Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.
Проблема истины волнует ученых с древнейших времен: Платон отделял истинное знание (эпистеме) от обыденного мнения (докса). Аристотелю принадлежит определение истины, которое впоследствии получило название классического. Оно гласит: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Р. Декарт - французский ученый XVII в., считал главным критерием истины ясность мысли и ее соответствие эмпирическим данным — ощущениям. И. Кант пытался найти критерий истины в самом познании. Он утверждал, что критериями истины являются всеобщность и необходимость. Г.В.Ф. Гегель обосновывал положение о том, что истина не является чем-то определенным раз и навсегда, она процессуальна, т.е. развивается по мере развития человеческого знания. К. Маркс - высшим критерием истины является практика. Философский прагматизм - истинно то, что является полезным. Эстетический критерий истины - внутреннее совершенство теории, ее простота и четкость. Логический критерий истины - истинными являются положения, выводимые из набора принятых аксиом. Мы с вами, как сторонники материалистической теории познания, исходим из того, что истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины». Объективная истина — это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Субъект познания, его познавательные возможности обусловлены определённым уровнем развития общества и его практики, ограниченного опытом человечества на данное время. Значит, в процессе познания необходимо учитывать момент субъективности истины. Субъективная деятельность является формой проявления и формой развития самого объективного содержания. Истина как процесс является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. В широком понимании — абсолютное знание обо все мире. Это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении он является элементом достигнутого знания. Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина — это истина, в которой правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Современный материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Важнейшим критерием истины выступает практика. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Если человек руководствуется в своей практике истинным знанием, то он сможет достичь запланированных результатов. В противном случае именно практика позволит человеку прийти к выводу, что знание, приведшее его к совершению практических ошибок, является ложным. Истина как знание, соответствующее действительности, является одной из наивысших ценностей исследований в области социально-гуманитарных наук. Истина в СГН имеет свою специфику, обусловленную более сложным, многофакторным, динамичным по отношению к знаниям естественно-техническим. В силу этого она обладает большей плюральностью (множественностью) и интервальностью истин в данной сфере наук. При этом плюральность не означает множественность адекватного знания по отношению к одному и тому же изучаемому социальному явлению. Плюральность в данном случае означает, что при изменении (порой незначительном) параметра изучаемого объекта истинное знание (выводы, заключения) может быть диаметрально противоположным предшествующему. Однако в социально-гуманитарных науках зачастую невозможна точная фиксация как условий существования изучаемого социального объекта, так и использование точных величин при получении выводов. Выводы здесь могут быть результатом интуитивного постижения изучаемого объекта, они есть достояние индивидуальной работы сознания, а истина, добытая при этом, относится к классу экзистенциальных истин. Экзистенциальная истина характеризует момент озарения, когда сквозь завесу повседневности человеку открывается истина его бытии как бытия-к-смерти. Эти драматические минуты связаны с перерывами бездумного существования безликого человека, втянутого в безличное бытие. Перед человеком встают вопросы о смысле его существовании и о том нравственном выборе, который человек делает, когда ему от крывается, становится явленным смысл жизни, высшая ценность чс ловеческого бытия. Экзистенциальная истина не постигается чисто ло гическими средствами, она есть результат переживания, интуитивною прозрения, духовного кризиса. Экзистенциалисты утверждают, что ис тина открывается человеку в пограничных состояниях между физиче ской, интеллектуальной, моральной жизнью и смертью. Выбор, который человек делает, и есть результат постижения экзистенциальной истины, которая для каждого индивида — своя. Экзистенциальные смыслы бы тия несводимы к формальной логике и феноменам чистого сознании, как это имеет место в математике и формальной логике. Особенностью человеческого бытия — его временность, а переживание временности своего бытия — путь к постижению экзистенциальной истины. Данный феномен послужил основанием отделения немецким историком культуры В.Дильтеем (1833-1911), естественных наук где применяется объяснение (вывод, построенный на рациональности, предполагающей точность и однозначность), от гуманитарных, где все построено на понимании (познании, основанном на смутном ощущении, интуитивным видении изучаемого объекта). Понимание как метод познания осложняет процедуру получения истинного знания в социально-гуманитарных науках, поскольку нужны определенные усилия, чтобы отделить в полученных выводах субъективные напластования, от объективного знания. Как отмечает по этому поводу немецкий философ Х.-Г. Гадамер(1900-2002), основоположник философской герменевтики, присутствие субъективности настолько органично в социально-гуманитарных науках, что должно «мыслиться как необходимый составной момент истины»/ Истинность может проявляться в каждом типе социального научного (и не только) знания: социальном факте, гипотезе, теории. Но наивысшее воплощение истинность получает в теории - целостном и строгом представлении о закономерностях социального мира. Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарном познании. Классическую концепцию истины называют теорией соответствия или корреспондентской теорией истины. Эта концепция истины связывает с соответствием простое копирование реальности. В классической концепции истины проводится различие между утверждениями и просто повествовательными предложениями: истина связывается не с любыми повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений. Однако не все утверждения являются носителями истинных знаний. Неклассический взгляд на социальную истину предполагает противопоставление классической монологичности (и как следствие, монополии на истину) диалогичность в форме конструктивного взаимодействия различных точек зрения, взглядов, идей. Истинность любого знания, и социального в частности, имеет исторический (временной) характер. История социально-гуманитарных наук знает множество примеров пересмотра (иногда существенного) взглядов, считавшихся правильными (истинными) по отношению к взглядам на человека и общество. Особенно это касается экзистенциальных (индивидуальных) представлений о человеке и обществе: вспомним хотя бы радикальные изменения социально-политического мировоззрения русских философов Ф.М. Достоевского, ГЛ. Федотова, СЛ. Франка и др. от марксизма к философскому идеализму, и от него к православию. В СГН большое значение имеет вопрос критериях истинности. Этот вопрос в методологии науки в общем виде решен давно, но можно ли считать практику критерием истины в данной сфере человеческого познания? Очевидно, что практика социальной жизни составляет сама социальная действительность - экономические, политические, правовые, нравственные, художественные, научные, религиозные отношения. Является ли практика абсолютно универсальным критерием? Вряд ли, т.к. интервалы, границы, в которых проявляется истинность той или иной социальной теории, концепции очень подвижны. Сама социально—гуманитарная сфера многофакторна, многовекторна, длинамична, обусловлена присутствием субъективного (человеческого) фактора. Вопрос о ее доказанности, а, значит, правомерности очень решают другие субъекты, которые могут придерживаться других социальных концептуальных установок. Во второй половине XIX - начала XX вв. марксистское видение социального мира было очень популярным миропредставлением, но уже в то же время были критические замечания, основывающиеся на других теоретических концептах, ставящие под сомнение правильность многих его фундаментальных положений. Это можно проследить на примере марксистского видения социального мира, прошедшего этапы от слепого поклонения до полного неприятия. Касаясь вопроса о соотношении «абсолютной» и «относительной» истины в социальном знании, отметим, что, специфика социального познания и мироконструирования выражается в том, что в социально-гуманитарной сфере имеет место тяготение к созданию глобальных абсолютистских концепций в силу особенностей социально-гуманитарного знания. Вопрос об абсолютности и относительности истин в социально-гуманитарном познании еще раз возвращают нас к важному вопросу об определении границ, в рамках которых действуют те или иные теории, концепции, гипотезы в данной отрасли научного знания. В СГН наиболее очевидно, что достижение истины связано с полемикой, дискуссиями. История познания, по меткому определению А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими. Наряду с понятием «истина» в социально-гуманитарном знании используется понятие «правда». На протяжении XIX века правда понималась как основная цель идейных исканий русских мыслителей и философов. Искать правду, бороться за правду - провозглашалось делом жизни, в ней усматривался, прежде всего, нравственный аспект. Социальный опыт, основанный на здравом смысле, позволяет обыденному сознанию через категорию «правда» подниматься до понимания сущности многих сторон общественной жизни, формировать верные представления о современных событиях в области политической, художественной, научной сферах жизни общества. Сознательное и преднамеренное искажение истины характеризуется понятием «ложь». Ложное высказывание говорит о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В отличие от лжи, которая есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено исторически ограниченными возможностями познания. Заблуждение есть компонент не только научного познания, но и оценки людьми происходящих социальных событий. Здесь причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, косность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-исторической практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы