи рассматривают данное понятие как более сложное, определяющее развитие личности, ее центральное качество личности, отражающее неразрывную связь человека с окружающим социальным миром. Вопрос 8. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия. Изменение отношения к Всемирному культурному наследию можно рассматривать как проявление трансформации самосознания человека. Если революционные перемены начала прошлого века сопровождались экспериментами в культуре, основанными на отрицании искусства прошлого, то конец века явил примеры запоздалого раскаяния: восстанавливаются храмы, дворцы, балеты, костюмы былых времен, звучат ремиксы популярных песен, появляются ремейки, сиквелы и приквелы известных кинолент и т.д. Однако восстановить можно далеко не все, не всегда удается точно воссоздать идею того или иного произведения. Но сложнее всего вернуть те объекты культурного наследия, которые оказались разрушенными войной. Трудно судить, как бы сложилась судьба мира, если бы человечеству удалось сохранить все лучшее из имевшегося культурного наследия. Вандализм - не этническая или историческая категория, а - нравственная. События Второй мировой войны это доказывают. После начала войны нацистами были созданы четыре специальные команды, занимавшиеся перераспределением европейского культурного наследия. Перераспределение культурных ценностей мыслилось нацистами как широкомасштабный процесс, частично, по их мнению, восстанавливающий историческую справедливость. В годы войны, резко расширился антикварный рынок, так как нацисты заботились о пополнении собственных коллекций. Самые серьезные жертвы выпали на долю культурных ценностей Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны на территории СССР было разрушено три тысячи исторических городов, большая часть которых - российские. Разграблено 427 музеев, уничтожено и повреждено 1670 церквей, 532 синагоги. И все же следует отметить, что проблемы, касающиеся обеспечения защиты культурной собственности, неоднократно рассматривались в рамках международного права, ибо любая война, любой вооруженный конфликт представляет собой угрозу культурному достоянию. К решению проблемы культурного наследия обращались не только политики, но и деятели культуры. Среди них великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, Рерих начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей. В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Пакт Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости. Принятая в 1953 году на основании Пакта Конвенция ООН не восприняла его основную идею о приоритете культуры и оставила главной доминантой «военную необходимость», у которой нет точного юридического определения. В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях. Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня. Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы