Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ограниченное открытое внушение



 
 


По Эрнесту Л. Росси, этот тип внушения предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых гипнотической реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения).

 

Например:

“Вы можете учиться разными способами”.

“Некоторые позы могут оказаться весьма комфортными”.

“Существует много способов работать”.

Упражнение 42

Подумайте о различиях между трюизмом и ограниченным открытым внушением. В чем заключаются особенности их воздействия?

 

 

Внушение, охватывающее все возможности класса

 


В этом случае должны быть рассмотрены все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществить реальный выбор. И, что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим — именно тем ответом, который наиболее подходит пациенту.

 

Например:

“Я не знаю, станет ли легче одна из ваших рук или обе руки, или одна за другой; или одна или обе руки нальются тяжестью; или вы почувствуете покалывание или какое-то другое ощущение, или что-то другое, или же вы вообще ничего не почувствуете”.

“Я не знаю, что именно использует ваше бессознательное для поиска решения: не знаю, оперирует ли оно слуховыми образами, зрительными, ольфакторными или какими-либо другими; или же оно использует некоторые слова, которые я произношу; или ощущения, которые вы обретаете сейчас; или ничего из этого, или что-то иное”.

Упражнение 43

Пациенту, желающему сбросить лишний вес, для решения этой проблемы перечислите все возможности в рамках одного класса.

МЕТАФОРА

 


“Корабль вспахивает море”

Эта известная фраза, принадлежащая Аристотелю, является одновременно и примером, и этимологическим объяснением слова “метафора”:

 

Через (мета) моря корабль переносит (форейн) путника.

 

Специалисты, практикующие Новый Гипноз, часто используют способ, позволяющий переносить пациентов от опасных берегов сознания к глубоким и спокойным водам бессознательного, в поисках ресурсов, необходимых для изменения.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

 


Терапевтическая метафора — это послание на нескольких уровнях. История, сказка, идея, фраза, жест могут иметь два значения. Первое, явное, обращается к сознанию пациента. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному.

Пациенту предоставляется реальный выбор, так как второй смысл может быть и принят, и не принят.

Если послание не проходит на этом бессознательном уровне — ничего не сделано, но и ничего не потеряно.

Метафора имеет более или менее точную цель, очень “активизирующую”, если она проходит на уровне бессознательного.

Самая лучшая метафора — та, которую нам подсказывает сам пациент и которую терапевт конструирует в ходе гипнотического сеанса.

Упражнение 44

Конструирование и использование метафор подразумевает использование разнообразных техник, которым не место в учебнике начального уровня.

Тем не менее, вы можете потренироваться в нахождении метафор и использовать их в терапевтической фазе в случаях:

l функционального колита,

l страха провала перед концертом у пианиста,

l импотенции у мужчины.

 

 

Основное в вербальных терапевтических внушениях

 

Теперь вы умеете обращаться с мобилизующими вербальными внушениями с терапевтической направленностью.

Другие открытые внушения, охватывающие все возможности класса, дают вам многочисленные возможности сориентировать пациента на работу, которую он осуществит в атмосфере дозволенности.

 

Метафора — вербальное внушение, относящееся к косвенным внушениям, наиболее приятное как для клиента, так и для терапевта. Метафора действует на нескольких уровнях, и ее скрытое воздействие оказывает активизирующее влияние на бессознательные процессы.

Милтон Г. Эриксон учил своих учеников доверять своему бессознательному при конструировании метафор. Следуйте его совету.

 

В терапевтической фазе используются также и другие средства:

l невербальные внушения;

l паузы и молчание.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВНУШЕНИЯ

 


Сеанс гипноза — это взаимодействие, и действующие лица в нем не нейтральны.

Жесты, поведение, установки, интонации голоса — все это активные средства общения. Жест терапевта по отношению к его пациенту может иметь очень большое значение.

Невербальные внушения чрезвычайно многочисленны и отчетливо воздействуют на бессознательном уровне. Они различным образом могут использоваться действующими лицами — сознательно или бессознательно.

 

Например:

Положение терапевта относительно пациента имеет очень важное значение. Некоторые гипнотерапевты предлагают своим пациентам лечь; тем самым они способствуют возникновению чувства подчиненности. Мы не думаем, что это верно. Предпочтительнее, чтобы пациент (и терапевт! ) занимал сидячее положение.

Каталепсия — невербальное внушение, в большинстве случаев хорошо принимаемое пациентом.

Установка терапевта, его забота о другом, ожидание с надеждой, тщательное наблюдение имеют большое значение и оказывают необходимое влияние на пациента.

Пациент, который, сам не зная почему, кашляет, без конца двигается в кресле или принимается беспричинно хохотать, использует невербальный язык, очень часто выражающий сопротивление.

Интонации голоса терапевта при внушении, выделение им определенных слов, играют важную роль.

Упражнение 45

Поупражняйтесь в расшифровке информации, предоставляемой на невербальном языке пациентами или людьми вашего окружения.

Каталепсия

 


Каталепсия — один из специфических гипнотических феноменов, характеризующийся сохранением положения тела, которое оператор придал клиенту. Наиболее классическая и наиболее удобная для пациента форма — каталепсия руки.

Каталепсия представляет интерес во многих отношениях:

l она действует как внушение;

l стабилизирует гипнотический транс;

l может стать для пациента ратификацией;

l благоприятна для гипнотерапевта.

 

Каталепсию не следует применять систематически.

Упражнение 46

Убедившись в эффективности вашего наведения, предупредите пациента, что приподнимете его запястье — это не будет его беспокоить.

Возьмите запястье пациента большим и указательным пальцами, приподнимите его, одновременно сгибая локоть и приближая кисть к плечу, подержите несколько мгновений в этом положении и постепенно отпускайте запястье, используя при этом вербальное отвлечение.

Левитация

 


Левитация представляет собой наиболее очевидное практическое использование идеомоторного феномена. Идеомоторный процесс, в свою очередь, это естественное явление, осуществляемое в большинстве наших действий, когда мы бодрствуем: покачивание головой, вздох, улыбка, слюноотделение и т.д.

Мысль вызывает движение. Гипнотический транс усиливает это явление.

Использование транса в форме левитации руки представляет в гипнозе интерес во многих отношениях:

l когда работает только воображение клиента, без физического воздействия оператора;

l клиент сам определяет момент начала левитации;

l клиент позволяет реализоваться этому движению;

l клиент, испытавший левитацию, легко воспроизводит ее, и это облегчает работу по самогипнозу;

l левитация сопровождается ощущением у пациента комфорта;

l левитация стабилизирует транс.

Упражнение 47

Мы советуем вам самим испытать левитацию в самогипнозе. Сядьте в удобное кресло, руки положите на колени, почувствуйте расслабление и комфорт, фиксируя свой взгляд на одной из кистей рук.

По истечении некоторого времени вы почувствуете в одной из рук мышечные микродвижения.

Ваши пальцы, возможно, захотят раздвинуться; возможно, один из них попытается слегка приподняться.

Позвольте осуществиться этому легкому раздвиганию или приподниманию.

Усильте его, представив, что приподнимаете руку на несколько миллиметров так, чтобы между вашей рукой и бедром можно было просунуть листок бумаги.

Представьте, что вокруг приподнимающегося запястья завязана шелковая нить, к другому концу которой привязаны один, два или три воздушных шарика, наполненных гелием.

Шарики потянут ваше запястье вверх, делая руку все более и более легкой, и она поднимется.

Хорошенько представьте себе этот образ, и когда у вас возникнет ощущение подъема, не подавляйте его, не тормозите.

Чтобы закончить упражнение, вам надо лишь позволить руке спокойно опуститься в исходное положение.

В этот момент вы должны сделать глубокий вдох, который позволит вашей руке обрести обычный тонус.

Паузы

 


Паузы очень легко использовать, поэтому они часто употребляются в повседневной практике.

Паузы могут изменить смысл фразы двояким образом.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь