Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 55 А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»



Урок 55 А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»

Цели урока: познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; учить составлять конспект статьи учебника; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ учащимися статьи учебника «Историзм И. А. Бунина».

2. Беседа по вопросам.

– Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»?

– Какое время отражено писателем?

– Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?

– Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя: страницы биографии писателя.

В 90-е годы XIX века «властителями дум» мыслящего русского общества, как мы уже отмечали, были такие титаны литературы, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

На рубеже нового века приходят в литературу талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев и др. Это младшее поколение писателей-реалистов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сторону действительности, ставит в своих произведениях проблемы, выдвинутые временем.

На предыдущем уроке мы начали разговор о творчестве И. А. Бунина, сегодня наш рассказ о А. И. Куприне, творчество которого проникнуто пафосом защиты личности.

(На экран проецируется портрет Куприна с указанием даты жизни и смерти.)

Обратите внимание на эти даты: они практически совпадают с годами жизни Бунина. Мы уже говорили, чтó это были за годы...

Шла к неотвратимой развязке русско-японская война (1905 г.). Пал Порт-Артур. Бездарные генералы проигрывали одно сражение за другим. Становилась все очевиднее гнилость самодержавного режима. В стране нарастали волнения. Пришла ужасная весть о разгроме русского флота при Цусиме. Возможно, именно поэтому самой злободневной темой стала тема жизни русской армии.

В тогдашней литературе об армии писали редко и, как правило, по отдельным, частным поводам. Перу же Куприна принадлежало произведение, полное самых широких обобщений. Действие его повести «Поединок» происходит в мирные годы, в основу сюжета положены воспоминания писателя о собственной службе в пехоте в 1890–1894 гг. Однако современники нашли в повести объяснение причин военных поражений России Николая II.

Военную среду Куприн знал с детства. Маленьким ребенком он лишился отца и как сирота из дворянской среды, не имеющей средств к существованию, был помещен в закрытое учебное заведение – кадетский корпус. Затем 2-годичное военное Александровское училище, и 20-летний Куприн в чине подпоручика, младшего офицера, был направлен в полк. Он сразу же почувствовал себя чужаком среди офицеров, сразу увидел жестокость казарменного режима, бесправие солдат.

С юных лет он мечтал стать писателем. Еще юнкером, курсантом училища, опубликовал свой первый рассказ. В начале 90-х годов в полку он задумал когда-нибудь написать «повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Осуществление этот замысла начал с цикла небольших военных рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход», «Куст сирени» (с которым мы познакомимся сегодня на уроке). В них он рассказал о страданиях солдат, вскрыл казарменную бюрократию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства. Нарисовал и образы тех немногих честных офицеров, кто осмеливался противостоять, протестовать против несправедливости.

Рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, успех которого был исключительный, небывалый. А между тем ко времени опубликования «Поединка» Куприн уже был известным писателем. Его знали как автора повестей «Молох» и «Олеся», его ранним рассказом «Белый пудель» и поныне зачитывается детвора.

К 1902 году, выйдя в отставку, Куприн несколько лет провел в скитаниях по Руси, затем переехал в Петербург, стал писателем-профессионалом. Работа над повестью подвигалась медленно, трудно. Куприн писал кровью сердца. Он сам страдал, рассказывая горькую правду о разложении всего военного механизма царского самодержавия, о невозможности солдата раскрыть свои дарования.

«Солдат не браню, обвиняю начальников», – устами одного из героев говорит нам автор. Кто они, офицеры армии Николая I?

– Вспомните рассказ Толстого «После бала». Куприн, продолжая Толстого, рассказывает: с кадетских парт им внушали кастовую спесь, чувство превосходства над всеми, кто не носит офицерских погон. Знаний им почти не дали, и Пушкин для них всего лишь «какой-то шпан» (так презрительно именовали штатских). Считается молодечеством изругать или побить ни с того ни с чего штатского человека. На страницах «Поединка» вспоминают такой случай: пехотный подпоручик насмерть зарубил шашкой студента в танцзале за то, что тот толкнул его. Остался безнаказанным, и любая расправа могла сойти с рук, потому что офицерство – опора престола, столп самодержавия.

Военное сословие с его призрачной доблестью, по глубокому убеждению писателя – не единственное исключение из общего порядка вещей. Прогнил весь буржуазный мир, почти каждое ремесло служит несправедливости. Устами своего героя Куприн говорит о самых разных профессиях. Адвокаты должны были бы помогать угнетенным и обиженным, педагоги – воспитывать доброту и благородство, врачи – избавлять от болезней и страха. Но все они стали равнодушны к людям, погрязли в «холодной и мертвой формалистике».

Бессмыслица военной службы, подчеркивал автор «Поединка», неизбежно делает офицеров «низменными, трусливыми, глупыми... Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». «Ему приказывают: стреляй, и он стреляет, – кого? за что? Может быть, понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает. В этой горькой характеристике офицерства все справедливо, порукой тому собственный опыт Куприна в пехотном полку. Продолжая разговор об офицерстве, А. И. Куприн отмечает, что представление о рыцарстве и отваге дворяне и офицеры связывали с дуэлью. (Помните пушкинского Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»? ) Считалось позором не принять вызов. Рассуждали так: оскорбление смывают только кровью. Но в смертельном бою часто погибал не тот, кто нанес оскорбление, а тот, кто был оскорблен. Выдвигали и еще один аргумент в пользу дуэлей: они будто бы способствуют выработке храбрости и сознания чести. В 1894 г. военное ведомство узаконило дуэли. Участие в поединке больше не подлежало наказанию, более того, оно считалось обязательным для офицера, если за дуэль высказывался офицерский суд.

Можно ли было этим путем повысить нравственность тогдашнего офицерства? Чтобы у офицеров возросло сознание чести, нужно было немедленно раз и навсегда покончить с неуважением к солдату, с рукоприкладством. Офицеры, без сомнения, стали бы храбрее, если бы знали, что связаны с народом, что защищают правое, справедливое дело.

Дуэль в русской армии в конце XIX – начале XX века была превращена в развлекательный кровавый спектакль. Съезжались офицеры, полковые дамы, вызывали даже фотографа. И вот на глазах у всей этой толпы какой-нибудь несчастный юноша-подпоручик получал рану в живот и умирал в мучениях. А у него, порой, на содержании были старушка-мать и сестра...

Когда «Поединок» вышел в свет, один начинающий литератор обратился к Куприну с просьбой рассказать о том, как он пишет. Отвечая ему, Куприн сформулировал главные правила, которыми он считал непреложными для себя как писателя-реалиста:

«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что ты в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши!

Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись в «поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты – репортер жизни».

Эти слова Куприна дают представление, сколь нелегок и радостен литературный труд, с каким уважением нужно относиться к русской речи. В полной мере они сохраняют свое значение и сегодня.

После опубликования «Поединка» Куприн начал резко вмешиваться в политическую жизнь. В 1905 году он участвовал в сборе средств для нужд революционных организаций, выступал на благотворительных вечерах, и почти каждое его выступление производило сенсацию. Полиция установила над писателем негласный надзор, но запугать его не удалось. Он продолжал борьбу.

Ему довелось быть свидетелем зверской расправы адмирала Чухнина над матросами восставшего крейсера «Очаков». Прямо в бухте Чухнин разбомбил крейсер, устроил страшный пожар, в котором сгорело несколько сот матросов. Смело и гневно Куприн выступил против палача, опубликовав взволнованную статью «События в Севастополе». За эту статью его привлекли к уголовной ответственности, потребовали немедленного выезда из Крыма. До отъезда в Петербург он успел совершить еще один отважный поступок: укрыл несколько уцелевших матросов с «Очакова» – они чудом спаслись, их разыскивали власти.

В рассказе «Сны», написанном в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве, Куприн говорил, что часто видит один тяжкий сон: свою бедную, прекрасную, удивительную родину – изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой. Но мужеством и оптимизмом звучали вдохновенные заключительные строки:

«Я верю: кончается сон, и идет пробуждение... Идет день свободы! »

Куприн прожил еще много лет, он умер в 1938 году. После «Поединка» он написал десятки рассказов и повестей, среди которых такие шедевры, как «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема». Были у Куприна и ошибки, самая тяжкая из которых – эмиграция после Октябрьской революции. Лишь незадолго до смерти тяжелобольной писатель вернулся на родину, москвичи его радушно приветствовали, и он повторял: «Я беско-нечно счастлив».

3. Знакомство со статьей учебника (с. 67–68), составление плана (или выписать основные факты и даты).

4. Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» с последующим его обсуждением по вопросам.

– Понравился ли вам рассказ? Что привлекло вас в этом произведении?

– Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви?

– Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?

Домашнее задание: продолжите в тетради таблицу (с. 75, учебник), подготовьте сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых; напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова? »; индивидуальное задание: подготовить сообщение о «босяцких» годах в жизни Горького.

 

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938)

Творчество Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.

В программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого рекомендуют изучать творчество А.И. Куприна с 5 класса («Белый пудель» - для чтения и изучения; одно произведение на выбор: «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»).

Затем учащиеся обращаются к творчеству Куприна только в 11 классе. Дети с удовольствием читают произведения А.И. Куприна, активно вступают в обсуждение. А почему бы не продолжить изучение творчества писателя в 8 классе? Тема любви находит отклик в душах детей. Думается, интересно будет читать рассказ «Куст сирени»: и объём маленький (позволяет прочитать текст на уроке), и тема заинтересует всех.

Урок 2

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; запись романса С.В.Рахманинова «Сирень».

Ход урока.

Звучит романс Рахманинова.

- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?

(Весна, радость, чувство счастья.)

- Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о полюбившихся героях рассказа «Куст сирени». Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.

-Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,

равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

- Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)

- Как же не хочется расставаться с героями. Дома вы готовили творческие пересказы.

(Проверка домашнего задания: спросить 2-3 человека, оставшиеся работы учитель проверяет после урока).

 

Цель: Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Задачи:

Обучающие: Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей. Учить связному ответу на вопросы

Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.

Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.

Ученики читают строки о любви (домашнее задание)

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой)

Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. А.С. Пушкин   Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. М.Ю. Лермонтов О, как убийственно мы любим, Как в бурной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф.И. Тютчев.

2 СЛАЙД. Слово учителя. Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Любовь для писателя – основа всего существующего. Один из героев Куприна говорит, что «это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

3 СЛАЙД. Сообщение темы и цели урока.

Дома вы познакомились с рассказом А.И.Куприна « Куст сирени». Это один из ранних рассказов Куприна, но уже в нём видны лучшие качества прозы писателя– психологизм, увлекательный сюжет, многозначительность детали.

Сегодня, опираясь на текст рассказа, мы попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит своих героев, каково авторское отношение к персонажам.

4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. Куприна «Куст сирени»?

– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)

5 СЛАЙД.

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени. С. Мекшен

– Прежде чем перейти к анализу рассказа, давайте выясним лексическое значение слова «психологизм» (обращаемся к толковому словарю).

6 СЛАЙД.

Анализ рассказа

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.

Проверка домашнего задания

– Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику. (ТАБЛИЦА)

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

– Как Вера пытается разрядить обстановку?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. Она начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние? (Нет)

– Как это передаётся?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

Вывод:

– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?

– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Какой необычный выход находит Верочка?

– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям

– Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. )

– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

7 СЛАЙД. таблица

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

8 СЛАЙД

– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

9 СЛАЙД.

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

10 СЛАЙД.

– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

– Какие строки текста подходят к иллюстрации?

– Чем же заканчивается эта история?

– Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.

– Из чьих уст мы слышим его характеристику?

– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.

1. («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

2. (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

12 СЛАЙД.

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. Автор любуется ими.)

13 СЛАЙД.

– Не случайно автор и наделяет своих героев такой замечательной фамилией

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты. 9 февраля 1888 г.

– Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», стараясь показать чистоту отношений между людьми. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека. Куприну жаль расставаться с любимыми героями.

– Почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

Не случайно и заканчивает Куприн рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.

14 СЛАЙД.

Итог урока

– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Я думаю, что несмотря на то, что рассказ « Куст сирени» короткий, его содержание никого не оставило равнодушным.

Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).

 

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», портрет писателя, сборники рассказов.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

I. Определение темы урока.

Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви. На доске открывается тема урока.)

II. Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

(Выявить взгляд Куприна на любовь; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».)

III. Изучение новой темы.

Слово учителя.

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

Вопросы на читательское восприятие.

· Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

· Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).

· « Любовью дорожить умейте…» – звучит тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).

Исследование по тексту.

· Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

Аналитическая беседа.

· Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.154 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь