Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХРЕСТОМАТИИ, АНТОЛОГИИ, СБОРНИКИ



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………………………………..…

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСКИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ………………………………………

 

ХРЕСТОМАТИИ И АНТОЛОГИИ.......................................................................

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………...

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СПИСКА,

НЕ ВКЛЮЧЕННЫМ В ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ………………………...

 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА..........................................................................

 

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»………………………………………..

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ/СОЧИНЕНИЙ…………………………………………….

 

ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (для отделения журналистики).........

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для заочников)……………………………...

 

БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17-18 ВЕКОВ………………………………………………………………………

 

КЛЮЧИ К «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАЗМИНКЕ»...........................................

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И К ЗАЧЕТУ………………………………………...

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Таблица студенческих мнений……………………

 

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................

Донн..........................................................................................................

Гонгора.....................................................................................................

Немецкие поэты 17 века (Опиц, Флеминг, Грифиус)..........................

Басни Лафонтена.....................................................................................

Афоризмы, фрагменты французских авторов 17 века.........................

Высказывания о «Фаусте» Гете..............................................................

Высказывания о «Разбойниках» Шиллера............................................

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*

Западноевропейская литература 17 века в контексте эпохи. Своеобразие этого периода в истории мировой культуры. Концепция мира и человека в литературе 17 века. Основные литературные направления: барокко и классицизм (философская основа направлений, центральные эстетические категории и принципы, стиль и пр.). Место ренессансных тенденций в творчестве авторов 17 века. Литературные жанры эпохи. Национальное своеобразие различных европейских литератур (общая характеристика).

Испанская литература 17 века.

Избранные страницы испанской поэзии: место Гонгоры в литературе 17 века. Избранные страницы испанской прозы: место Кеведо и Грасиана в литературе 17 века.

Творчество драматургов Лопе де Вега и Педро Кальдерона в контексте «золотого века» испанской драмы»: ренессансный и барочный взгляд на мир и человека. Творческий путь Лопе де Вега. Особенности мировоззрения и художественного метода, эстетические взгляды драматурга. Основные произведения (историческая драма «Фуэнте Овехуна», комедии: «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.). Творческий путь Кальдерона. Особенности мировоззрения и художественного метода драматурга. Отличие комедий Кальдерона от комедий Лопе де Вега («Дама-невидимка»). Философские драмы Кальдерона («Стойкий принц», «Жизнь есть сон» и др.).

Немецкая литература 17 века. Немецкая поэзия в контексте основных тенденций культуры Германии 17 века. Мартин Опиц – теоретик литературы и автор лирических произведений: классицистские, ренессансные и барочные тенденции в его творчестве. Пауль Флеминг: ренессансные и барочные мотивы его творчества. Место русской темы в поэзии Флеминга. Барочная поэзия Андреаса Грифиуса.

Гриммельсгаузен и его роман «Симплиций Симплициссимус» в контексте эпохи: проблематика и художественное своеобразие. Барочные мотивы в творчестве писателя.

Английская литература 17 века. Соотношение ренессансных, классицистских и барочных тенденций в английской литературе 17 века. Творчество Джона Донна в контексте английской культуры 17 века: основные мотивы творчества, своеобразие художественного метода, творческая эволюция. Проповедническая деятельность поэта. Место Бена Джонсона в английском театре 17 века.

Творческий путь Джона Мильтона. Поэмы Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».

Литература периода Реставрации. Аллегорическое произведение Баньяна «Путь паломника». Театр Конгрива и Драйдена.

Французская литература 17 века. Классицизм как ведущее направление французской литературы 17 века. Буало и его «Поэтическое искусство». Этапы французского классицизма.

Классицистская трагедия.

Творчество Пьера Корнеля. Периоды «трёх манер»: творческая эволюция драматурга («Сид», «Гораций», «Родогуна», «Никомед», «Сурена» и др. произведения). Политическая проблематика драматургии Корнеля. Своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Корнеля.

Творческий путь Жана Расина: основные этапы творчества и эволюция художественного метода («Андромаха», «Британник», «Федра», «Гофолия» и др. произведения). Место темы любви и религиозной проблематики в творчестве Расина. Своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Расина.

Классицистская комедия.

Творческий путь Мольера. Своеобразие художественного метода Мольера: соотношение классицистских, ренессансных и реалистических тенденций в творчестве Мольера. Проблематика комедий Мольера («Смешные жеманницы», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и др.).

Место афористической прозы во французском классицизме 17 века. Афоризм и фрагмент как литературные жанры. Проблематика афоризмов Ларошфуко. «Мысли» Паскаля в контексте французской классицистской литературы.

Творчество Лафонтена: Лафонтен – баснописец.

 

18 век как особый этап в развитии мировой литературы. Просвещение как доминирующее, центральное явление эпохи. Основные идеи и принципы просветителей. Место художественной литературы в просветительском движении. Ведущие литературные направления эпохи: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо (философская основа, эстетические категории, стиль и пр.). Литературные жанры. Национальное своеобразие европейских литератур 18 века.

Английская литература 18 века. Место философских идей Мандевиля и Шафтсбери в творческих исканиях английских просветителей. Педагогические труды Локка и проблемы воспитания человека в английском просветительском романе.

Творчество Дэниэля Дефо. Место журналистской деятельности в его писательской судьбе. Памфлеты Дефо. Роман «Робинзон Крузо»: концепция делового, разумного человека. Человек и общество в творчестве Дефо («Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и другие романы писателя). Тенденции реализма и рококо в прозе Дефо.

Место Джонатана Свифта в английском и европейском Просвещении. Социально-политическая и философская проблематика свифтовской сатиры. Памфлеты писателя. «Путешествия Гулливера»: жанровое своеобразие произведения и его проблематика. Тема современного общества в «Путешествиях Гулливера».

Творческий путь Генри Филдинга. Сатирическая направленность первого этапа творчества Филдинга: драматургия, «История Джонатана Уайльда Великого». Комические эпопеи писателя. «История Тома Джонса, найдёныша»: проблемы добра и зла в романе, автор в поисках добродетельного героя. Филдинг – теоретик просветительского реализма.

Лоренс Стерн и сентиментализм. Новаторский характер прозы Стерна («Тристрам Шенди», «Сентиментальное путешествие»). Романы Стерна - путешествие в мир человеческой души. Чувствительный герой Стерна. Этическая позиция писателя.

Проблематика и художественное своеобразие романов Ричардсона, Смоллетта, Голдсмита.

Место театра в культурной жизни Англии 18 века. Драматургия Шеридана.

Избранные страницы английской сентименталистской поэзии: Грей. Творчество шотландского поэта Роберта Бернса. Бернс и сентиментализм.

Французская литература 18 века. Многообразие философских и социальных проблем, разработанных французскими просветителями. Шарль Монтескье и его роман «Персидские письма». Монтескье как инициатор многих идей французского Просвещения.

Творческий путь Вольтера. Вольтер – историк, поэт, драматург, прозаик. Драматургия Вольтера («Магомет» и др. произведения) и классицизм. Поэма «Орлеанская девственница» и рококо. Художественное своеобразие философских повестей Вольтера. Место повести «Кандид» в прозе писателя: жанровые особенности и проблематика произведения.

 

Дени Дидро и его вклад в мировую культуру. Дидро как создатель научной энциклопедии. Дидро – автор эстетических трудов, теоретик и практик реализма. Роман «Монахиня» и просветительская концепция человека. «Племянник Рамо» как новаторское произведение. Место тенденций рококо в творчестве Дидро («Нескромные сокровища»).

Жан-Жак Руссо и руссоизм. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как произведение сентиментализма и как отражение нравственно-философской позиции писателя.

Творчество Бомарше. Многогранность личности Бомарше – драматурга, публициста, изобретателя, политического деятеля. Место «Мемуаров» в творчестве Бомарше. Драматургия Бомарше: ренессансные тенденции, черты рококо и просветительского реализма в его произведениях. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»: художественное своеобразие и проблематика комедий.

Французские писатели о нравах века: произведения Прево, Лакло, Мариво, Лесажа и др. Маркиз де Сад – парадоксальная фигура эпохи.

Немецкая литература 18 века. Эстетические и философские концепции немецких просветителей и дискуссия о путях развития немецкой литературы. Место Готшеда, Винкельмана, Клопштока, Гердера в немецком Просвещении. Движение «бури и натиска»: сентименталистские и предромантические мотивы в произведениях штюрмеров.

Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры. Своеобразие художественного метода Лессинга-драматурга. Драма Лессинга «Эмилия Галотти» в контексте эпохи. «Натан мудрый» как просветительское произведение.

Творческий путь Иоганна-Вольфганга Гёте. Многогранность таланта Гёте как поэта, драматурга, прозаика, учёного, государственного деятеля. Штюрмерский период в творчестве Гёте: сентименталистский роман «Страдания юного Вертера» и ранняя лирика. Период «веймарского классицизма». Баллада в творчестве поэта («Лесной царь» и др.). Место дилогии о Вильгельме Мейстере, «романа-воспитания», в творческом наследии писателя. «Фауст» – творение всей жизни Гёте. Художественное своеобразие и философская и нравственная проблематика трагедии. Диалектический характер мировоззрения ее автора.

Творчество Фридриха Шиллера. Шиллер – драматург, поэт, историк, автор эстетических трудов. Предромантические и сентименталистские тенденции в его творчестве. Штюрмерский период в творчестве писателя («Разбойники», «Коварство и любовь»). Концепция исторических событий и исторических личностей в драмах «Орлеанская дева», «Мария Стюарт» и др. Баллады Шиллера («Перчатка», «Кубок» и др.). Этическая позиция автора. Шиллер о воспитательной роли искусства, в частности - театра, в жизни человека и общества.

Итальянская литература 18 века. Театр Гольдони и Гоцци.

Американское Просвещение. Просветительская публицистика Джефферсона, Пейна, Франклина.

 

*ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В СООТВЕТСТВИИ С ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (СТАЦИОНАРНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ) И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

 

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. Фуэнте Овехуна. Собака на сене. (Одно из произведений).

 

КАЛЬДЕРОН. Стойкий принц.

 

ФЛЕМИНГ. Стихи (2-3 по выбору).

 

ОПИЦ. Стихи (2-3 по выбору).

 

ГРИФИУС. Стихи (2-3 по выбору).

 

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН. Симплициссимус (фрагменты по хрестоматии).

 

ДОНН. Стихи (2-3 по выбору).

 

МИЛЬТОН. Потерянный рай (фрагменты по хрестоматии).

 

КОРНЕЛЬ. Сид.

 

РАСИН. Андромаха.

 

ЛАРОШФУКО. Максимы (3-4 афоризма по выбору).

 

ПАСКАЛЬ. Мысли (3-4 фрагмента по выбору).

 

ЛАФОНТЕН. Басни (1-2 по выбору).

 

МОЛЬЕР. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.

 

ДЕФО. Робинзон Крузо.

 

СВИФТ. Путешествия Гулливера.

 

СТЕРН. Сентиментальное путешествие (фрагменты по хрестоматии).

 

ФИЛДИНГ. История Тома Джонса, найдёныша ( 3-4 книги – по выбору).

БЕРНС. Стихи (5-6 по выбору).

ВОЛЬТЕР. Кандид.

 

ДИДРО. Монахиня.

 

РУССО. Юлия, или Новая Элоиза (фрагменты по хрестоматии).

 

БОМАРШЕ. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. (Одно из произведений – по выбору).

 

ЛЕССИНГ. Эмилия Галотти (факультативно)

 

ГЁТЕ. Страдания юного Вертера.

Фауст (из «Фауста» - часть 1-я полностью, а также - акт 5 части 2-й).

Стихи штюрмерского периода (1-2). Лесной царь. Ночная песнь странника.

 

ШИЛЛЕР. Разбойники. Коварство и любовь. (Одна из драм).

Баллады: Кубок. Ивиковы журавли. Перчатка.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ (факультативный)

 

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. Учитель танцев.

КАЛЬДЕРОН. Дама-невидимка.

КЕВЕДО. История жизни пройдохи по имени Пабло.

ГОНГОРА. Стихи.

КОРНЕЛЬ. Родогуна.

РАСИН. Федра.

ЛАБРЮЙЕР. Характеры.

МОЛЬЕР. Мизантроп. Скупой.

БУАЛО. Поэтическое искусство.

ДЕФО. Роксана.

РИЧАРДСОН. Памела.

ШЕРИДАН. Школа злословия.

ГРЕЙ. Стихи.

МОНТЕСКЬЕ. Персидские письма.

ВОЛЬТЕР. Магомет. Орлеанская девственница.

ЛАКЛО. Опасные связи.

ПРЕВО. Манон Леско.

ГОЛЬДОНИ. Слуга двух господ.

ГОЦЦИ. Король-олень.

ЛЕССИНГ. Натан мудрый.

ШИЛЛЕР. Мария Стюарт.

В этих книгах вы сможете найти лирические стихотворения, афоризмы, басни авторов 17-18 веков, фрагменты из художественных произведений Гриммельсгаузена, Мильтона, Стерна, Руссо, а также – из эстетических манифестов и публицистических трудов авторов двух литературных эпох.

*Примечание: Предполагается, что по хрестоматии могут быть прочитаны только те тексты, которые даны в обязательном списке с соответствующей оговоркой.

 

Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия. /Сост. Пуришев Б.И. – М., 2002

 

Зарубежная литература 17-18 веков. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С.Д. – М.: 1982.

 

Зарубежная литература 18 века. Хрестоматия. / Под ред. Пуришева Б.И. – В 2-х т.т. – М.: 1988.

 

Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. – Книга для чтения в 9-м классе. / Сост. Бабинский М.Б. – М.: 1994.

 

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII-XVIII веков. – Т.2 – М.: 1964.

 

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М.: 1980.

 

Европейская поэзия ХУ11 века. – М.: 1977 (серия БВЛ).

 

Колесо фортуны: Из европейской поэзии 17 века. - М.: 1989.

 

Английская лирика первой половины 17 века. - М.: 1989.

 

Английская поэзия в русских переводах. - М.: 1981.

 

Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен тридцатилетней войны. – М., 1963.

 

Из немецкой поэзии. Век Х-век ХХ. М.: 1979.

 

Немецкая поэзия в переводах В.А. Жуковского. – М.: 2000.

 

Ларошфуко. Максимы. Паскаль. Мысли. Лабрюйер. Характеры. – М., 1974 (БВЛ).

 

Англия в памфлете. - М.: 1988.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(темы определяются преподавателем)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

ДРАМЫ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА И КАЛЬДЕРОНА:

Вопросы по обоим произведениям.

1 Чем принципиально отличается концепция личности Лопе де Вега от кальдеронов

ской? В чем вы видите родство их позиций?

2 Можно ли оба авторских подхода к проблемам человека определить как гуманистические?

3 Кто из драматургов ближе вам по духу и почему?

 

Примечание: Произведения Лопе де Вега и Кальдерона вы можете

найти в изданиях, включающих драмы каждого из двух авторов,

а также в книге: Испанский театр. - М.: 1969 (БВЛ).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Пьер Корнель. Сид.

1. Какой психологический конфликт переживают Родриго и Химена? Легко ли подчиняются они необходимости исполнить семейный долг и умеют ли владеть своими чувствами?

2. Какую роль играет в трагедии инфанта?

3. В чем суть конфликта графа Гормаса и дона Дьего?

4. Как соотносятся в произведении долг семейный и долг государственный? Можно ли

говорить о существовании конфликта между любовью и государственным долгом в

этом произведении Корнеля?

5. Охарактеризуйте корнелевского героя, как вы его понимаете.

 

Жан Расин. Андромаха.

 

1 Можно ли говорить о том, что Пирр, Гермиона и Орест переживают внутренний

конфликт? Если да, то какой именно?

2. Почему любовь оказывается разрушительным феноменом в этом произведении?

3. Чем отличается типичный расиновский герой от героя Корнеля?

4. Могли бы вы назвать Андромаху «корнелевской» героиней?

 

Вопросы по обоим произведениям.

 

1. Как вы думаете, отличаются ли Корнель и Расин друг от друга в своем понимании

роли разумного начала в жизни человека?

2. Какая из двух трагедий представляется вам более интересной? Актуальны ли сегодня проблемы, затронутые французскими классицистами 17 века?

___________________________________________________________________________

3. Лабрюйер сравнил Корнеля и Расина в одном из своих фрагментов. Согласны ли вы с его мнением? (См. раздел «Приложение» Методических рекомендаций).

___________________________________________________________________________

 

 

Примечание: Произведения Корнеля и Расина вы можете найти в изданиях,

включающих драмы каждого из двух авторов, а также в книге:

Театр французского классицизма. - М.: 1970 (БВЛ).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА МОЛЬЕРА:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.

ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД».

 

1. Что роднит это произведение с романом-памфлетом Свифта? Чем эти произведения

отличаются друг от друга по жанровым особенностям и проблематике? Какие темы

и проблемы рассматривает в своей повести Вольтер?

 

2 Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера?

(Сравните ее с типичными приключенческими, любовными романами).

 

3 Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой

тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке? )

 

4 Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким

образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает

при этом? Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип

оптимизма?

 

5 Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Что не устраивает автора

в его жизненной позиции и философской концепции?

 

6 Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в

существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер?

Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света?

Какое место занимают в повести природные стихии? Какую роль играет в

произведении страна Эльдорадо?

 

7. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной

позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена?

 

8 Финал какого произведения (свифтовского или вольтеровского) нравится вам

больше? Какие идеи Свифта и Вольтера представляются вам актуальными

сегодня?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6 – 7.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СПИСКА,

XVII ВЕК.

 

Джон Донн.

1. Джон Донн писал о том, что в его жизни и творчестве «непостоянство постоянным стало». В чем именно это проявилось?

2. Каковы основные темы поэзии Донна?

3. Джон Донн посвятил немало своих стихотворений любви. В его песнях и сонетах это чувство предстает в различных аспектах: то в откровенно эротическом, то в романтически платоническом, то в ренессансном (воспевающем гармонию души и тела) ключе. В некоторых своих произведениях поэт высказывается о взаимоотношениях мужчины и женщины с иронией, даже с цинизмом, в других - «канонизирует» любовь как самое высокое состояние души. Какие стихи Донна о любви читали вы?

4. Как соотносятся в его поэзии ренессансные и барочные тенденции? Какие произведения прочитали вы – ренессансные или барочные? В каких поэтических циклах Донна нашли отражение религиозные мотивы?

5. В чьих переводах прочитали вы стихи Донна?

6. Для студентов, знающих английский язык. Сравните два перевода одного из сонетов Донна на русский язык. Какой из них вам представляется более удачным? (См. раздел «Приложение» Методических рекомендаций)

Стихи, рекомендуемы к прочтению (по выбору):

Шторм. Штиль. С добрым утром. К восходящему солнцу. Канонизация. Предостережение. Из «Священных сонетов».

Источники:

Европейская поэзия XVII века. (Серия БВЛ). – М., 1970.

Английская лирика первой половины 17 века. - М.: 1989.

Отдельные издания стихотворений Дж. Донна

См. также Приложение к данному пособию.

 

Джон Мильтон.

1. В поэме “Потерянный рай” Мильтон использует библейский материал. Какой именно?

2. Мильтон осуждает в поэме восстание Сатаны против Бога, грехопадение человека, хотя его центральные герои (Сатана, Адам, Ева) обладают обаянием. Почему, как вы думаете, поэт выступает в этом произведении как противник бунта: как это связано с его политической деятельностью? В какой период английской жизни 17 века была написана поэма? Найдите в тексте строки, в которых отражена позиция автора.

3. В чьем переводе прочитали вы отрывки из поэмы?

Источники:

Текст поэмы – в любом издании.

Зарубежная литература 17-18 веков. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С.Д. – М.: 1982.

 

Лафонтен. Басни.

1. Является ли басня единственным жанром, в котором работал Лафонтен?

2. Какие пороки высмеивал французский поэт в своих баснях?

3. В каком плане Лафонтен является последователем Эзопа и, одновременно, автором своего времени?

4. Какие басни Крылова через Лафонтена восходят к Эзопу?

5. Для студентов, знающих французский язык. Сравните басню Лафонтена «Ворон и Лис» с басней Крылова «Ворона и лисица». Что нового вносит русский баснописец в традиционный сюжет? Можно ли считать его произведение переводом французского текста?

Источники:

Басни Лафонтена – в любом издании.

См. также Приложение к данному пособию.

XVIII ВЕК.

Поэзия Роберта Бернса.

Шотландский поэт Роберт Бернс во многом перекликался с поэтами-сентименталистами (Греем, Юнгом и другими), но в основном был оригинальным автором. С поэтами-сентименталистами его роднит глубокий интерес к чувствительному человеку и его переживаниям, любовь к природе и, прежде всего, - к деревне, отрицательное отношение к обществу, порабощающему личность. В то же время в стихах Бернса нет мистических кладбищенских мотивов, характерных для поэзии Грея и Юнга. Вопрос о социальной несправедливости поднимается в них более определенно и резко.

Важное место занимает в его поэзии тема свободы, как индивидуальной, так и общенациональной. Образ человека из народа у Бернса лишен того чисто литературного и несколько искусственного флёра, который мы наблюдаем у некоторых сентименталистов: его поэзия выходит за пределы сентиментализма и связана с реалистическим художественным методом. Что в судьбе поэта предопределило его особый путь?

1.Распределите прочитанные вами стихи Бернса по темам и проанализируйте их.

2.В чьем переводе прочитали вы стихи Бернса?

3.Какое место занимает в творчестве Бернса тема его родины – Шотландии?

Дени Дидро. Монахиня.

1. Что в судьбе Дидро и его друзей послужило толчком к написанию произведения о монастырях?

2. Почему, как вы думаете, именно Сюзанна взбунтовалась против монастырской системы жизни?

6. Является ли судьба Сюзанны единственным подтверждением мысли Дидро о том, что монашеский образ жизни калечит человека и, прежде всего, женщину? Как вы полагаете, является ли роман Дидро чисто атеистическим или он осуждает только религиозный фанатизм и догматизм?

7. Произведение французского просветителя рассматривает, среди прочих, проблему свободы личности. Обрела ли Сюзанна независимость в конце романа? Затрагивает ли Дидро вопрос о месте монастырей в обществе?

 

Баллады Шиллера и Гёте.

(Шиллер. Кубок. Перчатка. Ивиковы журавли.

Гёте. Лесной царь.)

1. Что такое баллада как особый жанр? Как проявляется драматизм ситуации в каждом из стихотворений? В какой из баллад больше внимания уделено внутреннему миру героя?

2. Что объединяет баллады Шиллера с его драмами в плане авторской этической позиции?

3. Кто из наших великих поэтов переводил эти баллады Гете и Шиллера на русский язык?

Иоганн-Вольфганг Гёте.

«Страдания юного Вертера».

1. Вы познакомились с несколькими романами в письмах. Эпистолярные жанры были популярны в 18 веке. Как вы думаете, почему? В чем вы видите своеобразие данного произведения в сравнении с «Монахиней», с «Юлией»? (Насколько откровенен герой каждого из произведений? К кому обращены его записки? В какой степени они отражают его внутренний мир? )

2. Что делает этот роман типично сентименталистским произведением, а Вертера типичным героем сентименталистского произведения?

3. Почему, как вы думаете, Пушкин назвал Вертера «мучеником мятежным»? Является ли любовь к Лотте единственной причиной его самоубийства? Какое место занимает в романе служба Вертера в министерстве?

4. Гёте любил Вертера, но не все читатели воспринимали его так же: например, Герцен охарактеризовал его как «пустого малого». Что привлекало автора романа в этом молодом человеке?

5. Почему, как вы полагаете, и Лессинг и Шиллер и Гете завершали свои произведения трагической гибелью своих привлекательных героев?

6. Что, как вы думаете, объединяет этот роман Гёте с его лирикой штюрмерского периода, например, со стихотворением «Свидание и разлука»?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

Предлагаем вам 40 контрольных вопросов.

Примечание: Если вы дали неполный ответ, например, ответили на 1, 2, 3 вопроса из 4-х, то, соответственно, насчитываете себе 1, 2, 3 балла (это касается только тех пунктов, в которых содержится более одного вопроса и за которые дается более одного балла). Ответы на вопросы и количество полученных баллов вы узнаете, заглянув в один из разделов данной программы.

1. Кто из поэтов 17 века побывал в России и написал стихи о Москве и Волге-реке?

2. У кого из авторов 17 века и в каких произведениях мы встречаем апелляцию к вопросу «По ком звонит колокол»? Кто из писателей 20 века цитирует одного из этих авторов и в каком романе?

3. В каких произведениях драматургов 17 века используется исторический материал 15 века? Какие события лежат в основе этих произведений?

4. Чей гений Пушкин назвал величавым? В каком произведении?

5. Кто из писателей 20 века написал книгу о Жане Расине?

6. Кто из французов 17 века считал, что «величие человека в его способности мыслить»?

7. Кому принадлежит высказывание: «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки»?

8. Кто такие: а) Жан – Батист Поклен б) Франсуа Мари Аруэ в) Пьер – Огюстен Карон г) Марсийак?

9. Какой русский писатель написал два произведения о французском драматурге 17 века? Что это за произведения?

10. Кому из авторов 17 века принадлежат стихотворные трактаты: а) «Новое искусство сочинять комедии в наше время», б) «Поэтическое искусство»?

11. Каково происхождение слова «садизм»?

12. Кто был инициатором и создателем первой многотомной научной энциклопедии?

13. В каком произведении 18 века лошади оказываются добрее и мудрее людей?

14. Описал ли Дефо дальнейшие приключения Робинзона Крузо после того, как его герой вернулся на родину после долгих лет жизни на необитаемом острове?

15. С каким персонажем известной шекспировской трагедии ассоциируется герой романа Стерна «Сентиментальное путешествие»?

16. Какой город становится в 18 веке одним из культурных центров Германии? С кем из великих немецких поэтов связана его слава?

17. В каких произведениях 18 века, очень разных по духу, получают отражение события Столетней войны и образ великой героини Франции Жаны д’Арк? Что это за произведения? В каком жанре они написаны? Кто их написал?

18. В какой стране и в каком веке происходят события, представленные в драме Шиллера «Вильгельм Телль»?

19. В какой стране родился образ Дон Жуана? Каково его первоначальное имя? Кто до Мольера написал о нем пьесу и как она называется?

20. Драмы какого автора Толстой считал «поэтической раной Европы», т.е. безнравственными? В творчестве какого драматурга Толстой видел один из образцов «высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему» искусства?

21. Представителей какого литературного движения 18 века называли штюрмерами? Каково происхождение этого слова?

22. Кого из героев Мольера возвели в мамамуши, и как эта церемония связана с интересами Людовика ХIV?

23. Кто из французских драматургов обратился к истории Испании? К какому периоду? Кто послужил прототипом героя произведения?

24. Какой материал хотел первоначально положить в основу своей трагедии «Эмилия Галотти» Лессинг?

25. Почему Руссо назвал героиню своего романа Юлию «Новой Элоизой»?

26. Как переводится на русский язык «Симплиций Симплициссимус» - латинское имя героя романа Гриммельсгаузена?

27. В центре внимания поэмы Мильтона «Потерянный рай» – Сатана. А кто является центральным «героем» его «Возвращённого рая»?

28. В какой стране расположены горы, в которых Бёрнс оставил свое сердце?

29. В стихотворении Бернса «Джон Ячменное зерно» воспевается стойкость, мужество, оптимизм простого народа, но, если рассмотреть произведение не как метафору, а как конкретное описание определенного процесса, то что это за процесс?

30. Кому из героев английской литературы 18 века пришлось совершить путешествие из Сомерсетшира в Лондон, пережить массу злоключений и узнать, наконец, каков его социальный статус?

31. Как мы называем высказывание, в котором мысль выражена в лаконичной, отточенной форме, которое отличается выразительностью и неожиданностью суждения?

32. Кто из английских писателей 18 века умер в Лиссабоне за год до того землетрясения, которое описано в «Кандиде» Вольтера?

33. Существовало ли продолжение у «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»?

34. Чей облик увидел Фауст в зеркале «Кухни ведьм»? Появляется ли этот персонаж позднее в трагедии Гете? Если да, то в каких именно сценах?

35. Какая деталь дамского туалета стала названием одного из поэтических произведений 18 века? Назовите автора произведения.

36. Немецкий поэт 18-19 в.в. написал балладу. Русский поэт 19 в. перевел ее на русский язык. Русская поэтесса 20 в. прокомментировала этот перевод. Назовите этих авторов и балладу, о которой идет речь.

37. Какое стихотворение Гете приписывают иногда Лермонтову, переведшему это стихотворение на русский язык?

38. Какой из романов 18 века написан в форме записок молодой девушки, отстаивающей свое право на свободу?

39. В каком произведении, какого автора жена троянского героя Гектора сталкивается с сыном убийцы своего мужа? Кто он?

40. В каком произведении нашли отражение события, имевшие место в жизни автора, но, к счастью, не повлекшие за собой трагических последствий, в отличие от героя романа? .

41. Кто создал оперы по мотивам следующих произведений 18 века?

а) «Севильский цирюльник» Бомарше б) «Женитьба Фигаро» Бомарше

в) «Манон Леско» Прево г) «Фауст» Гете

42. Кто из авторов 18 века призывал нас «возделывать наш сад»? Устами каких своих

персонажей?

43. Кто разработал темы и мотивы басен Эзопа в 17 веке?

44. Какое литературное направление 18 века создало культ чувствительного человека?

45. Кто из немецких просветителей создал концепцию эстетического воспитания

человека? Кто из русских классиков воспринял от этого автора мысль о том, что

«красота спасет мир»?

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ

1.Учебники, учебные пособия, справочные издания

 

История зарубежной литературы 17 века./ Под ред. Плавскина З.И.- М.: 1987.

История зарубежной литературы 17 века./ Под ред. Разумовской М.В. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2001.

История зарубежной литературы 18 века./ Под ред. Плавскина З.И. – М.: 1991.

История зарубежной литературы 18 века./ Под ред. Сидорченко Л.В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 1999, М.: 2001.

Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000: Учебное пособие. / Под ред. Андреева Л.Г. – М.: 2001.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь.- В 2-х ч. / Под ред. Михальской Н.П. –М.: 1997.

Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы 17-18 веков. Учебно-методическое пособие. - М.: 1996.

Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. - М.: 1998.

Введение в литературоведение: Учебное пособие./ Чернец Л.В., Хализев В.Е. и др. – М., 2004

Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. – М., 2007

Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. 17 век. Учебник. – М., 2004

Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. 18 век. Учебник. – М., 2004

 

2. Научные труды по различным проблемам зарубежной литературы

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: 1967.

Блудилина Н.Д. Запад в русской литературе XVIII века. – М., 2005

Блудилина Н.Д. Запад в русской литературе XVIII века. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2005

Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур. //XVII век в мировом литературном развитии. – М.: 1963.

Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. – М,, 1998

История всемирной литературы – в 8-ми т.т. - Т. 4 (17 век) - М.: 1987; Т.5 (18 век) - М.: 1988..

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII-XVIII веков. – Т.2 – М.: 1964.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: 1980.

Луков В.А. Предромантизм. – М., 2006

Михальская Н.П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX веков. – М., 2003

Перевод – средство взаимного сближения народов: Художественная публицистика. – М., 1987.

Обломиевский Д. Французский классицизм. – М., 1968.

Плавскин З.И. Испанская литература ХVII –середины XIX века. М., 1978.

Реморова Н.Б. В.А. Жуковский и немецкие просветители. – Томск, 1989.

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. – Киев, Одесса: 1983.

Эйдельман Н. Мгновенье славы настает… Год 1789. – Л., 1989.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.245 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь