Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чувственное и рациональное познание, интуиция
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. · знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; · знание как познавательно-значимая информация; · знание как отношение человека к действительности. 6. Виды знаний: · Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) · Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира · Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) · Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы) · Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении · Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. · Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности 7. Формы знаний: · Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание · Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами · Донаучное – прототип, предпосылки научного знания · Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием · Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки · Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
6 Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина? ».
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) · Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) · Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) · Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) · Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. 2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: 1. соответствие знаний действительности; 2. то, что подтверждено опытом; 3. некое соглашение, конвенция; 4. свойство самосогласованности знаний; 5. полезность полученного знания для практики. Аспекты истины:
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы); 2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); 3. научный эксперимент. Функции практики: 1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); 2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); 3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности); 4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
7 Мышление и деятельность.
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер) 2. Различия деятельности человека и активности животного
5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы Виды действий по М. Веберу: · целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.); · ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); · аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.); · традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) 6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) 6.3 учение (познание нового) 6.4 общение (обмен идеями, эмоциями) 6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога 6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель 6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное 6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый 6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная
7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая) 7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная 7.3 По характеру: репродуктивная – творческая 7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная 7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная 7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная 7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная 7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя · комбинирование, · воображение, · фантазия, · интуиция
Потребности и интересы В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека · Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. · Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. · Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Существует несколько классификаций интересов: по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности; · с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; · социализация. 1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. 3. Виды ответственности: · Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.; · Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. · Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей. · Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная) Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы