Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Церковь Успения на Волотовом поле.
Вознесение Господне.
Церковь Успения на Волотовом поле. Старец Симеон с Богомладенцем. Адам из «Сошествия во ад»
В росписи другой церкви в пригороде Новгорода — церкви Спаса на Ковалеве, исполненной в 80е годы, приняли участие южнобалканские, в основном сербские мастера. По сравнению с феофановскими или волотовскими, росписи этой церкви суше и менее гармоничны по цвету. История раннемосковского искусства начинается с ХIV столетия. В 40х годах ХIV в. в Москве работают греческие мастера; по заказу митрополита Феогноста, грека по происхождению, они расписали старый Успенский собор. Местные русские художники в это время по заказу великого князя украшали Архангельский собор Кремля. Эти два художественных направления — местное, весьма архаичное по языку, и византийское, принесшее на Русь черты «Палеологовского ренессанса», сказываются и в иконописи. Некоторые исследователи приписывают митрополиту Петру, который был и живописцем, икону «Спас Ярое Око». Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и строгим, проницательным выражением глаз. Икона была особенно популярна на Руси в период Золотой Орды. Большая внутренняя напряженность образа соответствовала духу того времени. Слова Иисуса Христа: «Не мир принес вам, но меч» (Мф. 10: 34) – эмоционально наиболее подходят к Его изображению «Спас Ярое Око».
Спас Ярое Око. 40-е г. XIV в.
Над иконами работали и мастера великокняжеской иконописной мастерской, и митрополичьи, и монастырские, и посадские люди, использовавшие в своем искусстве и местные приемы письма, и находки заезжих мастеров. Несомненно, русскими мастерами исполнена житийная икона «Борис и Глеб» из Коломны (середина ХIV в.) с ее плоскостной, линейной графической трактовкой формы. В другой иконе этого же времени Борис и Глеб изображены едущими на конях, и очень интересна икона Бориса и Глеба в полный рост, изображения которых занимают все поле иконы.
И в них как в коломенской иконе, огромное значение имеет силуэт, изображение также плоскостное и празднично по колориту. Но влияние византийской живописи здесь сказывается в большей промоделированности одежды, большей объемности фигур, в появлении некоторой пространственности. Победа на Куликовом поле вызвала к жизни ряд особо торжественных, праздничных икон (житийная икона «Архангел Михаил» из Архангельского собора Московского Кремли, ). Таким образом, когда из Новгорода в Москву в 1395 году приехал Феофан Грек, там уже сложилась собственная сильная Художественная среда столичных живописцев. Совместно русские мастера и Феофан исполняли основные художественные работы — росписи церквей и теремов Московского Кремля, ими был создан ряд выдающихся иконописных произведений. Возможно, Феофану принадлежит «Богоматерь Донская» (конец ХIV в., 1390 г.) с «Успением Богородицы» на обороте (1392 г.)
Звучная живопись насыщенных, сдержанных тонов, построенная на контрастах красного, синего, зеленого, белого, использование бликов, приемы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми иконописец не боится нарушать иконографические схемы — все это говорит в пользу его авторства. Русское искусство XV века Летом 1405 года, как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев выполнили роспись Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшую до нас, т.к. храм был перестроен. Сохранился лишь частично иконостас, перенесенный в новый собор. Феофану в иконостасе принадлежит центральная часть — Деисусный чин. Некоторые исследователи считают, что им же написаны архангел Гавриил, апостол Павел, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас русских высоких иконостасов. Деисусный чин Благовещенского иконостаса имеет для русского искусства большое значение не только потому, что это вообще первый дошедший до нас иконостас, но и потому, что это и первое по времени изображение не поясных фигур, а фигур в рост. Высота деисусных икон Благовещенского иконостаса превышает 2 м.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы