Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из «Поучения» Владимира МономахаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Из «Поучения» Владимира Мономаха («Повесть временных лет») Не ленись, леность-мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого погибает душа и тело. Дал слова-выполни его, ибо нарушив клятву, погубите душу свою. Старых чтите, как отца и мать, а молодых, как братьев. Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЁВ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не приписывай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живёт всё твоё, мыслится мыслимое. Пусть свободным будем всё, ибо всё рождается свободным. «Письма о добром и прекрасном» Проблема несправедливости и социального устройства общества И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк »: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.
В. Г. Короленко.» В дурном обществе ». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, — Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога ». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
А М Горький. Повесть «Детство »: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
Л. Н. Толстой в рассказе «После бала » осуждает несправедливые социальные условия, искажающие натуру человека, который имеет ложные понятия о долге, чести, достоинстве. Писатель убеждён в необходимости оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Какое влияние оказывает личность на ход истории? Л. Н. Толстой. «Война и мир » Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА ВО ВРЕМЯ ВОВ. (Отношение к пленным немцам). В повести В Кондратьева «Сашка » хочется выделить эпизод с племенным немцем, которого не может Сашка расстрелять, потому что обещал немцу жизнь: " Тех, кто спалил деревню, поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно. Если б попались". А как в безоружного? Очень много видел Сашка смертей за это время. Но цена человеческой жизни не уменьшилась от этого в его сознании. Лейтенант Володько скажет, когда услышит историю про пленного немца: " Ну, Сашок…ты человек…" А Сашка ответит просто: " Люди же мы, а не фашисты". В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди - людьми. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Проблема совести Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть»
В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.
Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.
Проблема патриоизма Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой ». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
М. Булгаков. «Роковые яйца »: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.
«Собачье сердце ». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу. Рассказ Л.Н.Андреева «Кусака» о человеческой жестокости. Писатель реалистично изображает страдания собаки, которую бросили люди.На всё происходящее он смотрит её глазами. Грозным предупреждением звучат последние слова рассказа: «Собака выла». Человек и природа И.А.Бунин. «Антоновские яблоки »(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
М.М.Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность человека по отношению к природе, взаимоотношения человеческой души и природы, влияние природы на человека)
В.Астафьев. Цикл рассказов «Конь с розовой гривой» (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? Рассказ «Зачем я убил коростеля? », «Белогрудка»-как ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда.) Романы «Царь- рыба», « Последний поклон».(тревога о родной земле).
С.А, Есенин. Стихи о природе.(«Берёза», « Пороша», «Задремали звёзды золотые». Ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом)
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей »(главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю.)
Ч.Айтматов «Плаха» (человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.
В.Распутин «Пожар» (противопоставление гармоничной природы несовершенному человеку. После пожара весна собирает всё неотмершее и уцелевшее в одну кучу, а люди не понимают этого) ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ Только глубокая любовь к истории своей родины продиктовала поэтам строки их произведений: М.Ю.Лермонтов поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», А.Блок поэма «На поле Куликовом», С.Есенин поэма «Пугачёв», А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка».
Известный русский литературовед А.С.Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом», где история и современность даны в неразрывном переплетении. Судьба России-вечный бой: « И вечный бой! Покой нам только снится....».
Проблема воспитания В рассказе «Цифры» Иван Бунин показывает очень сложные взаимоотношения взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребёнке человека и ведут себя властно. Детям приходится мириться, потому что они находятся во власти у взрослых. Жизнь бьёт их в сердце тупым ножом обиды, ожесточает их души. Мальчик в рассказе вынужден притворяться, чтобы дядя выполнил своё обещание и показал ему цифры.
Жизнь замечательных людей. II. Человек и государство Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил " заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго » в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество - единственный способ бессмертия творца. " Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников. Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы », написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, " старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым. Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, " основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен » Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - « Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего " чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках. В чем заключается смысл жизни человека? А. С. Пушкин. «Евгений Онегин » Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени ». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов ». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир ». Главное в лучших героях романа — Андреем Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям. Значимость труда в жизни человека М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
А. И. Солженицын «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой,
Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Л. Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
В. Г Распутин «Уроки французского ». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла ». Влияние учителя на формирование детского характера.
«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…
И А. Гончаров. «Обломов ». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени ». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов. Человек и природа. 1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский). 2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин). 3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский). 2. О семье и воспитании. 1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.) 2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой). 3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин). 4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон). О дружбе. 1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон). 2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор). 3). Первое условие для сближения - искренность. (Пришвин.) 4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов). 5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп). 6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой). О труде. 1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.) 2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи). 3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.) 4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов). О языке и чтении. 1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.) 2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.) 3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.) 4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский). О доброте. 1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.) 2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.) 3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.) 4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль). 5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой). 6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер). О Родине. 1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека). 2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон). 3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)
«Крылатые слова» Н.С.Ашукин. «Словарь современных цитат» К.В.Душенко.
Роль личности в истории.
1) « Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека », в котором показывается горькая доля пленного солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну. Человек и природа.
1) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
5 ) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. «По щучьему велению» Емеля не собирался ловить щуку — она сама попала ему в ведро. « Василиса Премудрая» Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.
9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках » описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история — грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.
Из «Поучения» Владимира Мономаха («Повесть временных лет») Не ленись, леность-мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого погибает душа и тело. Дал слова-выполни его, ибо нарушив клятву, погубите душу свою. Старых чтите, как отца и мать, а молодых, как братьев. Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЁВ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы