Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Здравым смыслом и подсознанием
Определение. а) Лексическое значение: арабское слово «рубубийа» образовано от глагола «раббаба», означающего «воспитывать». От него же произошло слово «рабб», означающее «господь», «господин». Господство – это качество Аллаха. Это слово образовано от имени «рабб», которое на языке арабов имеет несколько значений, в том числе «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей». б) Терминологическое значение: единобожие в признании господства – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха. И поэтому раб обязан уверовать во все это. Доказательства. а) Доказательства из Корана. Всевышний сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных. Мы ниспослали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды. & Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (Лукман, 10-11). И еще Всевышний сказал: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? » (ат-Тур, 35). б) Доказательства из Сунны. Имам Ахмад и Абу Дауд передали хадис Абдуллаха бин аш-Шухейра о том, что Пророк, e, сказал: «Господин – это Всевышний и Всеблагой Аллах…». А в хадисе, переданном ат-Тирмизи и другими, сообщается, что в своем завещании Ибн ‘Аббасу Пророк, e, сказал: «И знай, что если весь народ объединится, чтобы помочь тебе чем-то, они смогут помочь тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. А если они объединятся, чтобы навредить тебе чем-то, они смогут навредить тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Письменные трости уже подняты, и свитки уже высохли».[2] в) Логические доводы. Разум указывает на существование Всевышнего Аллаха и то, что Он является единственным Господом и обладает совершенной властью над творениями. Это достигается посредством наблюдения и размышления над знамениями Аллаха, которые указывают на это. Поскольку знамения Аллаха различны, существует много способов наблюдения за ними и обоснования посредством этого господства Аллаха, но самыми известными являются следующие два способа: 1-й способин Наблюдение за знамениями Аллаха, проявляющимися в сотворении человеческой души. Еще их называют «свидетельством души». Душа – это одно из великих знамений Аллаха, свидетельствующих о том, что Аллах является единственным Господом, не имеющим никаких сотоварищей. Всевышний сказал: «На земле есть знамения для людей убежденных, & а также в вас самих. Неужели вы не видите? » (аз-Зарийат, 20-21). Он также сказал: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)» (аш-Шамс, 7). И если человек глубоко задумается над своей душой и тем, как удивительно она сотворена Аллахом, то это непременно поможет ему осознать, что у него есть Господь и Творец, Мудрый, Ведающий, ведь не способен же человек сотворить каплю, из которой он был создан, или превратить ее в сгусток крови, и сгусток крови – в кусочек плоти, а кусочек плоти – в кости, или облачить эти кости мясом! 2 способин Наблюдение за знамениями Аллаха, проявляющимися в сотворении вселенной и известными как «свидетельства во вселенной». Они также являются великими знамениями Аллаха, указывающими на Его господство. Всевышний Аллах сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи? » (Фуссылат, 53). Всякому, кто размышляет над частями света и над небом и землей во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной на небесах, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, в которые они погружаются, и над установленным во всей вселенной четким порядком, становится ясно, что у этой вселенной есть Творец, Который создал ее и управляет ею. И чем больше благоразумный человек размышляет над этими творениями, чем больше его мысли занимаются этими удивительными созданиями, тем лучше он понимает, что они созданы ради истины и с истиной, и что вселенная представляет собой свитки со знамениями и книги с доводами и свидетельствами, подтверждающими истинность всего, что Аллах сообщил о Себе, и доказывающими Его единство. В некоторых сочинениях упоминается история о том, что некие люди решили обсудить вместе с имамом Абу Ханифой, да смилостивится над ним Аллах, доказательства существования единственного Господа. Он сказал им: «Прежде чем мы поговорим об этом вопросе, сообщите мне, что вы думаете о корабле на Тигре, который сам уплывает для того, чтобы наполниться провиантом и прочими вещами, и сам возвращается. Он уплывает и возвращается, и никто им не управляет». Люди сказали: «Такое никак невозможно! » Он же сказал: «Если такое невозможно с кораблем, то как же такое может произойти со всеми этими мирами, высшим и низшим? » Он указал на то, что взаимосвязь во вселенной, точность и совершенство ее сотворения свидетельствуют о том, что у нее есть всего один Творец. Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве Не спасает от мучений
Как мы уже отмечали, единобожие в господстве – это одна из трех составляющих единобожия, и поэтому вера человека не считается правильной, а его единобожие – истинным, если он признает Аллаха только своим единственным Господом. Эта составляющая единобожия не является той целью, ради которой были отправлены посланники, мир им всем, и она одна не может спасти раба от наказания Аллаха, пока он наряду с этим не уверует в то, что Аллах является единственным Богом. Вот почему Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106). Это значит, что большинство людей признает Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем, Правителем – все это относится к единобожию в господстве, – а в поклонении приобщает к Нему в сотоварищи идолов и истуканов, которые не причиняют вреда и не приносят пользы, не одаряют и не лишают. О таком значении этого аята говорили комментаторы из числа сподвижников и их последователей. Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: «Кто сотворил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы? » – они отвечают: «Аллах», но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей». Икрима сказал: «Ты спрашиваешь их, кто создал их самих и создал небеса и землю, и они говорят: «Аллах». Так они верят в Аллаха, но поклоняются другим». Муджахид сказал: «Их вера заключается в их словах: «Аллах – наш Творец, Который наделяет нас уделом и умерщвляет нас». Но эта вера сопряжена с многобожием, поскольку они поклоняются не Аллаху». Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам бин Зейд сказал: «Каждый из тех, кто поклоняется творениям помимо Аллаха, обязательно верит в Аллаха и знает, что Аллах является его Господом, Творцом и Кормильцем. И, несмотря на это, он приобщает к Нему сотоварищей. Разве ж ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь & вы со своими отцами? & Все они являются моими врагами, кроме Господа миров» (аш-Шуара, 75-77). Высказываний ранних мусульман с похожим смыслом много. Более того, во времена Пророка, e, даже язычники признавали Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем и Правителем, а их многобожие проявлялось в поклонении. Они приписывали Аллаху равных и сотоварищей, обращаясь к ним с молитвами, прося их о спасении и моля их о своих нуждах. Священный Коран во многих местах указывает на то, что язычники признавали господство Аллаха, вместе с тем приобщая к Нему сотоварищей в поклонении. Всевышний сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну? » – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины! » (аль-Анкабут, 61). Всевышний также сказал: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла? » – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху! » Но большинство их не разумеет» (аль-Анкабут, 63). Он также сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины! » (аз-Зухруф, 87). Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете? » & Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание? » & Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона? » & Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь? » & Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете? » & Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты! » (аль-Му’минун, 84-89). Язычники не полагали, что истуканы сами низводят дождь, ниспосылают удел в этот мир и управляют его делами. Напротив, они верили в то, что на все это способен только Пречистый Господь, и признавали, что идолы их, к которым они взывали вместо Аллаха, были сотворены и не могут самостоятельно принести пользу или навредить ни самим себе, ни тем, кто им поклоняется. Они знали, что они не способны умерщвлять, оживлять или воскрешать, как и не могут слышать и видеть. Они признавали, что Аллах один способен на это, и что никто не разделяет с Ним этой власти, и что ни они сами, ни идолы их не способны на это. Они верили в то, что Пречистый Аллах – Творец, а все остальные существа – творения, что Он – Господь, тогда как все остальные – подвластные Ему рабы. Но вместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей и посредников из числа Его творений, прося их о заступничестве перед Аллахом и пытаясь тем самым приблизиться к Нему. В этой связи Всевышний Аллах сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (аз-Зумар, 3). Это значит, что они просили их заступиться за них перед Аллахом, чтобы им была оказана помощь, даровано пропитание и чтобы были устроены их прочие мирские дела. Таким образом, язычники в целом признавали господство Аллаха, однако Он не включил их в число мусульман. Напротив, Аллах объявил их многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и позволил Своему Посланнику посягнуть на их жизнь и имущество, потому что они не выполняли обязательного требования единобожия в господстве – не поклонялись одному Аллаху. Из этого становится ясно, что признание того, что Аллах является единственным Господом, без выполнения обязательного требования этого – поклонения только одному Аллаху, – недостаточно и не спасает от наказания Аллаха. Напротив, оно является неопровержимым доводом против самого человека, поскольку обязывает его искренне служить одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и требует от него обязательно поклоняться только Ему одному. Тема III. Примеры уклонения от единобожия в господстве Несмотря на то, что признание единственного Господа заложено в человеческом подсознании, лежит в природе человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, некоторые люди все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные воззрения в этом вопросе можно вкратце свести к следующим: 1. Полное непризнание господства Аллаха и отрицание Его существования. Такие взгляды разделяют некоторые из атеистов, которые считают, что все создания сотворены природой, временем и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени» (аль-Джасийа, 24). 2. Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Так поступают, например, люди, отрицающие способность Аллаха умерщвлять или воскрешать после смерти, приносить пользу или причинять вред и т.д. 3. Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек считает, что кто-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха, способен управлять такими процессами во вселенной, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими явлениями, относящимися к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.
Глава II. Единобожие в божественности
Арабское слово «улухийа» является производным от слова «илах», что означает «божество». Божеством называют того, кому поклоняются и повинуются. Божество – одно из прекрасных имен Аллаха, и божественность – одно из великих качеств Аллаха. Его следует обожествлять, и Ему следует поклоняться. Сердца обязаны обожествлять Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что Он – Великий Господь и Творец этой вселенной. Он управляет всеми процессами в ней, обладает всеми качествами совершенства и далек от любых недостатков, и поэтому унижаться и смиряться следует только перед Ним. Он один создает творение в первый раз и воссоздает его повторно, и никто не является соучастником этого процесса наряду с Ним. А это значит, что Он один заслуживает поклонения, и никто не может быть Его сотоварищем в этом. Единобожие в божественности – это поклонение одному Аллаху. Для этого раб должен иметь твердую убежденность в том, что только Аллах действительно заслуживает обожествления и поклонения, что ни одно из творений не обладает божественными качествами и их проявлениями и что приличествуют они только Всевышнему Аллаху. Если раб знает об этом и считает это истиной, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от предосудительного, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать душой такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом его единственной целью будет обретение довольства его Господа и стремление к Его награде. В этой главе будет рассмотрено несколько важных тем, связанных с этой составляющей единобожия.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы