Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Крестьянская одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, украшения



Предварительные замечания

При работе над разделом Программы «Одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, украшения» были расписаны все областные словари (начиная от Даля и кончая словарями архангельских, брянских, вологодских и других русских говоров, изданными в 60-80 гг. XX века), а также некоторые картотеки областных словарей. На основе собранного материала был составлен словник, назвать который абсолютно полным (по данным тематическим группам) нельзя, так как невозможно выявить всю лексику, встречающуюся в говорах.

Для вопросника были отобраны не только слова, отражающие реалии нашей действительности (завязка, вязёнка, вареги, ожерелок и пр.), но и те историзмы, которые были подтверждены обилием иллюстративного материала (названия разновидностей сарафанов, обуви, сплетенной из бересты, соломы и т.п., разнообразных женских головных уборов и т.д.). Из-за ограниченности диалектного материала (многие слова зафиксированы только по одному разу, при слабом контексте или совсем без него, толкование не всегда ясное и обоснованное, иногда слова приводятся вообще без пояснения их значений) не всегда было возможно установить смысловую структуру отдельных слов и представить себе реалии, обозначенные этими словами, что затрудняло точно формулировать лексические вопросы. В этих случаях слова включались с индексом СМ с тем, чтобы при сборе материала выяснить их значения. С индексом СМ включались также многозначные слова с учетом того, что с утратой реалий слова, их называвшие, нередко приобретали какие-то новые значения.

Так как русский народный костюм в настоящее время практически не встречается, то забываются не только сами реалии, но и слова-названия старинной одежды и обуви. Это обстоятельство вызывало определенные трудности при составлении вопросника, оно же затруднит и собирателей, которым придется выяснить значения слов-названий реалий, которых в современной жизни нет. В связи с этим рекомендуется будущим собирателям материала по тематическим группам «Одежда и обувь, головные уборы, украшения» непременно обратиться к этнографической литературе, список которой прилагается. Это позволит получить представление о традиционном русском костюме (включая сюда головные уборы, рукавицы, украшения, пояса и обувь) во всем его разнообразии и различиях в зависимости от территории - севера или юга России.

Учитывая, что указанная в списке этнографическая литература не является общедоступной, предлагаем (на основе работы Г.С. Масловой «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX— начала XX в.») некоторые сведения о традиционном русском костюме.

По основному назначению этнографы выделяют 3 группы одежды: 1) надеваемая непосредственно на тело; это основная (а прежде могла быть и единственной) одежда (рубахи мужские и женские, порты); 2) одежда, дополняющая нательную одежду (сарафан, юбка, кофта, её носят дома, в избе (отсюда и название - горничная одежда), а также и на улице); 3) верхняя одежда, надеваемая в холодное время года при выходе из дома; иногда бывает трудно разграничить верхнюю одежду и горничную (так, зипун из сукна на стеганой подкладке служил верхней одеждой, но мог быть и домашней). Верхнюю одежду тоже можно разделить на основную (кафтан, зипун, казакин) и дополнительную, надеваемую на основную (тулуп, армяк, доха и т.п.). Следует отметить, что мужская и женская верхняя одежда отличались друг от друга не покроем, а деталями (длиной, отделкой, украшениями); вообще же в холодное время года женщины одевались в кафтаны, зипуны, тулупы и т. п.

Основная верхняя одежда (надеваемая под дополнительную) обычно была расклешенной, большей частью в талию, с застежками, относительно короткой, не стеснявшей движения при работе; она имела очень много названий: кафтан, свита, зипун, сермяга, пониток, сукма и т.д. Разновидностью такого типа одежды могла быть одежда с отрезной спинкой или отрезная вокруг всей талии со сборами; это шугаи и душегрейки - женская короткополая одежда.

Одежда может быть подразделена на плечевую (рубаха, сарафан) и поясную (понёва, штаны и др.). К плечевой одежде относилась женская рубаха, особенностью которой было то, что она состояла из двух частей: верхней (под названием «рукава») —с цельными рукавами, выкроенными вместе с плечевой вставкой, нечто вроде коротенькой кофточки - и нижней (вроде длинной юбки), пришиваемой к верхней части, известной на севере под названьями «стан», «стануха» (на юге России станом называют верхнюю часть женской рубахи).

Чрезвычайно разнообразны были женские головные уборы. Строго различались головные уборы девушек и замужних женщин. У девушек это были ленты или полоски ткани, идущие по лбу, или обруч с твердой основой из коры, картона и т.п., обшитый тканью и украшенный бусами и бисером, а на юге - пучком ковыля. Женщины носили в старину кичкообразные головные уборы; по форме их твердой части различались кички рогатые (юг и средняя России) и лопатообразные (северные территории). Поверх кички надевалось нечто вроде чехла – сороки из холста, покрытого кумачом; покрой сороки соответствовал покрою кички. Постепенно комплекс кичкообразного головного убора упрощался - стали носить одну сороку без твердой основы – кички.

На смену кичке и сороке пришли мягкие головные уборы - повойник и сборник. Повойник состоял из круглого дна и околыша с завязками; сборник шился из более легкой материи в виде чепца со сборками спереди. Повойник и сборник носили под платком. На севере замужние женщины носили головной убор, известный под названием шамшура, самшура, шашмура, сашмура (из языка саамов) - тоже в виде шапочки, но с твердым круглым дном и мягкими околышами.

Несколько справок о названиях тканей. Домашняя ткань (льняная или пеньковая) называется холст, холстина, портно, точа, точиво, новина, кросно. Набойкой называется узорчатая холщевая окрашенная ткань. Набойка делалась кустарным способом путем наложения на ткань резных досок; преобладающим типом набоечной ткани была синяя (кубовая) ткань с белым узором. Разнообразные (по цвету, узору) набойки шли для женских рубах, сарафанов и платков. Кумач-бумажный миткаль, окрашенный в красный цвет; миткаль, окрашенный в кубовую или другую краску, называли киндяком, а узорчатый киндяк—выбойкой. Шерстяная (из шерсти овец главным образом) или полушерстяная (с льняной или пеньковой основой) толстая домашняя ткань называлась сукно, сукманина, пониточина, пониток, сермяжина, сермяга.

При сборе материала беседу целесообразно начинать с общих вопросов: какую одежду и обувь носили ваши родители, дедушка, бабушка? Какую одежду носите вы, ваши дети (в доме, на улице, в разные времена года)? В какой одежде вы ходите дома? В какой идете в гости, надеваете на праздник? Лишь после этого переходите к частным вопросам.

Чтобы сбор материала проходил более успешно, предлагается использовать (при опросе информантов) список признаков различных видов одежды, обуви, головных уборов и т.д., по которым информант, отвечая на вопросы собирателя, сможет описать тот или иной предмет. Например, при сборе материала по теме «Обувь» можно предлагать такие вопросы: для какого времени года предназначается данный тип обуви? Из какого материала (войлока, кожи, бересты и т.п.) он изготовлен? С голенищами или без них? С каблуками или без них и т.д.

Если речь идет об одежде, информанту предлагается описать ту одежду, которая обозначена интересующим собирателя словом, по следующим признакам: мужская это или женская одежда? Может быть общая для мужчин и женщин? Летняя или зимняя? Наброшенная на плечи или с рукавами? Глухая или распашная? Двубортная или однобортная? С запахом или без запаха? С застежками или без них? С воротником или без него? Прямого покроя или приталенная? Отрезная или неотрезная? Какой длины? Из какого материала, какого цвета? На подкладке или нет? Надеваемая непосредственно на тело или дополняющая нательную одежду, поясная или нагрудная, прямого покроя или с клиньями? Безрукавная или с рукавами? Рукав прямой или в сборку? С манжетом или на тесемке? Воротник стоячий или отложной? Ткань в клетку или цветами? С какой отделкой–оборками, кружевами, вышивкой и т.д. В результате анализа Ответов информанта на предлагаемые вопросы можно будет получить более или менее точное представление о реалиях, называемых теми или иными словами вопросника, в том числе и о тех, которых нет, но память о которых сохранилась у носителей диалекта. Включая в Программу историзмы, составители вопросника исходили из того, что крайне важно не упустить из сферы своего внимания диалектные слова, связанные с уходящими или ушедшими в прошлое сторонами быта русского крестьянина, так как собирание такой лексики весьма важно для разработки истории языка и истории народа.

В словообразовательном плане эта тематическая группа лексики чрезвычайно разнообразна. Репертуар словообразовательных средств здесь очень широк, поэтому выделить какую-либо одну словообразовательную модель довольно сложно (хотя нельзя не отметить, что у имен преобладают суффиксальные образования, а у глаголов - префиксальные). При сборе материала особого внимания требуют разноаффиксальные однокоренные дублеты (типа коротай, коротух, коротень, коротинка, коротчик… 'телогрейка'). При их сосуществовании в говоре необходимо выяснить, как они употребляются в речи представителей разных социально-возрастных групп, имеется ли какая-нибудь разница в их значении.

Многие названия одежды, обуви, украшений являются собирательными номинациями, так как обозначают совокупность однородных предметов (хотя аффиксально собирательность в них не выражена). В связи с этим следует обратить внимание на возможность образования от них названий, обозначающих один предмет в ряду однородных (ср. одежище, одежииа, одежина), так как здесь может быть представлен иной набор суффиксов единичности по сравнению с литературным языком. При наличии образований с уменьшительными суффиксами (типа гунька, гунюша) необходимо узнать, употребляются ли в говоре их производящие (в данном случае гунь, гуня) и какое из названий является более частотным и нейтральным.

Сложность темы делает полезным ознакомление собирателя с основным кругом литературы.

1. Вахрос М.С. Наименование обуви в русском языке. Хельсинки, 1959.

2. Гринкова Н.П. Одежда западной части Калужской губернии //Материалы по этнографии. Т. Ш, вып. 2. Л., 1927.

3. Гринкова Н.П. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии //Известия Ленинградского педагогического института. Вып. 1. Л., 1928.

4. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР //Сборник Музея антропологии и этнографии, XII, М.-Л., 1949.

5. Елеонская Е. Женский костюм пригородных деревень г. Козельска //ЭО, кн. XXVIII. М., 1908.

6. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. I. М., 1877.

7. Едемский М.Б. Этнологические наблюдения в Пинежском крае Архангельской губернии в 1921 г. // Север, Вологда, 1923, N3-4.

8. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913.

9. Зеленин Д.К. Головные уборы восточных славян (русских) //Slavia, 1926, N2; 1927, N3.

10. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. I. М., 1926.

11. Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. Рязань, 1929.

12. Лебедева Н.И. Одежда / /Материалы и исследования по этнографии русского населения европейской части СССР. Т. 37. М., 1960.

13. Маслова Г.С. Старинная одежда и гончарное производство Каргопольщины // Краткие сообщения Института этнографии. Вып. VI. М., 1949.

14. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белоруссов в XIX—начала XX в. / /Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

15. Мерцалова М.И. История костюма. //Очерки истории костюма. М., 1972.

16. Просвиркина С.К. Новгородская историко-бытовая экспедиция Государственного исторического музея 1923 г. //Труды ГИМ. Вып. XV. М., 1941.

17. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

18. Рихтер Е.В. Русское население зап. Причудья. // Очерки истории материальной и духовной культуры. Таллин, 1976.

19. Русские: Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма. М., 1970.

20. Святский Д.О. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний. / /Живая старина. Вып. 1-2. СПб, 1910.

21. Филин Ф.П. О названиях обуви в русском языке. //Лексикографический сборник. Вып. VI. М., 1963.

22. Яковлев Н.Ф. Материалы по одежде донских казаков. //ЭО, кн. С1Х-СХ, N1-2. М., 1916.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь