Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XX–XXI вв.Стр 1 из 13Следующая ⇒
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XX–XXI вв. Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия
Москва УДК 947 ББК 63.3 (2)4 С69
Авторы: Н. А. Захарова, Т. А. Левченкова, М. А. Голланд, Н. М. Селиверстова, И. А. Панкратьева, Л. Б. Брежнева, А. П. Глебов, Т. М. Репина, А. К. Акылакунова
Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева Г. И. Козырев Доктор политических наук, профессор Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Т. Х. Бербекова Социально-политическая история России ХХ–ХХI вв.: С69 учеб. пособие / Н. А. Захарова, Т. А. Левченкова, М. А. Голланд, Н. М. Селиверстова, И. А. Панкратьева, Л. Б. Брежнева, А. П. Глебов, Т. М. Репина, А. К. Акылакунова; под ред. Н. А. Захаровой. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2012. – 164 с.
ISBN 978-5-7237-0968-3
Содержит базовые материалы, позволяющие приобрести знания в области социально-политической жизни общества через анализ истории России XX–XXI вв. Пособие отражает все разделы программы и основные дидактические единицы дисциплины. Будет полезно для изучения и контроля учебного материала по социально-политической истории России XX–XXI вв., может быть использовано для подготовки к итоговому экзамену. На основе подходов современной политической науки дается характеристика основных этапов социально-политической истории России в XX–XXI вв., анализируются сложные проблемы социально-политических отношений в обществе. Предназначается для студентов дневного и заочного отделений. УДК 947 ББК 63.3(2)4
ISBN 978-5-7237-0968-3 © Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2011 Введение Пособие «Социально-политическая история России ХХ–ХХI вв.» предлагается для студентов, уже изучивших курс истории, а потому знающих основные исторические события отечественной истории последнего столетия. Задача нового учебного курса – дать политологический анализ исторических событий России ХХ–ХХI вв.; помочь разобраться со сложными, противоречивыми, неоднозначными проблемами нашей истории. ХХ век существенно отличался от других этапов развития человечества в социологическом, экономическом, политическом, технологическом и во многих других отношениях. Он был, вероятно, самым сложным веком в истории России. В этом столетии произошли две мировые войны, глобальные социально-политические изменения. Наша страна пережила эпохальные события: три революции, распад СССР, кардинальные изменения курса развития, что полностью преобразовало ее политически, экономически и идеологически, существенно изменились ее границы, национальный состав, правящие элиты. Цель нового курса: содействие политической социализации, выработка политологического мышления студентов технического университета, формирование целостного представления о сущности, характере и особенностях социально-политической истории России новейшего времени. Предмет социально-политической истории России План семинара Предмет, методы и функции социально-политической истории. Влияние политической культуры и политических традиций России на развитие исторического процесса ХХ–ХХI вв. Политические традиции и современность.
Предмет, методы и функции социально-политической истории Понимание процессов, происходящих сегодня в России, невозможно без изучения ее исторического прошлого. Занимаясь социально-политической историей, необходимо видеть ее тесную связь с другими общественными науками, так как их объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. Социально-политическая история России является интегративной дисциплиной, находящейся на стыке политологического, социологического и исторического знания. Она изучает процессы возникновения и функционирования различных политических и социальных институтов, общественно-политические процессы и движения, закономерности социально-политического развития общества. Для определения специфики социально-политической проблематики в историческом процессе необходимо выяснить, какие функции осуществляет данная дисциплина, какие методы использует и каков ее понятийно-категориальный аппарат. Как любая теоретическая наука, социально-политическая история использует общенаучные методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, абстрагирование и др. Используются и социологические методы: наблюдение, опрос. К наиболее распространенным методам исследования социально-политической истории следует отнести специально-исторические методы: историко-сравнительный, историко-генетический, системный, структурно-функциональный и др. Опираясь на исторические методы, следует изучать социально-политическую жизнь общества в последовательном временном развитии, оценивать конкретные политические явления, процессы, события, факты с учетом времени, когда они происходили. Сравнительный метод заключается в сопоставлении однотипных социально-политических явлений, что позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, рационально использовать передовой опыт различных стран и народов. Системный метод дает возможность исследовать социально- политические явления, процессы как нечто целое посредством последовательного изучения большинства составляющих элементов в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Структурно-функциональный метод позволяет исследовать структуры и функции составляющих политическую систему элементов. В этом плане он близок к системному методу, дополняет и развивает его. Социологические методы помогают увидеть и выяснить тесные взаимосвязи между различными сферами жизни общества (экономической, социальной, политической, духовной), определить детерминанты общественного развития. Используются и другие научные методы. Отражая многообразные связи, отношения в социально-политической сфере жизни, социально-политическая история выполняет определенные функции. Выделим наиболее важные. Мировоззренческая функция формирует определенный взгляд на развитие общества, на место человека в социально-политической жизни, без чего невозможна сознательная деятельность индивида. Полученные в ходе изучения социально-политической истории знания способствуют формированию научного видения сложных и противоречивых социально-политических явлений. Теоретико-познавательная функция связана с изучением явлений, процессов социально-политической жизни, выявлением особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в общественной жизни, и отражением их в теоретической форме. Теоретико-познавательная функция заключается в познании исторического процесса, теоретическом обобщении социально-политических явлений, выявлении основных определяющих тенденций социально-политического развития общества. Происходит обогащение новыми знаниями о социально-политической действительности. Методологическая функция основывается на использовании полученных знаний для дальнейших исследований социально-политического процесса, познания и преобразования социальной действительности. Прогностическая функция проявляется в возможности, опираясь на научные знания, прогнозировать ход исторического развития, разрабатывать рациональные модели будущего социально-политического устройства общества, предлагать практические рекомендации по решению назревших проблем Воспитательно-социализирующая функция выражается в формировании определенной культуры общества и отдельной личности. Знания социально-политической истории помогают человеку осознавать и реализовывать свои социальные и политические интересы, гражданские и политические права. Основное содержание науки отражается в ее категориально-понятийном аппарате. К терминам социально-политической истории могут быть отнесены следующие: исторический факт, социально-политическое движение, революция и реформа, социальная структура, национальные интересы, партия, идеология и др. Социально-политическая теория несомненно опирается на категориальный аппарат всего обществознания. По мере развития общества его социально-политическая жизнь усложняется и обогащается новыми явлениями и понятиями, которые необходимо осмыслить и объяснить. Роль социально-политической истории особенно возрастает в условиях кардинального реформирования общества, когда происходят серьезные изменения в структуре политической системы, в содержании социально-политического процесса, в деятельности социальных институтов. Литература 1. Мунчаев Ш. М. Политическая история России: от Смутного времени до Беловежской Пущи. М., 2009. 2. История России в новейшее время 1985–2009 гг. / отв. ред. А. Б. Безбородов М., 2009. 3. Ланцов С. А. Политическая история России. СПб., 2009. 4. Шестаков В. А. Новейшая история России. М., 2008. 5. Согрин В. В. Политическая история современной России. М., 1994. 6. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества: учеб. пособие. М., 1994. 7. Орлов И. Б. Политическая культура России ХХ века. М., 2008. 8. Федоркин Н. С. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. М., 2009.
России в XX–XXI вв. План семинара 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов. 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г. 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г. 2.4. Советская Россия и СССР: формирование основных черт тоталитарного режима. 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима. 2.5.1. СССР в период правления Н. С. Хрущева (1953–1964 гг.). 2.5.2. Политический режим в СССР 1965–1985 гг. 2.5.3. Политический режим периода перестройки в СССР (1985–1991 гг.). 2.6. Политический режим современной России (1991–2000-е гг.). Литература 1. Альмарик А. Идеология в советском обществе // Погружение в трясину: анатомия застоя / под. ред. Т. А. Ноткина. М., 1991. 2. Арендт X. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. М., 1996. 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: пер. с франц. М., 1993. 4. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 гг. М., 1996. 5. Вебер М. Переход России к псевдоконституционализму // Полис. 2006. № 2. 6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991 гг. М., 2002. 7. Гаман-Голутвина О. В.Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2–3. 8. Громыко А. Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. М., 2003. 9. Даль Р. О демократии: пер. с англ. М., 2000. 10. Демократия / сост. С. Сироткин. М., 2001. 11. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6. 12. Зимина В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: политические режимы Гражданской войны 1917–1920 гг. М., 2006. 13. Зудин А. Истоки перемен: культурная трансформация «позднесоветского общества» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 5. 14. Иванов А., Устименко С. Самодержавная демократия: дуалистический характер Российского государственного устройства // Полис. 2007. № 5. 15. Капустин Б. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000. 16. Лейбович О. Л. Реформа и модернизация в 1953–1964 гг. Пермь, 1993. 17. Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К.Условия демократии и пределы демократизации. Факторы режимных изменений в посткоммунистических странах: опыт сравнительного и многомерного статистического анализа // Полис. 2011. № 3. 18. Пивоваров Ю. С. Между казачеством и кнутом (к столетию русской конституции и русского парламента) // Полис. 2006. № 2. 19. Пихоя Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945 – 1985. М., 2007. 20. Политология: учебник / А. Ю. Мельвиль [и др.] М., 2004. 21. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие / под. ред. проф. Я. А. Пляйса. М., 2010. 22. Российская историческая политология / отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998. 23. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №3. 24. Согрин В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль. 1996. №1. 25. Туровский Р. Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009. №2. 26. Хайек Ф. Дорога к рабству: пер. с англ. М., 1992. 27. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учеб. пособие. М., 1995. План семинара 3.1. Понятие «государство». 3.2. Основные функции государства на различных этапах исторического развития России ХХ–ХХI вв. 3.3. Формы государственного правления. 3.4. Формы государственного устройства.
Понятие «государство» Универсальным политическим институтом выступает государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающих на определённой территории, представляемой и организуемой органом власти, в этом варианте государство тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д. Можно дать и иное определение понятию «государство». Это политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения. Государства разных эпох и народов имеют общие признаки: 1) границы государства, очерченные территорией; 2) суверенитет, т.е. верховная власть на определённой территории; 3) отделение публичной власти от общества, появление слоя профессионалов-управленцев; 4) монополия на легальное применение силы, вплоть до физического уничтожения; 5) право на взимание налогов и всякого рода сборов с населения; 6) обязательность членства в государстве, т.е. гражданства, которое человек получает с момента рождения; 7) единое законодательство.
3.2. Основные функции государства на различных этапах исторического развития России ХХ – ХХI вв. В своей деятельности государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная. Функция охраны правопорядка проявляется в подавлении и профилактических мероприятиях, направленных на недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты. К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т.ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений и т. д. Социальная функция охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для доступа к достижениям культуры, заботу о детях, престарелых и т.д. Внутренние функции осуществляют такие органы, как: полиция, суд, прокуратура, финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта, учреждения образования, культуры, органы информации и т.д. В начале XX в. внутренние функции Российской империи сводились к охране правопорядка в связи с нерешенными проблемами по рабочему и крестьянскому и национальному вопросам, проблемами развивающегося рабочего движения и возникновением левых политических партий, поскольку их основными требованиями были свержение самодержавия и установление демократической республики. Развитие капитализма в России имело своё своеобразие, заключавшееся в переплетении новых форм хозяйства с феодальными пережитками в экономической и социально-политических сферах: малоземелье крестьян, наличие помещичьего землевладения, сохранение сельской общины, неограниченной власти царя, отсутствие конституции, парламента, политических свобод и законодательства, национальные проблемы. И поэтому социальная и хозяйственная функции проявились в проведении Столыпинской аграрной реформы (1906 г.) ввиду неудовлетворенности своим положением рабочего класса и крестьянства, а также специфики экономического строя. С октября 1917 г., т.е. после свершения Октябрьской революции внутренние функции государства изменились. Прежде всего, необходимо было создать новые органы диктатуры пролетариата, сломить сопротивление свергнутых классов, экспроприировать у буржуазии средства производства, частную собственность заменить государственной. Для руководства экономикой был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В этот период на первый план выходит идеологическая функция. Ее задачей являлось, прежде всего, установление власти Советов и диктатуры пролетариата с помощью коммунистической партии, проведение культурной революции и т. д. С 1921 г. внутренние экономические функции приобрели иное звучание в связи с введением Новой экономической политики после окончания гражданской войны. В дальнейшем эти функции изменялись по мере изменения внешне-политических и внутренних процессов. Можно обозначить такие процессы, как установление социалистического строя и его развитие, укрепление плановой экономики, Великая Отечественная война, холодная война, перестройка, распад Советского Союза, построение демократической России. К внешним функциям государства относятся отношения с различными субъектами мировой политики, т.е. с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная. Внешние функции осуществляют вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений. Объём функций государства обусловлен экономической, социальной и культурной зрелостью общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Подробнее внешние функции рассматриваются в разделе 8 «Внешняя политика России». Таким образом, в процессе эволюции государства его функции изменялись. Это было обусловлено, прежде всего, сменой политических режимов и формой правления.
Литература 1. Гринин Л. Е. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. Государство и исторический процесс. М., 2010. 2. История России IX–XX вв.: учебник. М., 2006. 3. Конституция РФ. 1993 г. 4. Ливеровский А. А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002. 5. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 5. 6. Основы политологии: учеб. пособие. М., 2010. 7. Пантин И. К. Демократия в России: противоречия и проблемы // Полис. 2003. № 1. 8. Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова. М., 2008.
План семинара 4.1. Понятие социально-классовой структуры. 4.2.Особенности социально-классовой структуры России на рубеже XIX–XX вв. 4.3.Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г. 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца ХХ – начала XXI вв.
В социально-политической истории России XX–XXI вв. важной темой является анализ социально-классовой структуры общества, ее развитие и становление новой социальной структуры в связи с переходом от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям.
Литература 1. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. М., 2000. 2. Санжаревский И. И., Титаренко В. А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Тамбов, 2002. 3. Ильин В. Классовая структура: классические концепции и современная Россия // Отечественные записки. 2003. № 4. План семинара 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия. 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика. 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.
Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.
Литература 1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997. 2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998. 4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995. 5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987. 6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992. 7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002. 8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990. 9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010. 10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994. 11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002. 12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010. 13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004. 14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. 15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005. План семинара 6.1. Идеология: понятие, структура, функции. 6.2. Основные типы идеологий. 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России. Основные типы идеологий Можно выделить несколько основных типов политической идеологии. Либерализм. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) сформировался как политическая идеология класса буржуазии в XVII в. Он выступает за господство частной собственности, экономической конкуренции. Основу либеральной идеологии составляют положения о священном характере естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами государства и общества. Государство создается на основе общественного договора, главной целью которого является реализация и защита естественных прав человека. Из договорного характера отношений между государством и личностью, вытекает представление о роли государства как «ночного сторожа». К основным требованиям либерализма также относятся: развитое гражданское общество, парламентаризм, политический плюрализм, толерантность, свободная самоценность личности по отношению к общественным институтам и др. В первой половине ХХ в. либеральные методы управления оказались недостаточными для решения проблем, стоящих перед обществом. На смену либерализму пришел неолиберализм, который предполагает вмешательство государства в регуляцию экономической и социальной жизни общества. Обосновывается идея консенсуса управляющих и управляемых, важность участия масс в политическом процессе, необходимость перераспределения материальных благ через систему налогов и пр. Среди современных политических партий, на наш взгляд, либеральной идеологии придерживаются партии «Яблоко» и до своего распада «Союз правых сил» (СПС), в настоящее время «Правое дело». СПС выделялв качестве главного идеологического требования экономическую свободу и конкуренцию. «Яблоко» придерживается социал-либеральных взглядов. Классический консерватизм – идейно-политическое течение, которое ориентировано на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни (монархия, семья, нация, религия). Основными ценностями консерватизма являются порядок, стабильность и традиционализм. Он придерживается следующих принципов: - общество и государство – результат естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме; - приоритетная ориентация – сильное государство, четкая политическая стратификация: властью обладает элита, а свобода – есть подчинение власти и лояльность к ней; - скептическое отношение к разного рода нововведениям, предпочтение существующих порядков; - неверие в возможность достижения социального равенства людей; - придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека, основы его политических прав. Во второй половине ХХ в. в изменившихся социально-экономических условиях консерватизм отказался от ряда принципиальных положений и выдвинул новые идеи. Неоконсерватизм эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Таким образом, неоконсерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества и сблизился с неолиберализмом. Во второй половине 1990-х гг. в России существовала партия «Наш дом Россия» (одним из лидеров был В. С. Черномырдин), которая называла себя партией просвещенного консерватизма. Социалистические доктрины. Социализм берет свое начало в работах классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. В середине XIX в. в данном направлении выделились два течения: коммунизм и социал-демократия. Несмотря на различия, их связывают общие идеи: равенство и братство всех людей; социальная справедливость и др. Идеологической основой современной социал-демократии является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности: свободное общество, социальное равенство, социальная справедливость и солидарность, свободное развитие человека. Основной путь достижения заявленных целей: постепенная эволюция общества с помощью реформ, классового сотрудничества в рамках демократического социального рыночного хозяйства и самоуправления. Наибольшим влиянием социал-демократические партии пользуются в странах Европы (Испания, Италия, Германия, Франция, Швеция, Великобритания, Португалия), а также в Японии. В политической истории России данной идеологической концепции придерживались меньшевики (Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов). Из современных партий можно назвать КПРФ. В данном случае название коммунистическая не отражает реальной идеологической доктрины партии, которая не призывает к уничтожению частной собственности, всеобщему социальному равенству и уменьшению функций государства в обществе вплоть до его полного исчезновения. Коммунизм (от лат. сommunis – общий, всеобщий) – политическая идеология, которая основывается на следующих принципах: господство общественной собственности; бесклассовое общество; полное социальное равенство людей. Основоположниками коммунистической доктрины являются К. Маркс и Ф. Энгельс. На практике осуществление основных принципов «классического коммунизма» (марксизма) было связано с деятельностью двух лидеров советского общества – В. И. Лениным и И. В. Сталиным – и Коммунистической партии. Переход к коммунистической общественной формации включал в себя: классовую борьбу, высшей формой которой являлась социалистическая революция, т.е. отрицание реформистского пути развития; уничтожение буржуазной демократии и замену ее институтов системой диктатуры пролетариата; отсутствие идеологического плюрализма и утверждение единственной идеологии: марксизма – ленинизма; монополизм коммунистической партии; тотальное огосударствление и централизованное планирование. В современной партийной системе России, на наш взгляд, отсутствует партия с явно выраженной коммунистической идеологией. В недавнем прошлом к такой партии можно было отнести «Трудовую партию России» (лидер — В. Анпилов). В концепции коммунизма, как и в рассмотренных выше других идейно-политических течениях, в современных условиях происходят изменения в сторону реформизма, идейного и политического плюрализма, ограничения насильственных средств борьбы. Это сближает социал-демократическую и коммунистическую идеологию. Анархизм. Главная идея анархизма – это идея безначалия, отсутствие доминирующего источника власти, устройство общества без государства. Как политическое течение сложилось в 40–70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Существуют две разновидности анархизма: индивидуалистическая и коллективистская. Представителями первого течения были М. Штирнер, П.-Ж. Прудон. Основополагающим принципом индивидуалистического анархизма является идея абсолютной свободы человека, которая не должна ничем ограничиваться. В отличие от консерваторов, сторонников сильного государства, анархизм исповедует антиэтатизм (государство как нравственное и социальное зло). Любые формы государственной власти должна заменить свободная, добровольная ассоциация граждан. В конце 60-х г. XIX в. идеи индивидуалистского анархизма вытесняются учением коллективистского анархизма. Ведущими теоретиками этого направления в России являлись М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они видели главное зло общества в частной собственности и государстве, считали их орудием насилия и призывали к революционному уничтожению этих институтов. Идеал негосударственного устройства М. А. Бакунин видел в «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, а П. А. Кропоткин – в федерации свободных коммун, основывающихся на коммунистических принципах производства и распределения. Таким образом, коллективистский анархизм имеет общие корни с социал-демократией и коммунизмом, с которым его связывают идеи безтоварного производства, безденежного распределения продуктов, уничтожение частной собственности. П. Кропоткин являлся основателем течения анархо-коммунизма. Стачка и индивидуальный террор рассматривались как универсальное средство борьбы за лучшее будущее. Первая организация анархистов В России возникла в г. Белостоке в 1903 г. В годы революции 1905–1907 гг. ряды анархистов выросли. Октябрьская революция была воспринята большинством анархистов негативно как «восстановление государственного гнета». В 1919 г. они создали «Всероссийскую организацию анархистов подполья». Самым значительным политическим выступлением, в котором анархисты принимали активное участие, было крестьянское повстанческое движение на Украине (1918–1921) во главе с Н. И. Махно. В современной политической системе России анархисты в явном виде не представлены. Фашизм. Название этого политического течения происходит от итальянского слова «фашио» – пучок, связка, объединение. Первые фашистские организации и партии возникли в Италии и Германии в 20–30-е гг. XX в. Позднее фашистские движения появились во многих странах мира. Родоначальником фашистской идеологии принято считать Б. Муссолини (Италия). Выделить основные черты фашизма как общего направления достаточно сложно, поскольку можно говорить о нескольких течениях внутри единого образования. Так, немецкий фашизм тяготел к национализму, итальянский же фашизм национализмом не отличался, а представлял собой крайнюю форму этатизма (подчеркивание особой значимости государства в жизни общества). Вместе с тем можно выделить общие черты: антидемократизм, антилиберализм, антикоммунизм, тоталитаризм, милитаризация всех сфер общественной жизни. Россия (СССР) боролась с фашизмом и победила фашистскую Германию в Великой Отечественной войне. Когда сегодня говорят о фашистской составляющей современных молодежных движений (скинхеды, нацболы), неверно трактуют термин «фашизм» как сами участники этих движений, так и СМИ. В действительности следует говорить о национализме, а не фашизме, и не отождествлять эти понятия. Таковы основные идеологии современного мира, которые имеют место и в России. В современной политической системе России основой идеологической политики является Конституция РФ. В ст. 13 зафиксировано, что «в РФ признается идеологическое многообразие» (п.1), «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2). В российском обществе сосуществуют разнообразные идеологии. Они являются теоретической и практической базой для создания различных политических партий, для многообразного проявления политической жизни общества. Партия представляет собой организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящая своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении. Основными отличительными признаками партии являются: · наличие единой идеологии, закрепляющей единство мировоззренческих установок и идейных принципов членов партии; · формализованная организационная структура; · установка на достижение государственной политической власти и действия по ее практическому воплощению. Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно – во второй половине XIX в. Связано это было с развитием буржуазных экономических отношений, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации государственной власти, введением всеобщего избирательного права и зарождением гражданского общества. Первой массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф. Лассалем. Процесс образования политических партий в России начался позже чем в Европе. В России первые политические партии стали оформляться в конце XIX в. Первой политической организацией, назвавшей себя партией, была «Народная воля» (1879 г.). Но вряд ли ее можно рассматривать таковой из-за весьма узкой социальной базы. Первыми массовыми партиями в России являлись Российская социал-демократическая рабочая партия (1898 г.) и партия социалистов-революционеров (1901 – 1902 гг.). Активный же процесс формирования политических партий пришелся на годы первой русской революции 1905 – 1907 гг., когда партии могли создаваться уже на законных основаниях вполне легально. Отправной точкой этого процесса считается Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший неприкосновенность личности, свободу совести, печати, собраний, союзов, наделение Государственной Думы законодательными правами. В октябре 1905 г. состоялся учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадеты), в феврале 1906 г. оформляется «Союз 17 октября» (октябристы). В этот период создаются и другие партии (рис. 3).
Рис. 3. Образование политических партий в конце XIX – начале ХХ вв. [7] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы