Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фрагмент сцены «Страшный суд» - «Богач и черт».



Общее впечатление от стенописи ц. Спаса на Нередице – суровость, почти аскетизм, и непреклонность, иногда доходящие до исступления, тем более впечатляющие, что исходили не от отвлеченных византийских ликов, а от образцов неповторимо-индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Это, конечно, не портреты, а обобщенные типы, в которых выразились присущие новгородцам черты: твердость духа, умение постоять за себя, отстоять свою правоту, характеры сильные и цельные. В росписях ц. Спаса на Нередице нет никакого намека на светские сюжеты, весь цикл призван служить главному – наставлять в вере.

Во фресках Ц. Георгия в Старой Ладоге и Ц. Спаса на Нередице заметно стремление к упрощению художественных приемов, при этом они отличаются цветовой гармонией и изысканностью рисунка.

ü Живописные памятники Пскова своеобразны, отличаются полнокровностью и выразительностью, и при этом им присущи собранность, сухость и лаконизм.

- Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – древнейшие росписи Пскова. Предполагается, что они являются работой местных мастеров, прошедших, возможно, греческую школу.

Стиль мирожских росписей отличается большой оригинальностью. Его характеризует подчеркнутая линейность, фигуры очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий исполнены одеяния, тела, горки и т.д. Там, где новгородские мастера пользуются мазком, автор мирожских фресок прибегал к линии.

Фрески спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

(Роспись свода, «Распятие», «Сошествие во ад», «Оплакивание Христа», «Жены – мироносицы у гроба», «Архангел Гавриил» (из «Благовещения»)

Роспись свода Роспись арок (Распятие)

Сошествие во ад Положение во гроб

Жены – мироносицы у гроба Архангел Гавриил

· Из Византии на Русь пришла и техника изготовления иконы.

Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Первое время иконопись Руси была в орбите византийской традиции. По своей иконографии иконы XI – XIII вв. мало чем отличаются от византийских икон того же времени. У них сумрачный колорит, объемная лепка фигур, нередко нос, губы и глаза очерчены красными линиями.

Процесс нахождения русской иконописью своего собственного художественного языка начался с XII в., и особенно интенсивно шел на севере. Постепенно русская иконопись отходит от византийских образцов: светлеют и приобретают русские черты лики святых, усиливается интенсивность чистого цвета, более замкнутым становится силуэт.

ü Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

В Новгороде Великом, ставшем в 1136 году столицей вечевой республики, что повлияло на искусство и наполнило его своеобразным жизненным содержанием.

Существование двух направлений в новгородской живописи подтверждают и иконы 12 — 13 столетий.

В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства. Они свидетельствуют о связях с художественной культурой Византии 11 —12 вв.

Двухсторонняя икона с образом «Знамение» и свв. Иоакима и Анны

(1170 г.)

Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине XII века. По иконографии представляет собой поясное изображение, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. Это древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера.

В 1170 году в Новгороде произошло судьбоносное событие, связанное с новгородской иконой. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую.

Князья — Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», — так говорит древний летописец. «Горе побежденным! » — изрек вперед могущественный князь Суздальский: он и его союзники заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками.

С 25 февраля соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. Жители города дни и ночи проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитвы их не были тщетны.

Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами.

В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести ее на городскую стену — и «узриши спасение граду».

Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение.

Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошел в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы. Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстателъство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и поставил ее на городскую стену, где кипела ожесточенная битва.

Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города заступлению Пресвятой Богородицы.

После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, а уже в 1356 году специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

В 1566 году в Новгороде, близ торговой площади, вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы. Митрополит Макарий пришел в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошел в церковь Знамения Богородицы, пал пред Ее чудотворною иконою и со слезами молился. После молитвы святитель взял чудотворную икону и в крестном ходе понес ее по берегу Волхова. Против церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Божией Матери скоро пожар совсем прекратился.

В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в нем грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в отворенные западные двери в церковь. Но лишь только вступили на порог, как вдруг невидимою силою были отброшены назад. Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти в церковь.

- Двусторонняя икона с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее черты аскетического стиля XI века.


Поделиться:



Популярное:

  1. КЛИМАТ СЦЕНЫ. ДОМИНИРУЮЩАЯ ДЕТАЛЬ
  2. Место сознания в психологии и его фрагментарная история
  3. Молящиеся новгородцы. Икона. Фрагмент. 1467. Новгород. Историко-художественный музей-заповедник
  4. Мужун И резко упал вниз, как будто им выстрелили из пушки. За этим последовал рокочущий взрыв сцены под ним. Осколки камней были разбросаны и все его тело, с головы до ног, впечаталось в сцену.
  5. На тему: Длительности нот и пауз. Основное деление длительностей и их группировка в простых и сложных размерах. Определение размера в музыкальном фрагменте по группировке и на слух
  6. Описание, виды. Пластика словесных описаний. Композиция описательных фрагментов.
  7. Осада иудейского города Лахиша Синаххерибом. Фрагмент рельефа из дворца паря в Ниневии. 701 г. до н. э. Британский музей, Лондон.
  8. Офорт, резец. 1716. Фрагмент
  9. Перемещение, копирование, удаление фрагмента текста
  10. Провести дефрагментацию НЖМД домашнего компьютера, результаты отразить в отчете.
  11. Рельефы ападаны в Персеполе. Фрагменты. 520—460 гг. до н. э.
  12. Слова Вагнера из 2-й сцены («У городских ворот») 1-й части трагедии Гёте (перевод Н. Холодковского).


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь