Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История и развитие церковного искусстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
История и развитие церковного искусства «Ветхозаветный запрет на изображение Бога» Исход 20: 4 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Второзаконие 4: 15-22 15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, 17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, 18 изображения какого-либо [гада, ] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; 19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. 20 А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно. 21 И Господь [Бог] прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел; 22 я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею. Исход 35: 30-35 30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, 31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, 32 составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, 33 и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; 34 и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; 35 он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу [для святилища] резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани. Второзаконие 27: 15 15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Книга Судей 17
С середины 18 века стали вестись раскопки в г. Помпеи. Было сильно развито искусство. В центре искусства стоял человек. После смерти императора, он изображался в шаржевом виде, но схожесть была. Файумские портреты – 1в., техника инкаустики. Синайский монастырь Св. Екатерины, большое собрание икон. Катакомбное искусство В окрестностях Рима обнаружено около 60 катакомб. Искусство в катакомбах, прежде всего вероучительно. Найдена фреска, изображающая молящуюся женщину. Фреске дали название «Оранта» – молящаяся. Найденные фрески, изображают жизнь первых христиан и библейские сюжеты. За первые 100 лет, небыли найдены памятники. В следующий период времени с 200 – 395 г.г., называется раннехристианским периодом. С 395 г. – период называется Ранневизантийским периодом. Следующие отрезки времени называются средне и поздневизантийскими периодами. Аркосолий – дугообразное углубление в стене, для саркофага. Локулы – прямоугольное углубление в стене, для захоронения. В 537 г. при Папе Сильвестре, из катакомб вывезли 32 повозки с мощами святых в строящиеся храмы Византии. К концу 8-9 в.в. о катакомбах забыли. С 1923 г. в Риме действует музей с религиозными христианскими экспонатами.
Раннехристианская архитектура. После Миланского эдикта, стали перестраиваться бывшие языческие храмы, в основном базилики, носили название – титул. Настоятель храма, назывался кардиналом. Храмы · Базилики – бывшие здания суда, общественных собраний. · Мавзолеи – центрические постройки, имеющие эллиптическую или круговую форму. · Крестовые постройки. Известная базилика в Риме – Максенция. Была построена задолго до Константина Великого. В мавзолей в Риме, были ввезены 34 повозки с мощами святых. Крестовая постройка, называется – Галла Плациди. Доклад «Рим Сан Пуло фиори-лемура 4 в. 17.10.2015 Ренневизантийская архитектура 4-7 в. «Золотой век императора Юстиниана». Искусство достигает апогея при Юстиниане. София Константинопольская Была построена за 5 лет с 532-537 г.г. Был разрушен во время народного восстания. Построен Анфимием Истралом и Иссидором из Милета. Источники сведений о Святой Софии: 1) трактат Прокопия Кисарийского «О простойках». 2) Перевод с греческого на славянский 4в. «Предание о Софии Цареградской». В стройке участвовало 10000 человек. Высота храма 65 метров, без креста. Площадь пола основного храма 70*75 м. Существует два типа куполов: на тромпах и парусах. Когда он построил С. Софию, но воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя! » В 1453 г. Константинополь пал. Центральный купол был сделан из пористого кирпича, он был прочен и легче обычного в 16 раз.
Церковь св. Сергия и Вакха. Церковь святых Сергия и Вакха — одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии. Диаметр 14.5 м, площадь пола, равна половине площади пола С.Софии. Храм св. Ирины 532 г. диаметр купола 14.5 м. Церковь св. Апостолов Восстановил его Исидор из Милета. Храм был пятиглавым.
Седьмой вселенский собор Предиконоборческий период. а) Поводы к развитию и укреплению иконоборчества внутри Церкви. § 6 в. Амфилохий Иконийский обличал христиан, в том, что они считали, что росписей храма достаточно для спасения. § 7 в. Астерий Амосийский. Некоторые носят одеяния, украшенные изображением святых. § Неумеренность иконопочитания в церковной практике. Иконы брали в крестные отцы или матери. В монашеском постриге брали иконы в попечители. Священник соскабливал краску с икон и добавлял в чашу с Телом и Кровью. б) Нападки вне церкви. § В 723 г. халиф Мухаммед издаёт указ, о уничтожении икон. § В 6 в. Анастасий Синайский, защищал иконы от неизвестных врагов. § Симеон Столпник, в послании к Юстину II 6 в., говорит о самарянах, осквернявших иконы. Храмовая икона Спасителя был осквернена. § Еп. НиапОльский в своём сочинении, защищал христиан от обвинений в идолопоклонстве. § Нападки со стороны иудеев. § Нападки со стороны христианских сект, которые боролись с иконопочитанием. Патр. Тарасий, сообщал на 7 ВС соборе, о нападках сект. § В западной части империи, еп. Марсений Сирениус, увидев, что прихожане воздают слишком большое поклонение иконам, он убрал их из своего храма и уничтожил. 31.10.15 Македонский период При царице Феодоре, был образ Христа «Халкитис». 867-1056 г. – изобразительное искусство получает рассвет. Происходит взаимозаменяемость образов в храмах. Модуль мозайки в этот период становится крупнее, образы менее выписаны. Первый текст – сохранившаяся проповедь патриарха Фотия в 865 г., она была произнесена при освещении храма Божией Матери «Феотокос Форос». Он не сохранился до нашего времени. Вторая проповедь была произнесена в храме, возведённом Стилианом Заутце.
Сохранились: · Мозайка Божией Матри в конхе и Архангел Гавриил. · На западной стене сохранилась мозайка Божией Матери и ап. Павла. Тимпан – изображение в углублении-арке. Сохранившиеся мозаики: Патриарх Герман, патриарх Тарасий, святитель Мефодий, Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст. На северо-западной стене, мозаика имп. Александра. Храмы на парусах – крестовокупольные храмы. Храмы на тромпах – базилики. Храм монастыря «Неамони». На острове Хиос 1042-1056 г. строительства. Купол – восьмигранник на квадратном основании. В основном эта конструкция характерна для византийских храмов. Храм в честь Успения Божией Матери в Дафни. Белокаменная резьба: шиферная и изразцовая. Церковь «Панагия Горгоепикоос». ВОПРОС 1 Правило 73. Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати. Крест — знамение нашего спасения и этому знамению надлежит, согласно этому правилу, воздавать достойную честь. Этой чести крест был бы лишен, если бы мы стали чертить и ставить его на местах, его божественному значению не соответствующих; мало того, подвергали бы его в таком случае возможности нанесения ему поругания. Случалось, что, во времена этого собора, некоторые, по словам Зонары в толковании этого правила, желая отдать кресту елико возможно большую честь, чертили знак креста всюду и даже на полах своих домов. Вследствие этого, конечно, бывало, что на крест наступали и крест попирали ногами. Против этой-то неуместности издано настоящее трулльское правило, предписывающее, чтобы с полов тех домов изглажено было начертание креста, во избежание поругания и попирания ногами знамения нашей победы, и, под угрозой отлучения, воспрещающее впредь чертить на полах домов знамения креста. Правило 82. На некоторых честных иконах изображается перстом предтечевым показуемый, агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира. Это правило издано против обычая, существававшего в некоторых церквах, где на иконах писали вместо лика Иисуса Христа агнца, о котором упоминает Иоанн Креститель. Основание, почему этот обычай осуждается, указано в самом правиле. Правило 100. Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4: 23), завещавает премудрость: ибо телесныя чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дсках, или на ином чем представляемыя, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертавати. Аще же кто сие творити дерзнет: да будет отлучен. Настоящее правило, как и 96-е правило этого собора, издано с целью сохранения должной скромности и христианской нравственности, а также с целью обуздания плотских чувств, которые легко передают душе человека полученные впечатления. ВОПРОСЫ Предиконоборческий период. а) Поводы к развитию и укреплению иконоборчества внутри Церкви. § 6 в. Амфилохий Иконийский обличал христиан, в том, что они считали, что росписей храма достаточно для спасения. § 7 в. Астерий Амосийский. Некоторые носят одеяния, украшенные изображением святых. § Неумеренность иконопочитания в церковной практике. Иконы брали в крестные отцы или матери. В монашеском постриге брали иконы в попечители. Священник соскабливал краску с икон и добавлял в чашу с Телом и Кровью. б) Нападки вне церкви. § В 723 г. халиф Мухаммед издаёт указ, о уничтожении икон. § В 6 в. Анастасий Синайский, защищал иконы от неизвестных врагов. § Симеон Столпник, в послании к Юстину II 6 в., говорит о самарянах, осквернявших иконы. Храмовая икона Спасителя был осквернена. § Еп. НиапОльский в своём сочинении, защищал христиан от обвинений в идолопоклонстве. § Нападки со стороны иудеев. § Нападки со стороны христианских сект, которые боролись с иконопочитанием. Патр. Тарасий, сообщал на 7 ВС соборе, о нападках сект. § В западной части империи, еп. Марсений Сирениус, увидев, что прихожане воздают слишком большое поклонение иконам, он убрал их из своего храма и уничтожил. Домонгольская Русь Первый памятник зодчества, был построен кн. Владимиром в 996 г. – Десятинная церковь Пресвятой Богородицы (первая каменно-кирпичная церковь). Согласно Повести временных лет, в 995 году, существовал каменный терем для княгини Ольги. Церковь была разрушена монголами. Размеры храма: - длинна – 27, 2 м. - ширина – 18 м. - длинна подкупольного пространства – 6, 5-7 м. С трёх сторон примыкали галереи. Это был большой, трёхнерфный храм. Скорее всего, его строили константинопольские мастера. Г. Чернигов Спасо-Преображенский собор Был построен в 30-е годы 11 в. Здание было удлиненным. Крестовокупольная трёхнерфная постройка. Трёхкупольный. Ярослав Мудрый, строит Софийский собор в г. Киев. Время закладки – 1037 г. Пирамидальная конструкция храма. В центре, большой барабан купола, а в целом 13 куполов (Христос и 12 апостолов). По периметру храма, была построена двухэтажная галерея, а к ней пристроена одноэтажная галерея (гульбище). Золотые врата Ров – глубина -15 м, ширина – 8 м. Высота стен башни - Смешаная (византийская) кладка. Венчала врата, церковь «Благовещания». Внутренне убранство храма Еще один источник «Слово о законе и благодати». Использовали сланец, карсно-малинового цвета. Для убранства полов, использовали мозаику и поливные керамические плиты. Колонные делали кирпичными, т.к. мрамора небыло. Новгород. Полоцк Строятся храмы в честь Софии Премудрости Божией. В Новгороде начали строить в 1045-1054 г. В Полоцке приблизительно в тоже время. Крестовокупольный, трёхапсидный храм. Памятники: · Кирилловская церковь в Киеве. В имя св. Кирилла и Афонасия Александрийских. · Димитриевский монастырь. · Собор Выдубитского монастыря. 1070 г. · Успенский собор Печерского монастыря. 1073 г. · Собор Кловского монастыря. · Церковь Бориса и Глеба. · Был заложен Собор Михайловского-Златоверхого монастыря. 1108 г. За период с 60-х годов 11 по начало 12 века, в г. Киеве было построены 7 крупных храмов. 20.02.16 Творчество Феофана Грека. Памятник зодчества – церковь Николы на Липне. Крестово-куполный, четырёх столпный однокупольный храм. Мало окон, они узкие, в виде бойниц. Трёхлепестковое завершие. Храм каменный, кирпичный только барабан купола. Использовался волховский камень. Очень хорошо сохранилась храмовая икона свт. Николая Чудотворца (Липнинский). Известен её иконописец – Олекса Петров. Фреские сохранились плохо.
Храм Петра и Павла на Славне Тот же стиль, что и у храма на Липне.
Храм Петра и Павла в Кожевниках
Появление на Руси, Владимирской иконы Божией Матери. Была подарена князю Ростиславу, патриархом Константинопольским Лукой Хрисовергом. Привёз её в Киев, митрополит Михаил. Во время завоевания Тамерланом, в 1395 г. было сретение иконы. По этому случаю был построен Сретенский Московский монастырь. В 1480 г. 23 июня, избавление от хана Ахмата. В 1521 г. 3 июня от хана Махмет Гирея. Феофан Грек Епифаний Премудрый, пишет о Ф.Греке, что до прибытия на Русь, Грек расписал много храмов в Константинополе, Халкидоне, Галате, Феодосии, Москве, Новгороде. Иконостас Благовещенского собора Московского кремля. Много утрат. Преподобный Андрей Рублёв (1370-1430 г.г.) Преподобный с некоторой оговоркой. Канонизирован в чине «святаго иконописца». В 1408 г., Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным, расписан храм и иконостас Успенского собора. Известные памятники: 1. Успенский собор во Владимире. Иконостас этого собора (1408 г.). 2. Два фрагмента фресок Андронникова монастыря (1420 г.). 3. Икона Святой Троицы. 4. Фрески храма Успения, в Звенигороде. 5. Звенигородский чин – три иконы иконостаса, Диисусный ряд. 6. Часть икон иконостаса Троице-Сергиевой лавры. 7. Миниатюры евангелия Хитрово. 8. Иконостас Благовещанского собора Московского Кремля (много споров). 9. Список с иконы Божией Матери «Владимирская», написанная для Успенского собора г. Владимира. 26.03.16 14.05.16 Дионисий Художник-монументалист. Иконописец, так же расписывал храмы. В возрасте 10 лет, его отдают в Симонов монастырь (центр учёности того времени). При монастыре была сильная иконописная школа. Он был женат, супругу звали Мария, было трое детей: Владимир, Феодосий и Андрей. В 1481 г., митр. Ростовский Вассиан, пригласил его писать Диисис образ Пресвятой Богородицы. Памятники: Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Ферапонтова монастыря (1490 г.) Крестовокупольный. Фотиева система росписи. В куполе Пантократор. Конхе левого придела Иоанн Предтеча, в конхе правого придела Святитель Николай Мир ликийских. Павло-Обнорский монастырь. Иконы из иконостаса: Одигитрия — находилась слева от Царских врат, размеры 140х100. Впоследствии, получила название Седмизерской. Икона «Сошествие во ад». Впервые на Руси, икона такого образа, появляется в 14 веке в Коломенском монастыре. Уверение Фомы. Заказанные иконы Святителя Петра и Святителя Алексия Московского для Успенского Кремля. История и развитие церковного искусства «Ветхозаветный запрет на изображение Бога» Исход 20: 4 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Второзаконие 4: 15-22 15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, 17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, 18 изображения какого-либо [гада, ] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; 19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. 20 А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно. 21 И Господь [Бог] прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел; 22 я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею. Исход 35: 30-35 30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, 31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, 32 составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, 33 и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; 34 и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; 35 он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу [для святилища] резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани. Второзаконие 27: 15 15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Книга Судей 17
С середины 18 века стали вестись раскопки в г. Помпеи. Было сильно развито искусство. В центре искусства стоял человек. После смерти императора, он изображался в шаржевом виде, но схожесть была. Файумские портреты – 1в., техника инкаустики. Синайский монастырь Св. Екатерины, большое собрание икон. Катакомбное искусство В окрестностях Рима обнаружено около 60 катакомб. Искусство в катакомбах, прежде всего вероучительно. Найдена фреска, изображающая молящуюся женщину. Фреске дали название «Оранта» – молящаяся. Найденные фрески, изображают жизнь первых христиан и библейские сюжеты. За первые 100 лет, небыли найдены памятники. В следующий период времени с 200 – 395 г.г., называется раннехристианским периодом. С 395 г. – период называется Ранневизантийским периодом. Следующие отрезки времени называются средне и поздневизантийскими периодами. Аркосолий – дугообразное углубление в стене, для саркофага. Локулы – прямоугольное углубление в стене, для захоронения. В 537 г. при Папе Сильвестре, из катакомб вывезли 32 повозки с мощами святых в строящиеся храмы Византии. К концу 8-9 в.в. о катакомбах забыли. С 1923 г. в Риме действует музей с религиозными христианскими экспонатами.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы