Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шаваринского Игоря Сергеевича



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыки

Луданова Татьяна Владимировна

 

Кострома

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Становление отечественной школы симфонического дирижирования……………………..………………………………  
1.1. Развитие искусства симфонического дирижирования в мировой практике ……………………………………… 1.2. Основные исторические вехи развития отечественного дирижерского искусства ………………….    
1.3. Особенности отечественной школы симфонического дирижирования……………………………………………...  
Глава 2. Вклад Ильи Александровича Мусина в развитие отечественной школы симфонического дирижирования…….....  
2.1. Педагогическое наследие И.А. Мусина ….................
2.2. Труд И.А. Мусина «Техника дирижирования» …….
2.3. Ученики и последователи И.А. Мусина …………….
2.4. Всероссийский фестиваль симфонической музыки имени Ильи Мусина в г. Костроме …………........  
Заключение…………………………………………………………
Список литературы………………………………………………...

 

 


Введение

Актуальность исследования обусловлена интересом к истории становления отечественной школы симфонического дирижирования, которая непосредственно связана с развитием оркестрового исполнительского искусства в мире. Отечественные дирижеры-музыканты учились у своих зарубежных коллег, но, главное, исключительно своеобразно смогли интерпретировать и развить накопленный иностранными музыкальными школами опыт, дав миру имена выдающихся русских дирижеров симфонических оркестров.

Стремительное и целостное развитие любого творческого направления немыслимо без развития теоретической базы и методики. В развитии отечественной школы симфонического дирижирования огромная роль принадлежит Илье Александровичу Мусину, одному из основателей школы, значительно обогатившего сокровищницу мирового симфонического искусства своими теоретико-методическими трудами, среди которых особое место занимает книга «Техника дирижирования».

И. А. Мусин оставил после себя немало выдающихся учеников и последователей, среди которых и такая мировая знаменитость как Валерий Гергиев. Для нас, костромичей, особое значение имеет изучение творческого наследия Мусина потому, что он по рождению связан с костромской землей, на протяжении всей своей жизни с трепетом относился к своей малой родине, надеясь на расцвет выдающихся потенциальных творческих способностей своих земляков.

С октября 2008 года, по инициативе Государственной филармонии Костромской области и при поддержке Министерства культуры РФ и Администрации Костромской области, в Костроме проводится Межрегиональный фестиваль симфонической музыки им. И.А. Мусина, который включает в себя как конкурс молодых дирижеров, так и интересную и насыщенную концертную программу.

Цель исследования: рассмотреть творческую и педагогическую деятельность Ильи Александровича Мусина, оценить его вклад в развитие отечественной школы симфонического дирижирования.

Объект исследования: процесс становления отечественной школы симфонического дирижирования.

Предмет исследования: творческая и педагогическая деятельность Ильи Александровича Мусина.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть важнейшие периоды развития искусства симфонического дирижирования в мировой практике и основные вехи в истории развития отечественного дирижерского искусства.

2. Выявить особенности отечественной школы симфонического дирижирования.

3. Раскрыть творческую и педагогическую деятельность И. А. Мусина в развитие отечественной школы симфонического дирижирования.

4. Показать историческое значение педагогической деятельности И. А. Мусина (выдающиеся ученики, фестиваль имени Мусина в Костроме).

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды И. А. Мусина, материалы справочного характера (энциклопедии), материалы Департамента культуры Костромской области.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение исторической и педагогической литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении истории становления отечественной школы симфонического дирижирования, в целом, и оценке вклада Ильи Александровича Мусина в развитие отечественной школы симфонического дирижирования, в частности.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, педагогами-музыкантами различных музыкальных учебных учреждений, любителями музыки, интересующимися вопросами истории музыкального искусства и образования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (22 наименования).


Глава 1. Становление отечественной школы

симфонического дирижирования

Развитие искусства симфонического дирижирования

В мировой практике

Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить; англ. conducting) является одним из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства.

Дирижирование по видам исполнительских коллективов подразделяется на дирижирование оперно-симфоническим оркестром; дирижирование академическим хором; дирижирование народным хором и дирижирование военно-духовым оркестром. Сразу оговоримся, что наиболее сложным является симфоническое дирижирование. Подготовка дирижеров такого профиля требует филигранного освоения симфонического, оперного, балетного и камерного репертуаров, относящихся к различным национальным школам и периодам истории музыки. Необходимо добиваться совершенства мануальной техники и техники дирижирования, знания методики анализа партитур и исполнительской интерпретации. Для современного дирижера-профессионала исключительно важны как профессиональные и творческие, так и личностные, коммуникативные качества. [13, с. 21]

Хотя дирижёрское искусство в современном его понимании, как самостоятельный вид музыкального исполнительства, сложилось относительно недавно (2-я четверть XIX века), истоки его прослеживаются с древнейших времён. Ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения совместного исполнения музыки, преимущественно на однородных музыкальных инструментах, несколькими музыкантами под руководством человека с жезлом в руке.

На ранних этапах развития народно-хоровой практики дирижирование осуществлялось одним из певцов - запевалой. Он устанавливал строй и лад мотива («держал тон»), указывал темп и динамические оттенки. Иногда он отсчитывал такт, ударяя в ладоши или постукивая ногой. Подобные приёмы метрической организации совместного исполнения (притопывание ногами, хлопки в ладоши, игра на ударных инструментах) сохранились и в XX веке у некоторых этнографических групп.

В древности (в Египте, Греции), а затем в средние века было широко распространено управление хором (церковным) с помощью хейрономии. В основе лежала система условных (символических) движений рук и пальцев дирижёра, которые поддерживались соответствующими движениями головы, корпуса. Жесты дирижёра указывали также оттенки выражения и своей пластикой должны были соответствовать общему характеру исполняемой музыки.

Постепенно складывался новый способ дирижирования при помощи «баттуты» (палки), заключавшийся в «отбивании такта». «Шумное дирижирование» применялось и раньше. В Древней Греции руководитель хора при исполнении трагедий отмечал ритм стуком ноги.

В XVII - XVIII веках дирижирование осуществлялось музыкантом, исполнявшим партию генерал-баса на клавесине или органе. Дирижёр определял темп рядом аккордов, подчёркивая ритм акцентами или фигурацией. Некоторые дирижёры такого типа (И. С. Бах), помимо игры на органе или клавесине, делали указания глазами, головой, пальцем, иногда напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. Поскольку исполнение генерал-баса значительно ограничивало возможность непосредственного воздействия дирижёра на коллектив, с XVIII в. всё большее значение приобретает первый скрипач (концертмейстер). Он помогал дирижёру управлять ансамблем своей игрой на скрипке, а по временам прекращал игру и использовал смычок как палочку (баттуту). [6, с. 71]

Со 2-й половины XVIII в. дирижирующий скрипач- концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля (К. Диттерсдорф, Й. Гайдн, Ф. Хабенек). Этот способ дирижирования долго сохранялся в XIX в. в бальных и садовых оркестрах, в небольших танцевальных оркестрах народного характера. Огромной популярностью во всём мире пользовался оркестр, которым руководил дирижёр-скрипач, автор известных вальсов и оперетт И. Штраус (сын).

Развитие симфонической музыки, усложнение состава оркестра требовали освобождения дирижёра от участия в общем ансамбле с тем, чтобы он мог сосредоточивать всё своё внимание на руководстве остальными музыкантами. Среди первых дирижёров, введших в практику дирижёрскую палочку, были И. Мозель (1812, Вена), К. М. Вебер (1817, Дрезден), Л. Шпор (1817, Франкфурт-на-Майне, 1819, Лондон).

Первыми крупными дирижёрами, выступавшими в разных городах с «чужими» оркестрами, были Г. Берлиоз и Ф. Мендельсон. Одним из основоположников современного дирижирования (наряду с Л. Бетховеном и Г. Берлиозом) следует считать Р. Вагнера. По примеру Вагнера дирижёр, ранее стоявший за своим пультом лицом к публике, повернулся к ней спиной, что обеспечивало более полный творческий контакт дирижёра с оркестром. Видное место среди дирижёров того времени принадлежит Ф. Листу. Ведущее положение в конце XIX - начале XX вв. занимала немецкая школа дирижирования, к которой принадлежали и некоторые выдающиеся дирижёры венгерской и австрийской национальности (X. Рихтер, Ф. Мотль, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер, а также К. Мук, Р. Штраус). [4, с. 73]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь