Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура Петербурга первой половины XIX века.



Архитектура Петербурга первой половины XIX века.

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником. (Адмиралтейская набережная, Ботанический сад, Голландская церковь, Здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Казанский собор, Новый Эрмитаж, Сфинксы на Университетской набережной, Ямской рынок).

§ Андрей Воронихин: русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Строгановская дача на Большой Невке, по-строенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Казанский Собор, его самое известное творение. Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Воронихин много строил в окрестностях Петербурга, соорудил колоннады в Петергофском саду, террасу в Стрельне и произвел ряд построек в Гатчине, Павловске и других местах. Из этих загородных построек бесспорно лучшей надо считать фонтан на Пулковой горе, сооруженный в 1806 году. Архитектурные формы и композиция фонтана отличаются простотой и монументальностью. Совершенный по пропорциям, он принадлежит к числу лучших памятников декоративно-парковой архитектуры начала XIX века. Так же известна Ограда у Казанского Собора. Ограда площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой Летнего сада — одно из лучших достижений русского декоративного искусства.
 
 Ограда сооружена в 1811–1812 годах.

§ Андреян Захаров: русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Говоря о Захарове, приходится говорить главным образом о здании санкт-петербургского Адмиралтейства — бессмертном создании его гения. В этом произведении вылились не только все лучшие идеи мастера, но в нем, как в фокусе, отразилась и вся архитектурная эпоха; изучая его, изучаешь александровский стиль. Вот почему Захарову должно быть отведено среди художников александровской эпохи одно из первых мест. Из других работ Захарова самой замечательной нужно считать неисполненный проект провиантских «магазинов» на Неве. Здесь мы имеем дело с задачей, подобной той, которую ему пришлось решать при постройке Адмиралтейства, но, очевидно, в условия задания входило возможное упрощение и экономия, в силу которых он вынужден был отказаться от портиков, колонн и скульптуры. Для этого большого мастера задача оказалась под силу. Три центральных площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, Сенатская площадь и Исаакиевская — с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

§ Карл Иванович Росси: российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. После нескольких незначительных работ в Павловске Росси строит в 1818 году, в качестве архитектора Кабинета, павильоны Аничкова дворца.Первой большой работой Росси был Елагин дворец. Дворец этот, по распоряжению императора Александра I, для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны перестроен Росси в 1818—1822 годах из ранее существовавшего небольшого здания. Таким образом, эта работа еще не дает настоящего представления об архитектуре Росси. Несовершенство в общих делениях фасада, неудачный прием окон третьего этажа, сами пропорции окон и многое другое, видимо, случайно и совершенно несвойственно Росси. Зато общая планировка дворца, прилегающих служб и парка с очаровательными садовыми павильонами и прекрасная внутренняя отделка дворца сразу доказали всем, и императору Александру I в особенности, какого большого мастера получил Петербург в лице Росси. И вслед за этой работой Росси получает от императора одну за другою самые крупные работы в городе(дворец для великого князя Михаила Павловича, Дом Главного Штаба, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Михайловский дворец).

Эклектика в русской архитектуре XIX века.

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.

Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:


первый этап:

Быковский, Михаил Дормидонтович

Тон, Константин Андреевич

Штакеншнейдер, Андрей Иванович

второй этап:

Быковский, Константин Михайлович

Каминский, Александр Степанович

Клейн, Роман Иванович

Парланд, Альфред Александрович

Померанцев, Александр Никанорович

Чичагов, Дмитрий Николаевич


Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

 

 

Архитектура Петербурга первой половины XIX века.

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником. (Адмиралтейская набережная, Ботанический сад, Голландская церковь, Здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Казанский собор, Новый Эрмитаж, Сфинксы на Университетской набережной, Ямской рынок).

§ Андрей Воронихин: русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Строгановская дача на Большой Невке, по-строенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Казанский Собор, его самое известное творение. Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Воронихин много строил в окрестностях Петербурга, соорудил колоннады в Петергофском саду, террасу в Стрельне и произвел ряд построек в Гатчине, Павловске и других местах. Из этих загородных построек бесспорно лучшей надо считать фонтан на Пулковой горе, сооруженный в 1806 году. Архитектурные формы и композиция фонтана отличаются простотой и монументальностью. Совершенный по пропорциям, он принадлежит к числу лучших памятников декоративно-парковой архитектуры начала XIX века. Так же известна Ограда у Казанского Собора. Ограда площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой Летнего сада — одно из лучших достижений русского декоративного искусства.
 
 Ограда сооружена в 1811–1812 годах.

§ Андреян Захаров: русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Говоря о Захарове, приходится говорить главным образом о здании санкт-петербургского Адмиралтейства — бессмертном создании его гения. В этом произведении вылились не только все лучшие идеи мастера, но в нем, как в фокусе, отразилась и вся архитектурная эпоха; изучая его, изучаешь александровский стиль. Вот почему Захарову должно быть отведено среди художников александровской эпохи одно из первых мест. Из других работ Захарова самой замечательной нужно считать неисполненный проект провиантских «магазинов» на Неве. Здесь мы имеем дело с задачей, подобной той, которую ему пришлось решать при постройке Адмиралтейства, но, очевидно, в условия задания входило возможное упрощение и экономия, в силу которых он вынужден был отказаться от портиков, колонн и скульптуры. Для этого большого мастера задача оказалась под силу. Три центральных площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, Сенатская площадь и Исаакиевская — с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

§ Карл Иванович Росси: российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. После нескольких незначительных работ в Павловске Росси строит в 1818 году, в качестве архитектора Кабинета, павильоны Аничкова дворца.Первой большой работой Росси был Елагин дворец. Дворец этот, по распоряжению императора Александра I, для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны перестроен Росси в 1818—1822 годах из ранее существовавшего небольшого здания. Таким образом, эта работа еще не дает настоящего представления об архитектуре Росси. Несовершенство в общих делениях фасада, неудачный прием окон третьего этажа, сами пропорции окон и многое другое, видимо, случайно и совершенно несвойственно Росси. Зато общая планировка дворца, прилегающих служб и парка с очаровательными садовыми павильонами и прекрасная внутренняя отделка дворца сразу доказали всем, и императору Александру I в особенности, какого большого мастера получил Петербург в лице Росси. И вслед за этой работой Росси получает от императора одну за другою самые крупные работы в городе(дворец для великого князя Михаила Павловича, Дом Главного Штаба, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Михайловский дворец).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2858; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь