Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 18. Польское восстание
Польское восстание 1863-1864 (Январское восстание 1863) - национальное освободительное восстание поляков против России, которое охватило территорию Королевства Польского, Литвы и частично Белоруссии и Правобережной Украины.
Причиной восстания стало стремление передовой части польского общества получить национальную независимость и восстановить государственность. Подъему польского национального движения способствовали успехи в освобождении и объединении Италии, рост демократических сил в европейских странах, создание и деятельность тайных радикально-демократических организаций в России. Польские патриотические организации, возникшие в конце 1850-х годов в среде студентов и офицеров русской армии, начали подготовку восстания в согласии с российскими заговорщиками.
На конец 1861 года в национальном движении сложились два главных политических лагеря, которые получили название партий " белых" и " красных". " Белые" представляли преимущественно умеренные благородные и буржуазные круги, выступали за ведение тактики " пассивной оппозиции", которая позволила получить политическую автономию Королевства и дополнительно согласно границ 1772, литовские, белорусские и украинские земли. " Красные" включали разнородные социально-политические элементы (преимущественно шляхту, мещанство, интеллигенцию, частично крестьянство), которых объединяло стремление получить вооруженным путем полную независимость Польши и восстановить государство в границах 1772 (только часть " красных" признавала права литовцев, белорусов и Украинский на самоопределение).
Консервативно-аристократические круги, возглавляемые маркграфом А. Вельопольським, выступали за достижение соглашения с царизмом за счет определенных уступок в пользу автономии Королевства. В июне 1862 " красные" создали Центральный национальный комитет (ЦНК), в котором ведущую роль играли Я. Домбровский, 3. Падлевский, Б. Шварц, А. Гиллер (разработал план вооруженного восстания). В подготовке к восстанию участвовали члены «Комитета русских офицеров в Польше», одним из основателей и руководителей которого был украинский А. Потебня. Комитет предвидел, что восстание в Польше даст толчок для общероссийской революции. Начало восстания назначили на весну 1863.
ЦНК образовал тайные комитеты в Королевстве, а также в Литве, Белоруссии и Правобережной Украины, имел своих представителей в европейских странах. Пытаясь ослабить организации " красных", правительство по инициативе А. Вельопольського объявил внеочередной рекрутский набор по заранее подготовленным спискам, в которых было немало заговорщиков, что послужило поводом к восстанию, 10 (22).01.1863 ЦНК провозгласил начало национального восстания, а себя именовал временным национальным правительством. На призыв ЦНК отряды повстанцев напали на царские гарнизоны. ЦНК издал Манифест к польскому народу и декреты об отмене барщины и провозглашение крестьян собственниками своих наделов с последующей компенсацией помещикам за утраченные земли. В феврале 1863 ЦНК обратился к украинским крестьянам с призывом присоединиться к восстанию. Однако крестьяне не поддержали выступление, не разделяя посягательств польской шляхты на украинские земли. В вооруженных отрядах на Киевщине и Волыни участвовала преимущественно польская шляхта. Крупнейшие из этих отрядов под руководством В. Рудницкого, Е. Ружицкого пытались оказывать сопротивление царским войскам, но уже в конце мая вынуждены были перейти австрийскую границу.
В мае 1863 ЦНК превратился в Национальное правительство (НУ), создал разветвленную подпольную административную сеть (полиция, налоги, почта и т.д.), долгое время успешно действовала параллельно с царской администрацией. От начала восстания оказались значительные расхождения между " белыми" и " красными". " Белые" рассчитывали на интервенцию западных держав и противостояли радикальным социально-политическим планам " красных". Попытки поставить во главе восстания диктаторов - сначала Л. Мерославського от " красных", а затем М. Лянгевича от " белых" - не принесли
19 вопрос. Идеология и тактика революционных народников 70х 1860 Среди народников в 70-80-е гг. XIX века сложилось два направления: революционное и либеральное. Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками -- дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно- крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Практическая деятельность революционных народников началась еще в конце 60- начале 70-х гг. Это был кружковый период, когда по всей России возникали кружки учащейся молодёжи и интеллигенции. Здесь изучались труды теоретиков революционного движения, переводились работы зарубежных авторов, велись острые споры. Особо выделялись кружки «чайковцев» и «долгушенцев». Большинство членов первого кружка отвергало как крайности бакунизма, так и излишнюю осторожность учения Лаврова. В кружке велась широкая просветительская работа: издавалась и распространялась революционная литература среди интеллигенции и передовых рабочих с целью подготовки пропагандистов из народной среды. Бунтарями по своим настроениям были «долгушенцы». Они создали собственную типографию, издали несколько прокламаций и листовок, обращённых к крестьянам и интеллигенции, но вскоре революционеры были арестованы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. Народническая идеология стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Основные идеи революционных народников: - капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; - будущее страны в общинном социализме; - крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; - преобразования должны осуществляться революционным методом. Выделились три течения народничества - пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское. Их идеологи - П.Л.Лавров (пропагандисты), «апостол анархизма» М.А.Бакунин (бунтари), П.Н.Ткачев (заговорщики) искали новые подходы в разработке проблемы осуществления социальной революции в России. Пропагандистское течение П.Л.Лаврова - одно из основных течений народничества. Он считал, что революция должна готовиться теоретическими работами интеллигенции, а также ее постоянной пропагандой среди народа. Главным методом борьбы за революцию считалась пропаганда. П.Л.Лавров не считал народ готовым к революции, поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» -- передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев (так же как и ПЛ.Лавров), не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. М.А.Бакунин же считал, что русский крестьянин бунтарь по своей природе и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к егоуничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Эти идеи позже были приняты «народовольцами», дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц. Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы. 2.1 Хождение в народ Впервые лозунг «В народ! » выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Подготовка к массовому «хождению в народ» началась осенью 1873 года: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала «чайковцам», налаживалось издание пропагандистской литературы, заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодёжь овладевала ремёслами. Массовое «хождение в народ» демократической молодёжи в России весной 1874 представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П.Л.Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путём социалистической пропаганды, так и сторонники М.А.Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. В движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Практическая деятельность «в народе» стёрла различия между направлениями, фактически все участники вели «летучую пропаганду» социализма, кочуя по деревням. По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Во 2-й половине 1870-х гг. «Хождение в народ» приняло форму «поселений», организованных «Землёй и волей», на смену «летучей» пришла «оседлая пропаганда» (устройство поселений «в народе»). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 человека, главные участники движения осуждены по «процессу 193-х». Революционное народничество 70-х годов, т. 1. - М., 1964. - С.102-113. «Хождение в народ» потерпело поражение, прежде всего, потому что оно опиралось на утопическую идею народничества о возможности победы крестьянской революции в России. «Хождение в народ» не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. «Хождение в народ» явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от «бакунизма», ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров. 2.2 Деятельность революционного (бунтарского) течения в народничестве 1870-е гг. явились новым этапом в развитии революционного демократического движения, по сравнению с 60-ми неизмеримо выросло число его участников. «Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся организационную слабость народничества явилось создание «Всероссийской социально-революционной организации» (конец 1874 - начало 1875). В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в др. странах. В результате пересмотра программно-тактических и организационных взглядов в 1876 году в Петербурге возникла новая народническая организация, получившая в 1878 название «Земля и воля». Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал «превосходной» для того времени и «образцом» для революционеров.В практической работе «Земля и воля» перешла от «бродячей» пропаганды, характерной для 1-го этапа «хождения в народ», к оседлым деревенским поселениям. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительственных репрессий, с одной стороны, общественное возбуждение в обстановке назревания второй революционной ситуации в стране -- с другой, способствовали обострению разногласий внутри организации.
20 вопрос. " Земля и воля" 1870х. История образования, программа, деятельность Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873- 75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля! », сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям». «Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» -- бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135. Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация. Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале. «Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг. «Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании. Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству. Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»». Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества -- «деревенщиками» и «политиками» -- с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками. Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России. С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии
21 Вопрос. " Народная воля" и " Черный передел". История образования, программа, деятельность Первые подпольные организации народников возникли в конце 50-х- начале 60-х гг. XIX века.Опыт «хождения в народ» и «поселения в народе» не дал положительных результатов. В итоге большинство народников начало склоняться к ошибочной тактике индивидуального террора. На этой основе в августе 1879 г. «Земля и воля» раскололась на два течения: - «политики» - сторонники политической борьбы и достижения политической свободы, а также тактики индивидуального террора, образовавших партию «Народная воля»; - «деревенщики» - сторонники пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы, объединившиеся в партию «Черный передел». Партию «Народная воля»(1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др. Это была строго централизованная организация.Она вела широкую пропаганду, образовала в своем составе Военную группу.из числа примкнувших офицеров.Они поставили своей целью захват власти. Их деят-ть знаменовала собой переход к прямому наступлению на самодержавие. “Народная воля” не отказывалась от надежд на народную революцию.На первый план выдвинулась идея цареубийств, которое послужит сигналом к народному восстанию.Основными программными требованиями “Народной воли” был созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избиратель, ного права и народного представительства, свобода слова, вероцс. поведания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, за. мена постоянной армии “народным ополчением”, переход земли фабрик и заводов в “собственность народа” с передачей их в пользование крестьянским и рабочим “общинам”, предоставление угнетенным народам” России права “отделиться или остаться в общерусском союзе”. 25 августа 1879 г. Исполнительный комитет “Народной воли” вынес смертный приговор Александру II. 19 ноября 1879 г. под Москвой был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось. Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880 г. устроил взрыв царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Всего было совершено 8 неудачных покушений.1 марта 1881 г. группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Брошенная Н. И. Рысаковым бомба разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Однако бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смертельно ранила царя и самого террориста.Убийство Александра 11 вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали “уличных волнений”. Но крестьяне говорили: “Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю”. Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскор большая часть Исполнительного комитета “Народной воли” была арестована.Партию «Черный передел» (1879-1882 гг.) возглавили Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, JI. Г. Дейч, В. И. Засулич. Организационная, пропагандистская и литературная деятельность «Черного передела» была прервана в начале 1880 г. провалом типографии, арестами ряда видных членов. Часть чернопередельцев перешла на позиции либерального народничества, многие из них примкнули к «Народной воле». А некоторые члены организации во главе с Г. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в 1883 г. в Женеве группу «Освобождение труда» - первую русскую социал-демократическую организацию. В 80-е гг. XIX века эволюция народничества идет по нескольким направлениям: - усиление либерального (реформаторского) народничества; - выделение из народничества в качестве самостоятельного движения анархизма; - формирование неонароднической идеологии. В начале XX в. на базе неонароднических организаций возникает одна из крупнейших партий Российской империи - партия социалистов-революционеров (эсеров). Идеология либерального народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.): - осуждение капитализма, - обоснование преимуществ мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; - возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством; - марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы