Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана ». На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой " сделал" себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.
На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.
" Бороться и искать, найти и не сдаваться" - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Проблема равнодушия, нравственной чёрствости Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда " мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: " Я молчала и ненавидела себя за это молчание".
" Довольные собой люди", привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, " люди в футлярах". Это и доктор Старцев в «Ионыче », и учитель Беликов в « Человеке в футляре ». Вспомним, как едет " на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, " тоже пухлый и красный", кричит: " Прррава держи! " " Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском " как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: " А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети! " Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя " хозяевами жизни". II. Человек и государство Проблема взаимоотношения власти и человека
Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон».
Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: " Людям вход безусловно запрещён! " Обратим внимание на то, что слово " безусловно" здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе " безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души". В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: " Слава Дракону! " Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. " Единомыслие - это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние" (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается.
Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто " в каждом убить дракона". Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон - в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия. Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил " заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго » в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество - единственный способ бессмертия творца. " Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников. Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы », написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, " старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым. Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, " основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен » Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - « Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего " чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках. В чем заключается смысл жизни человека? А. С. Пушкин. «Евгений Онегин » Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени ». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов ». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир ». Главное в лучших героях романа — Андреем Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям. Значимость труда в жизни человека М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
А. И. Солженицын «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой,
Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Л. Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
В. Г Распутин «Уроки французского ». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла ». Влияние учителя на формирование детского характера.
«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…
И А. Гончаров. «Обломов ». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени ». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов. Человек и природа. 1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский). 2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин). 3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский). 2. О семье и воспитании. 1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.) 2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой). 3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин). 4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон). О дружбе. 1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон). 2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор). 3). Первое условие для сближения - искренность. (Пришвин.) 4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов). 5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп). 6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой). О труде. 1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.) 2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи). 3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.) 4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов). О языке и чтении. 1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.) 2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.) 3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.) 4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский). О доброте. 1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.) 2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.) 3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.) 4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль). 5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой). 6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер). О Родине. 1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека). 2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон). 3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)
«Крылатые слова» Н.С.Ашукин. «Словарь современных цитат» К.В.Душенко.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы