Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Николай. Конец XII века.



- Небольшая оглавная икона архангела Гавриила, получившая название «Ангел Златые власы» (конец XII века), некогда являлась частью деисусного чина. Как и в ангеле из «Устюжского Благовещения», лицо архангела полно грусти и душевной теплоты, но чувства эти выражены с предельным лаконизмом и тактом: голова, украшенная шапкой каштановых волос, в которые вплетены золотые нити, чуть склонена к правому плечу, огромные глаза внимательны и печальны. Колорит иконы не ярок, сочетание немногих — коричневых, красных, оливковых, зеленых — красок отличается удивительной гармоничностью. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. Образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, тонкая красота черт и светлая одухотворенность.

«Ангел Златые власы», конец XII века.

Образ имеет двоякую трактовку: он одновременно представляет собой образ Архангела, с другой – символизирует собой юного Христа, являющегося жертвой за грехи человечества. Образ стилистически передает настроение заступничества за людей, совмещающее состояние печали и счастья (надежда на спасение, но путь к нему очень тяжел).

Ни в Византии, ни на Западе не было в то время икон, подобных новгородским. Эти великолепные произведения живописи с их возвышенными образами, с их монументальностью, достигнутой с помощью плавного музыкально-выразительного линейного ритма и тончайшего сочетания интенсивных, хотя и немного сумрачных красок, говорят об эстетических идеалах не только новгородцев, но и всей русской культуры.

ü Иконопись Владимиро-Суздальского княжества. Расцвет его культуры связан с Андреем Боголюбским.

В 1155 году Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода, забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.

Привезенная им икона, получившая название Владимирской, стала покровительницей и заступницей княжества, а впоследствии и всей России. Прекрасный по проникновенности и классичности византийский образ послужил своего рода мерой художественного качества для работавших здесь иконописцев.

Владимирская икона Божией Матери XI - ½ XII вв.

(Лицевая и оборотная стороны)

По искусствоведческой версии – автор – Евангелист Лука (икона написана на доске от стола трапезы святого семейства)

- Икона — «Спас Златые власы» — оплечное изображение Спасителя. Иисус Христос представлен на иконе без нимба, причём его плечи практически полностью срезаны полями. За головой Иисуса изображён крест зелёного цвета. Он, как одежды и фон, украшен золотыми медальонами-дробницами. Волосы Иисуса выписаны золотым ассистом (от этого икона и получила своё название). Голова Христа имеет небольшой поворот, взгляд направлен вверх и в сторону. Выражение лица отличается скорбью, а золото фона и волос создают ощущение излучения Христом божественного света.

На полях иконы были помещены надписи, часть из которых сохранилась: «Мир вам», «Аз есмь свет миру», «Идущий за мной не пребудет во тьме»

Спас Златые власы, XIII век.

Две горизонтальные иконы первоначально входили в состав алтарных преград неизвестных храмов.

- На одной из них представлен оплечно Спас Эммануил с двумя архангелами. Изображение юного Христа исполнено Божественного величия и силы. Здесь Он изображен как Жертва, предвечно уготованная для спасения людей. Лики поклоняющихся архангелов выражают тихую скорбь. Прекрасно передан глубокий сосредоточенный строй образов с тонкими оттенками чувств

Спас Эммануил с архангелами. Конец XII века.

- Вторая икона представляет собой оплечный Деисис. В изображениях Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи проявились черты свойственные уже началу XIII века — укрупнен ритм, обобщены детали, силуэты приобрели плавность, а образы особую задушевность.

Деисис. Начало XIII века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь