Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древневосточные государства: Египет и Междуречье
В Древнем Египте раньше, чем в других странах возникло государство, и его возникновение было связано с характером хозяйствнной деятельности в долине Нила. Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, что тормозило развитие частной собственности и рабовладения. В IV тыс. до н. э. в связи с распространением меди и совершенствованием каменных орудий труда наблюдалось ускорение общественного развития и концентрация населения вокруг общинных центров – номов. В них создавались органы управления общиной, на базе которых постепенно формировалась государственная власть. Носителями этой власти постепенно во второй половине IV тыс. становились номархи, и на базе номов в Египте образовалось несколько десятков протогосударственных объединений, главной задачей которых была организация ирригационного земледелия. Наряду с этим номы вели войны с соседями, которые привели к концу тысячелетия к образованию из многих мелких двух крупных государств – Верхнего и Нижнего Египта. На рубеже IV и III тыс. до н. э. результатом войн стало объединение этих государств, а победивший царь Менес стал первым общеегипетским фараоном и основал единую столицу в Мемфисе. История Древнего Египта делится на несколько периодов-царств: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее. Раннее царство (начало III тыс.) похоже на племенной союз. Сохранялось общинное змлевладение, но центральная власть уже стала верховным собственником земли. Основное население – свободные крестьяне, а царь еще не выделялся среди могущественных вельмож (? - аристократическое правление) В результате войн появляются рабы (их первоначально называли “живые-убитые”). Продолжалась борьба Верхнего и Нижнего Египта. Происходило формирование государственного аппарата. В центре внимания правительства – организация ирригации. Сохранялись сильные позиции у номархов. Периоды истории Древнего ЕгиптаДревнее царство (XXVIII-XXIV вв.) – сильное централизованное государство. Происходит оформление восточной деспотии с неограниченной властью фараона и обожествлением (свидетельство - пирамиды). Члены царского дома назначаются на важнейшие государственные должности. Продолжается расслоение сельской общины и распространение рабовладения. Внутренние противоречия и усиление номов были причиной падения Древнего царства, после чего начался переходный период. В период Среднего царства (конец III тыс. – XVII в.) происходит оформление социальной структуры, усиление центральной власти, нормализация хозяйственной жизни. Новое усиление номархов и ослабление центральной власти, сопровождавшееся восстанием свободной бедноты и рабов около 1750 г. сделало Египет легкой добычей – происходит вторжение иноземцев и начинается новый переходный период под иноземным владычеством. Новое царство (XVI-XII вв. - расцвет; XI-VIII вв. – упадок) началось с успешных завоевательных войн фараонов, что привело к созданию мощной державы и расцвету Египта, обусловленных притоком материальных богатств и рабов из завоеванных стран. В XII в. происходит возвышение жречества и ослабление царской власти. Далее упадок продолжается, происходят вторжения врагов, Египтом правят иноземные династии. Позднее царство (VII-IV-I вв. до н.э.) – Египет находится под властью сначала персов, затем греков и в конечном итоге происходит его включение в состав Римской империи.
Древнгосударство Междуречья. Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств: Саргон I, основатель Аккадского царства (ок. 2250 до н.э.; Багдад, Иракский музей) Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений (Ур, Лагаш и др.). Древнейшее население - шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в течение 7 веков. В середине III тыс. до н. э. происходит возвышение Аккада, затем в конце III тыс. происходит завоевание аккадцами шумеров и образуется мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около века. В это время происходит формирование основ древневосточной деспотии (начиная с Саргона Древнего – XXIV в. до н. э.). Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватывают кочевники-амореи, опорным пунктом которых стал Вавилон. В начале II тыс. происходит возвышение Вавилона и образуется Старо-Вавилонское царство, которое постепенно расширяло свои владения. При 6-м царе Хаммурапи (1792-1750) Старо-Вавилонское царство переживает расцвет. При последователях начинается постепенный упадок и 1595 г. Старо-Вавилонское царство было уничтожено касситами, которые правили Междуречьем около 4 веков. Новое возвышение Вавилона происходит в VII-VI вв. до н. э., когда было образовано Ново-Вавилонское царство, но просуществовало оно недолго – в VI в. до н. э. оно было завоевано персами.
История Древней Индии Первые государственные образования возникли в долине реки Инд в конце III-начале II тыс. до н. э. - т. н. Хараппская цивилизация (2500/2300-1800/1700 гг. до н. э.). Из-за того, что не расшифрована письменность, трудно судить о государственности, но большинство ученых считают, что была. Цивилизация погибла по невыясненным до конца причинам. Во второй половине II тыс. до н. э. на Индостан пришли арийские племена, которые находились на стадии разложения первобытного строя. В начале I тыс. до н. э. начинается освоение железа, что приводит к ускорению темпов общественного прогресса, социальной и имущественной дифференциации. Это способствует формированию государственности. Процесс формирования государства растянулся в разных областях Индии до середины I тыс. до н. э. С усилением общественного неравенства вождь племени (раджа) подчиняет органы племенного управления, за эту должность ведется борьба среди аристократии, и вскоре она становится наследственной. По мере усиления власти царя-раджи падает роль народных собраний. Органы племенного управления превращаются в государственные, на их содержание собирается налог. В долинах рек Инд и Ганг большую роль играла организация ирригации, что способствовало объединению племен и повышенному значению хозяйственных функций формирующегося государства. Так постепенно на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования в форме монархий или олигархических республик, в которых политическое господство осуществлялось при помощи военной силы. Капитель Ашоки со львами на пилястре из Сарната (III в. до н.э.)Из нескольких десятков государств в IV в. до н. э. наибольшего могущества добилась Магадха. В конце века Магадха ведет успешные войны с соседями и производит объединение с соседними областями под руководством талантливого правителя Чандрагупты (с 314 г.), который стал основателем династии Маурьев. В правление Маурьев образуется империя, которую обычно называют по имени этой династии. Создание империи Маурьев имело благотворное влияние: происходит стирание племенных рамок, взаимодействие культур, ускорение экономического и общественного развития. Были заложены основы государственности, получившие дальнейшее развитие в последующие века. Наивысшего расширения империя достигает при царе Ашоке (сер. III в. до н. э.). После его смерти наблюдается упадок государства, происходит переход власти к другой династии (II в. до н. э.) и распад империи на множество мелких государств. Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на варны и касты. Это деление сформировалось в ходе разложения родовых отношений, в процессе социальной и имущественной дифференциации. Важным фактором было освящение этого деления религией – брахманизмом. В соответствии с религиозными представлениями древних индийцев бог-творец всего существующего Брахма создал людей из разных частей своего тела и предназначил их к разным видам деятельности. По наиболее распространённой богословской версии, Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бёдер и шудр — из ступней. Фактически родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны — брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну— вайшьев. В источниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами и кшатриями за политическое преобладание, также как и о сопротивлении, которое вайшьи оказывали брахманам и кшатриям, пытавшимся поставить племенное управление на службу интересам богатого меньшинства. Всё более частые войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Это были отбившиеся от своего племени люди, потомки побеждённых в обычных в этот период межплеменных войнах, вытесненных с мест, где они ранее жили, и лишённых, таким образом, основного средства производства — земли, и т. д. В период расцвета первобытнообщинного строя подобные «чужаки» или просто не принимались в общину и этим обрекались на гибель, или принимались и становились равноправными общинниками. Когда появилось общественное неравенство, чужаки если и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали в племенном собрании, так же как и в племенном культе: они не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рождёнными» в отличие от «единожды рождённых» шудр. Шудры составляли четвёртую, низшую варну. Границы между варнами, особенно между первыми тремя, резко обозначились только с течением времени. Это выразилось в ограничении возможности смешанных браков даже между «дважды рождёнными» различных варн, тогда как первоначально вступать в брак между собой запрещалось, по-видимому, только шудрам и «дважды рождённым». Основой системы варн являлось закрепление уже сложившегося общественного неравенства и установление порядка привилегированности, согласно которому высшей считалась варна брахманов, за ней шла варна кшатриев, затем — вайшьев и, наконец, — шудр. Так, если за убийство брахмана полагалось определённое материальное возмещение, как искупление греха, то за убийство кшатрия полагалась одна четвёртая его часть, за убийство вайшьи — одна восьмая, а за убийство шудры — одна шестнадцатая. За проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось наказание несравненно более мягкое, чем в обратном случае. Переход из одной варны в другую запрещался, так как принадлежность к варне определялась рождением. Впрочем, фактический переход из варны в варну всё же имел место. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т. е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух высших варн, причём исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трёх высших варн. Позднее вайшьи стали мало отличаться от шудр вследствие дальнейшего падения роли свободных общинников в общественной жизни. Линия раздела стала тогда проходить уже между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами—с другой. На самой низшей ступени среди свободных людей были " неприкасаемые" (чандалы и другие), находившиеся вне четырех варн. Термином для обозначения раба в Древней Индии было слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные. Рабство постепенно распространялось всё шире, число рабов росло. Обращение военнопленных в рабство стало делом самым обычным. Существовало и долговое рабство. Иногда обнищавшие свободные продавали в рабство своих детей или самих себя. Дети рабынь считались рабами; впрочем, если они были рождены от хозяина, то часто ничем не отличались по своему положению от других его детей. Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались ругательствами. Рабы исполняли самые тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п.
История Древнего Китая Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.
Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски — «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей — ванов.
В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.
6–5 века до н. э. — время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми — и в семье, и в государстве.
В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.
Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.
С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.
Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры — науки, литературы, искусства.
Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 6367; Нарушение авторского права страницы