Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научная картина мира исторична
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Графики начертательной геометрии и дизайна»
Краткое содержание курса лекций для студентов специальности 070061«Дизайн» всех форм обучения по дисциплине « История культуры и искусств »
Тюмень, 2011
Утверждено на заседании кафедры____________________________
Протокол №_____от «____» ______________20____г.
Составители: Чекардовская И.А., доцент, к.т.н.
Краткое содержание курса лекций для студентов специальности 070061«Дизайн» всех форм обучения по дисциплине « История культуры и искусств»
Составители: Чекардовская И.А., доцент, к.т.н.
Подписано к печати Бум. ГОЗНАК Заказ № Уч. - изд.л. Формат 60/90 1/16 Усл. печ. л. Отпечатано на RISO GR 3770 Тираж 100 экз. Издательство государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38 Отдел оперативной полиграфии издательства 625039, г. Тюмень, ул. Киевская, 52
Тематический план дисциплины: История культуры и искусств. 318 часов.
ИСТОРИЯ культуры и искуств Введение. Научная картина мира исторична Она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира». Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов, обогащающих человечество широкой палитрой, эмоций, чувств и переживаний и участвующих в надэмпирической трансляции человеческого опыта. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслы, как жизни отдельного человека, так и поколений. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии и других жанрах. История развития искусств описывает многообразие его стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформаций. В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни. На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстракционистским. Ценности и идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития. Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса (характера), в нем проявляется национальный тип мироотношения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (Обобщение), то в искусстве важна индивидуализация Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса (характера), в нем проявляется национальный тип мироотношения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (Обобщение), то в искусстве важна индивидуализация Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочнорациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение идеала красоты и художественно правдивое отношение к миру. Деление отрезка прямой АВ в пропорции «золотого сечения» В науке важен поиск закономерности, в искусстве — выражение идеала в восприятии мира. Вопрос о том, что есть прекрасное — всегда вызывал огромные споры. Платон связывает идеал красоты с тем умопостигаемым миром идей, который проникает в саму душу художника. Вместе с тем обращение на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для. реализма всех эпох. Таким образом, если для науки целеполагающим регулятивом выступает идея закономерности, то для искусства им оказывается эстетический идеал. Искусство обеспечивает вид удовольствия, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения Искусство обеспечивает вид удовольствия, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения. Если для научной деятельности необходима артикуляция и постановка цели и задачи научного исследования, то специфика художественного поиска и отражения действительности допускает область невыразимого словами, воспринимаемого душой. Искусство включает в себя знаковые системы разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится. Оно обнажает ту особенность, что искусству нельзя научиться по учебнику, оно воплощает творческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы. Искусство конструирует специфический мир по отношению к эмпирической действительности и направлено на поиски прекрасного и художественного идеала Помимо обозначения многоплановой сферы творческой деятельности понятие «искусство» означает еще и мастерство, умение того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман. Искусство предлагает одну из древнейших форм отражения действительности, своеобразный тип художественного знания, которое предстает как личностно-субъективное отображение мира на основе художественных образов. Искусство подвержено историческим изменениям, оно находится в зависимости от духа эпохи, а также от способностей того или иного субъекта — творца художественного процесса, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности. Искусство может сделать духовный мир науки и ученых предметом художественного отражения. Оно может проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способностей и таланта. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения. Итак, личностный, эмоциональный, художественно образный характер отражения мира, своеобразная суггестия — внушение психологически значимой информации — это особенности, которые также отличают искусство от науки. Художественное видение мира нельзя представить как сугубо рациональное. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность. Опредмечивание художественного видения мира, вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с преподавателем, мастером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одаренности личности, которую в свою очередь каждый совершенствует на протяжении жизни. Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на основании сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отраженным в ткани художественного произведения. Вместе с тем мир художественной культуры, оказывая определенное эстетическое воздействие на каждого человека, впускает в свои сферы и одаривает многообразием ощущений лишь эстетически подготовленного. Композиция. В живописи композиция сводится к расположению элементов картины. Она становится вторым (после предмета) фактором, позволяющим выстроить сюжет, без которого нет анализа. При составлении сюжета картины для выведения идеи (содержания) произведения мы должны иметь качество предмета, персонажа, ту самую " плутовку" Лису или " горделивую" Красавицу Крылова. И если в литературе почти всегда это определяющее персонаж качество задается, называется писателем, а затем дополняется осмыслением поступков персонажей, то в картине мы сами должны его увидеть. От этого зависит выводимая идея картины и понимание ее. Последовательность решений для создания композиционной целосности такова: 1. Подобрать, отметить, перечислить близкие по внешнему виду, цвету, освещению персонажи, предметы, места картины. Здесь, свита Феодоры (2 картина), мученики (3, 4), ангелы (8), стражники и римские солдаты (9); окружающие Христа люди (26). Более сложный случай - близость цвета и освещения: оттенки красного ковра, гардины, лица; освещенные штора, стена, лицо (30), освещенные женщины, меньше - сводня и мужчина (31). 2. Соотнести между собой людей, предметы, животных. Храм, дерево, гора и ангелы (8); горы и люди (10, 11); женщина и брошенная одежда (17). 3. Кто из людей, предметов больше, расположен выше или в центре, значительнее, отмечен яркой краской или цветом. Богородица (5); Христос у Джотто (9), женщина у Вермеера (31), Весна у Боттичелли (12). 4. Направления жеста, взгляда, движения людей и вещей. Направление взглядов на Христа (9), жест руки и взгляд Иуды (19); движение (передача) внимания, взглядов, животных и растений (10, 11); направление движения и жестов (21); движение домов и построек (35). 5. Пропорции земли и неба, за которыми материальное и духовное. Уровень горизонта - граница духовного. Расположенное на фоне неба, а значит, имеет сродство с духовным, или на земле - материальным, земным. 6. Замкнутые, объединенные конструктивно части картины. Дали - улица, город; Босх - воз сена. 7 Равнозначность элементов (Рафаэль, Ван Гог, Дали) или по планам - первый, средний и дальний. 8 Портрет и фон. Особое внимание фону. Непонятные предметы или предметы необъяснимого присутствия вынуждают просматривать другие картины художника, обратиться к мемуарам и литературным материалам художника. К ним приходилось прибегать при рассмотрении Босха, Дали, отчасти Малевича. Дополнение-размышление. При рассмотрении живописи Византии, икон и средних веков в целом, отталкивайтесь от общих положений культуры соответствующего времени. Библия позволяет нам сразу войти в ситуацию картины, а самые общие знания условного языка эпохи позволяют решить задачу художника. Наименьшие трудности в описании представляют картины где применяется условный язык живописи художника, когда он использует уже выработанные метафоры. Например, при рассмотрении картин Иеронима Босха (определении метафорических значений многих предметов) эстетика средневековья предоставляет все нужные сведения. Сложности может вызвать художник Сальвадор Дали. Особенность его языка связана с индивидуальностью художника, его личной жизнью, неповторимыми жизненными впечатлениями. Если кипарис, взятый им у Веласкеса, Беклина нам понятен, то яичница никак не может быть разгадана. Возникает необходимость знакомства с мемуарной литературой, воспоминаниями. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Графики начертательной геометрии и дизайна»
Краткое содержание курса лекций для студентов специальности 070061«Дизайн» всех форм обучения по дисциплине « История культуры и искусств »
Тюмень, 2011
Утверждено на заседании кафедры____________________________
Протокол №_____от «____» ______________20____г.
Составители: Чекардовская И.А., доцент, к.т.н.
Краткое содержание курса лекций для студентов специальности 070061«Дизайн» всех форм обучения по дисциплине « История культуры и искусств»
Составители: Чекардовская И.А., доцент, к.т.н.
Подписано к печати Бум. ГОЗНАК Заказ № Уч. - изд.л. Формат 60/90 1/16 Усл. печ. л. Отпечатано на RISO GR 3770 Тираж 100 экз. Издательство государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38 Отдел оперативной полиграфии издательства 625039, г. Тюмень, ул. Киевская, 52
Тематический план дисциплины: История культуры и искусств. 318 часов.
ИСТОРИЯ культуры и искуств Введение. Научная картина мира исторична Она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира». Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов, обогащающих человечество широкой палитрой, эмоций, чувств и переживаний и участвующих в надэмпирической трансляции человеческого опыта. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслы, как жизни отдельного человека, так и поколений. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии и других жанрах. История развития искусств описывает многообразие его стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформаций. В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни. На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстракционистским. Ценности и идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития. Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса (характера), в нем проявляется национальный тип мироотношения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (Обобщение), то в искусстве важна индивидуализация Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса (характера), в нем проявляется национальный тип мироотношения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (Обобщение), то в искусстве важна индивидуализация Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочнорациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение идеала красоты и художественно правдивое отношение к миру. Деление отрезка прямой АВ в пропорции «золотого сечения» Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы