Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества



Как следует из содержания предыдущей главы, представи­тели разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество — это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер, и само общество предстает как совокупность об­щественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они разви­ваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения чело­века. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обу­словливает основное содержание и направленность его дея­тельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся об­щественных отношений, в том числе социально-классовых, на­циональных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материаль­ных и духовных ценностей, их потребление, созидание необхо­димых условий жизни людей, равно как и их разрушение), про­исходит в процессе соответствующей деятельности — созида­тельной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения состав­ляют основное содержание их общественного бытия как реаль­ного процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом стоп общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовле­творению разнообразных потребностей людей, созданию усло­вий для их развития, проявления их творческих способностей

Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона — это то, что су­ществует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней от­носятся условия природной среды, потребности людей в пище тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определен­ном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, ко­торое каждое новое поколение людей застает уже сложившим­ся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей — это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно поясне­ние. К сознанию и воле понятие “бытие” применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в де­ятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличаю­щими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, ско­рее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение — идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общест­венной жизни.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей как ре­ального процесса их общественной жизни и их общественного сознания — один из основополагающих методологических во­просов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко обществ венное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески -преобразующей деятельности в собственных интересах.

Надо сказать, что проблема соотношения реальной жизни людей и их представлений о ней, о возможностях их влияния я происходящие в обществе процессы ставится и решается во многих философских концепциях, материалистических и идеалистических. Она по-разному решается, скажем, в рамках социологического позитивизма О. Конта и диалектического материализма К. Маркса, а также других философских доктрин. Уйти от ее решения при философском анализе развития общества невозможно.

Понятия “общественное бытие” и “общественное сознание” грают немаловажную методологическую роль в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих сторон — значит встать на путь научного познания общества ж сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную основу его разви­та. Содержание экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т.е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Коль скоро общественное сознание есть отражение общественного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный ха­рактер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с пози­ций социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений об­щественного сознания. Объективные причины этого коренятся в условиях общественного бытия людей, субъективные — в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества. Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями разных направлений (например, марксистами и представителям эмпирической социологии, а также структурно-функционального анализа и технологического детерминизма).

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвиже­ния и т.д. Поэтому любое современное общество придает раз­витию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уров­ня жизни людей, что означает не только достаточное удовле­творение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, соци­ального обеспечения и развития духовной культуры. Матери­альное производство создает необходимые условия материаль­ного обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, ре­шения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, исто­рическом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное произ­водство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных клас­сов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также эконо­мическими отношениями собственности на средства произ­водства и распределения создаваемых в обществе материаль­ных благ. Этим обусловлено деление людей на различные про­фессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе поли­тических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средства ми они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, про­изводство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воз­действуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздей­ствует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного произ­водства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого со­циально-политического и духовного явления оказывают влия­ние не только производственно-экономические, но многие дру­гие объективные и субъективные обстоятельства.

Способ производства материальных благ имеет две сторо­ны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — это прежде всего люди с их знания­ми, умениями и навыками к труду, а также средства производ­ства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осущест­вляется производство.

Производственные отношения есть отношения между людь­ми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники яв­ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. и, как хозяева, они нанимают для работы на своих пред­приятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных условиях. В зависимости от характера собственности — частной, коллективной, государственной — хозяевами предприятий Могут являться отдельные люди, различные коллективы и государство.

Производственные отношения — это также отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося раз­деления труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производ­ства, исходя из отношений собственности на средства произ­водства и его продукты, а также из условий оплаты труда рабо­тающих, зафиксированных в трудовом соглашении или кон­тракте. Итак, производственные отношения выступают как от­ношения между людьми по поводу производства, распределе­ния, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого про­изводства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельнос­ти, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоря­жении производительные силы, прежде всего способности про­изводителей (их знания, навыки, умения), а также возможнос­ти средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаменталь­ную проблему. От того, каким образом и насколько она реша­ется, зависит подъем производства и рост общественного бо­гатства, что создает возможности решения экономических, со­циальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его про­дукты. Они определяют социальный характер и направлен­ность общественного производства. Смена или же преобразо­вание отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных от­ношений. Это ведет и к изменению социального характера спо­соба производства, и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в об­ществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отно­шения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество — это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме- социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Из предыдущей главы видно, что подход к обществу как к со­циальной системе имеет место в социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Определенные взгляды на этот счет вы­сказаны М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и А. Тойнби. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Марк­са об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естествен­но в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономи­ческую формацию можно истолковать как общество на опреде­ленном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической систе­мой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-эко­номические формации, как первобытно -общинная, рабовла­дельческая, феодальная, капиталистическая и коммунисти­ческая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как каче­ственно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особеннос­ти развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны про­шли не через все, а через три или четыре из названных форма­ций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие “общественно-экономическая формация” позволило представить общество как целостную со­циальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации по­дзывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они являлись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.

Формационный подход к изучению общества может соче­таться с так называемым цивилизационным подходом, на­правленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилиза­ции. Выделяют так называемые западную и восточную циви­лизации, христианскую и исламскую цивилизации, современ­ную индустриальную цивилизацию и т.д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов раз­ных стран и континентов, а также ее региональные, нацио­нальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного разви­тия позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и многовариант­ном процессе.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь