Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ОБЩЕСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ



Раздел I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ОБЩЕСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Тема № 1. Реформы общества как предпосылки рождения прессы

Процесс постоянного возрастания роли и увеличения информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, в конце XX в. шел параллельно с процессом развития и совершенствования технологий накопления и распространения информации. Это привело к информационной революции. В истории развития цивилизации было несколько таких революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации вели к преобразованию общественных отношений.

Первая революция связана с изобретением письменности, она дала возможность передавать знания из поколения к поколениям.

Вторая обусловлена изобретением книгопечатания в 1450 г., которое радикально изменило индустриальное общество и его культуру.

Третья (конец XIX в.) вызвана изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, возможность оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Первая революция привела к пражурналистским явлениям, вторая – к возникновению газет, третья – к появлению радиовещания и телевидения.

Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности – могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8 – 6 тысячелетий до н.э.). С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей (в Греции – Демосфен, в Риме – Цицерон).

Но в больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны, поэтому всегда шел поиск письменного информирования. Так, например, в древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые таблицы складывались в архив.

Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. (При Цезаре с помощью выбеленных досок оперативно сообщали о решениях сената, при императоре Августине на досках стали публиковать и светскую хронику. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т.д.) Но и стены, и камни, и папирусные свитки, и дорогостоящий пергамент – все это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, т.е. первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»).

Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского – хлопок): впервые полученная в Китае еще в I – II вв. н.э., она оказалась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X в. через арабских купцов в Европе, сменив там пергамент, а на Руси – бересту.

Во второй половине XV в., с изобретением Гутенбергом печатного станка (1450), стали повсеместно появляться типографии: в Италии – 1465 г., Швейцарии – 1468 г., Франции, Бельгии, Венгрии, Польше, Чехии и Англии, Австрии и Дании, Швеции и Португалии. Появились материально-технические предпосылки к возникновению масс-медиа.

Зарождение журналистики было вызвано тремя актуальными потребностями: политической – была нужда в средстве управления обществом и государством; идеологической – в эффективном инструменте идеологической борьбы, экономическом – в источнике коммерческой информации

Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и вошло в обиход слово «газета». Подобные бюро создаются и в других европейских городах.

В XVII в. печатные газеты возникают во многих странах Европы.

Первая европейская газета была выпущена в 1605 г. в Антверпене типографщиком Абрагамом Фергувеном. В 1631 г. врач Теофраст Ренодо при поддержке кардинала Ришелье стал выпускать в Париже еженедельник «Газет»? Первая ежедневная газета начала издаваться в Лондоне только в 1702 г. Само слово «газета» - итальянское. «Газетой» называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI в. был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям. Требуя за каждый экземпляр «газета». Важность прессы на рубеже XVI – XVII вв., когда формировались капиталистические отношения, росла международная торговля, развивались наука и культура, шли процессы распространения грамотности и централизации почты, признавалась повсеместно. Недаром Наполеон в каждой из завоеванных стран немедленно основывал официальную газету.

Газеты начинают публиковать политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используемое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными кругами. Одним из отражений этой борьбы стали политические памфлеты, порожденные Английской буржуазной революцией XVII в.

Вскоре появились и журналы. Первый из них, называвшийся «Журнал ученого», вышел в 1655 г. в Париже.

На Руси первым письменным документом стали летописи. На рубеже XV – XVI вв. творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «текущий»). «Курантами» обычно назывались голландские периодические органы XVII в., откуда и было заимствовано называние русских рукописных газет.

Из донесений заграничных агентов в московском посольском приказе составлялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться «Курантами». А с 1731 г. начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражениях, о взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги – «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей). Составлялись «Куранты» два-четыре раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность такого протоиздания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся людской молвой.

Тема № 5. Процесс монополизации прессы. Российские империи СМИ

Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по раз­ным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.

Российские империи СМИ

Контролируется РАО ЕЭС

(председатель Правления А. Чубайс, Президент медиа-холдинга — руководитель РЭН-ТУ И, Лесневская)

• Телекомпания КЕК-ТУ - (70 % акций РЕН-ТВ);

• Телеканал КЕЫ-ТУ;

• Региональная телесеть.

Коммерческие масс-медиа

Аргументы и факты (Владислав Старков): «Аргументы и факты», «Интерфакс-АиФ», «АиФ-здоровье», «АиФ-любовь», «Арт-фонарь», «Я-молодой! » и др., а так­же сеть региональных приложений.

Совершенно секретно: газеты «Совершенно секретно», «Версия», журнал «Лица».

Московские новости (Виталий Третьяков): «Московские новости» (еженедель­ник издается на русском и английском языках), ежедневная газета «Время-МN» (фи­нансируется Сбербанком, Внешторгбанком, ММВБ, Еврофинанс — компаниями, крупным акционером которых является Центробанк), радиостанция «Максимум».

Московский комсомолец (Павел Гусев, московское правительство финанси­рует создание сети региональных изданий): газеты «МК», «Час пик» (Санкт-Пе­тербург), провинциальные выпуски «МК»; журналы «МК-Бульвар» (49 % акций принадлежит банку «Московский»), «Деловые люди».

Издательский дом «Экономическая газета» (Юрий Якутии): газеты «Экономи­ка и жизнь», «Экономическая газета», «Финансовая газета», «Промышленно-эконо-мическая газета», всего 39 изданий; журналы «Журналист», «Чудеса и приключения».

ЗАО «Виктор Шварц и К»: «Тайная власть», «Частная жизнь», «Очная став­ка», «Врачебные тайны», «Женские дела», «Поле чудес».

Сергей Лисовский (президент ассоциации региональных телевещателей — РАРТ): Телевидение — телекомпания «Первый московский канал» (бывший 31 канал), журна­лы «ТВ-парк», «КИНО-парк», рекламные агентства «Премьер СВ», «ОРТ-реклама».

Альфа-ТВ (Альфа-груп и Сергей Лисовский): телеканалы МузТВ, СТС-8.

Индепендент Медиа (управляющий Дерк Сауэр, среди владельцев есть ино­странные инвесторы): «Москоу Таймс», «Санкт-Петербург Таймс», «Капитал»; журналы «Плейбой», «Космополитен», «Гудхаускипинг», «Харперс базаар» (вы­пускает русскую версию по соглашению с владельцами), а также Русское радио и информационное агентство «Скейт-пресс».

Издательский дом «Бурда»: журналы «Соо1», «Сооlgirl», «Лиза», «Вот так! », «Автомир» и др.

Региональные медиа-холдинги

«Провинция» (владелец Издательского дома — Борис Гиллер, начинал за­ниматься медиа-бизнесом в Казахстане; по данным аудита Национальной тираж­ной службы РФ, общий тираж всех газет холдинга вырос со 100 тыс. экземпляров в 1998 г. до миллиона экземпляров весной 2000 г.). В «Провинцию» входят еже­недельники: «Десница» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Вологда), «Хронометр» (г. Иваново), «Хронометр» (г. Кострома), «Провинци­альный репортер» (г. Липецк), «Проспект» (г. Нижний Новгород), «Новое Ом­ское слово» (г. Омск), «Яикъ» (г. Оренбург), «Орловский меридиан» (г. Орел), «Газета Дона» (г. Ростов-на-Дону), «Мещерская сторона» (г. Рязань), «Пульс Поволжья» (г. Самара), «Саратовский Арбат» (г. Саратов), «Амурский меридиан» (г. Хабаровск), «Караван РОС» (г. Ярославль), «Янтарный караван» (г. Кали­нинград), «Ямская слобода» (г.Тюмень), «Сибирский календарь» (г. Красноярск), «Томь» (г. Кемерово), а также еженедельная газета на русском языке, выходящая в Германии.

«Ведомости-Медиа» (группа Арама Габриэляна, который впервые начал за­ниматься медиа-бизнесом в Ульяновске). В медиа-холдинг входят газеты «Дело­вой мир» и «Московские ведомости», а также почти 30 газет в 22 регионах России.

Группа «КОМОК»: газеты «Комок», выходящие в разных городах России, а также детская газета «Комочек».

Вопросы для самопроверки

Каково ваше мнение о значении «Ведомостей»? Почему они выходили нерегулярно, малым тиражом, а затем их выпуск был передан Академии наук?

Вопросы для самопроверки

Что такое «макрекерство»?

Тема № 17. Интернет

Конец XX столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычай­но перспективного средства массовой информации — глобальной компьютерной сети «Интернет». Его история начинается с 1969 г., когда, выполняя заказ Мини­стерства обороны США, объединились первые четыре американские компьютер­ные фирмы. В 1973 г. к ним подключились Англия и Норвегия, а в 1992 г. — новое слияние: АRPANet объединилась с сетью CSNnet Национального фонда США. Это и стало рождением Интернет, в которой — две основные технологии: электронная почта и всемирная паутина на 100 тысяч серверов. Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ. В «паутину» в последнее время пришли все ведущие информационные аген­тства, многие издательства, рекламные агентства, представлены политики, многие правительства и парламенты. Свои странички имеют американский и российский президенты. Появилась специфическая журналистика, основные жанры которой - дайджесты новостей и обозрения. В глобальной сети широко представлены рос­сийские печатные издания и радиостанции. Пользователь (предприятие или част­ное лицо) может получить текущие материала российской прессы — интервью, ре­портажи, хронику, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций.

Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого тра­диционного средства массовой информации. Уже сегодня многие фирмы, предпри­ятия пользуются электронными версиями газет (их называют еще газетами элект­ронного формата — с текстом, цветными фотографиями, звуком и видеобразами). Достоинство электронной версии — в возможности углубленного изучения инте­ресующей темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о по­ступлении дополнительной информации, общественном резонансе.

Технология поиска несложна. Надо войти в одну из поисковых систем (к при­меру, Рамблер, впи­сать в окошко запроса русскими буквами название газеты, журнала или телерадио­компании и нажать кнопку «поиск», (либо «до»). И тогда открываются все ссылки на сайты с упоминанием этого издания или самого издания. Скажем, в окно запроса вписано слово «ведомости», и поисковая система выдает целый список: Деловая га­зета «Ведомости», «Санкт-Петербургские ве­домости», «Тюменские ведомости» и т.д. В каждой из поисковых систем можно открыть раздел СМИ и осуществить поиск, поставив птичку в клеточке «с учетом раздела». Если, проделав такую операцию, написать, к примеру, слово «Урал», то поисковая систе­ма выдаст Веб-еженедельник «Виртуальный Урал», Медиа-группу «КП-Урал», приложение к «Деловому Уралу» — газету о Челябинской области «Народный де­путат». Или в окно «Rambler» Вы вписываете по-русски два слова «Журналисти­ка. Учебник», и получите информацию, что учебник по журналистике есть на сай­тах виртуальных магазинов «Воlего», «Мistгаl», «Базар. Интернет-портал», «Теле-радиокурьер», «ОZON».

За короткое время — с ноября 1999 г. до июня 2000 г. число российских пользо­вателей Интернетом (Рунетом — русским Интернетом), по данным агентства «Мо­ниторинг», выросла с 5, 4 до 9, 2 миллиона человек. Конечно, этого недостаточно. Для сравнения: Интернетом дома и на работе пользуются 40 % американцев, шве­дов, финнов, 33 % немцев, 18 % испанцев, 4, 5 % населения Южно-Африканской Республики. Сказывается низкий уровень компьютеризации и использования телефонных каналов связи, не способных технически обеспечить современные ско­рости передачи данных. Среди россиян-пользователей Интернетом специалистов с высшим образованием — 34 %, студентов и учащихся — 27 %, предпринимателей — 7 %, обслуживающего персонала — 7 %, руководителей —1%, рабочих и кресть­ян — 5 %, домохозяек — 4 %, военных и милиционеров — 4 %, безработных — 3 %, пенсионеров — 2 %. Их интересуют новости (30, 7 % пользователей), наука и обра­зование (21, 1 %), бизнес и финансы (19, 6%), информация о товарах и услугах (19, 1%), поиск работы (14, 3%).

Российский Интернет развивается весьма активно. Уже в 2000 г. 50 телеком­паний, программ и передач, 60 радиосайтов, свыше 30 информационных агентств предлагали свое содержание пользователям Интернета. В нем представлены более 1200 газет и журналов, причем треть их существует только в сетевом варианте. В Интернете было создано информационное агентство «Страна.РУ», которое пред­ставляет официальную версию и, кроме того, располагает региональными отдела­ми — их деятельность посвящена семи федеральным округам России. Сегодняш­ний Интернет предвосхищает некоторые черты будущего электронного общества (э -общества). Доступ к газетам, умение читать и понимать их стали в середине XIX в. своеобразными показателями грамотности формировавшегося индустриального общества. Приходящее ему на смену общество — постиндустриальное, информа­ционное, цифровое, электронное требует от специалиста и активного гражданина достаточного уровня медиаобразования, основанного на Интернет- и компьютер­ной грамотности.

Организации, фирмы используют 1п1егпе1; для укрепления своего имиджа че­рез формирование фирменного стиля; информирования общественности путем предоставления оперативной информации; установления и поддержания взаим­ного общения; поддержания обратная связи; изучения общественного мнения.

В Интернете организация представлена через сайт, создание которого являет­ся довольно сложным процессом. Его можно разделить на несколько этапов: опре­деление целей, определение целевой аудитории, создание информационной архи­тектуры, подбор материалов, разработка дизайна, обработка материалов, техничес­кая реализация, обновление информации, отслеживание обратной связи. На первом этапе определяются цели вхождения в глобальную сеть: информирование, поддер­жание обратной связи с общественностью, создание имиджа и т. д. Что же касается целевой аудитории, то по характеру воздействия сайт может быть направлен на внешнюю аудиторию, и тогда нужно выделить общественные группы со специфи­ческим интересами, на которые следует ориентироваться; на внутреннюю (напри­мер, на сотрудников компании или организации, работающих в разных филиалах, разбросанных территориально) или на обе аудитории одновременно (тогда для внутренней аудитории выделяют в сайте особую область, защищаемую паролем). Информационная архитектура — это подробная схема сайта, определяющая коли­чество страниц и уровней, местоположение текстов, картинок, движущих изобра­жений, звуков, создание системы навигации (поиска). При подборе материалов (от текстов и звуков до видеороликов) учитывается их привлекательность, эстетичность и соответствие определенной теме. Разработкой дизайна лучше всего заниматься профессиональному дизайнеру, поскольку внешний вид сайта играет исключитель­но важную роль. Все в нем — от цветовой палитры до вида шрифта — должно соот­ветствовать фирменному стилю. Если на сайте есть музыкальное сопровождение, то и оно должно отвечать общему настроению. Не следует перегружать страницы боль­шим количеством картинок, движущихся изображений и различных шрифтов. Это утомляет посетителей и уменьшает скорость загрузки информации.

Собственные сайты журналистов посвящены подробностям их карьеры и их областям охвата. Сайт фирмы, организации должен иметь раздел для прессы, регулярно обновляться и быть удобным для пользователя. Пресс-офис фирмы, компании обычно содержит изложение миссии компании, финансовую информацию о ней, другие данные и статистику, элементы ее фирменного стиля (логотип, товарный знак и т.д.), биографии руководителей, технические характеристики продукции, фото­графии менеджеров и товаров, пресс-релизы, статьи и комментарии, сборник офици­альных документов, номера телефонов и адреса электронной почты.

Программа роста

На очередном заседании правительства области рассмотрена комплексная программа социально-экономического развития Ростовской области. Министр экономики, международных и внешнеэкономических связей А.М. Брюховецкий озвучил приоритеты в решении проблем. Это развитие экономики области в целом и агропромышленного комплекса в частности, а также получение большой прибыли, которая будет направляться на социальные нужды. В перечне региональных целевых программ, принимаемых к финансированию, из областного бюджета, - стабилизация демографической ситуации, развитие системы образования, повышение занятости населения, поддержка молодежи… Главное, прогнозируется экономический рост, но темпы его из-за возрастающих объемов производства, износа оборудования, неопределенности цен составляют 4 – 6 проц. в год. Валовой региональный продукт увеличился на 7 проц., промышленность дает прибавку в 10 проц. Возрастает прибыль, причем основная ее масса будет получена в промышленности («Молот»).

 

Новостью для читателей в этой интерпретирующей информации является развернутый мини-комментарий, в котором анализируются экономика области и представлен прогноз экономического роста валового регионального продукта.

Интерпретирующую информацию, в которой присутствует анализ, комментарий, выводы, обобщения и прогноз, пока редко можно встретить в программах телевидения и радио, да и в журнальной и газетной периодике доля такой информации не так уж весома. Однако в последние годы интерпретирующая информация стала востребована.

Если журналист использует цитаты, ссылки на высказывания государственных деятелей, предоставляет материал для анализа, при этом в его тексте присутствуют важные аргументы, то его информация носит характер базисный. Это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, религиозного и другого общезначимого характера.

Пример базисной информации:

Наши первые «Ведомости»

В начале января 2003 года мы отметили 300-летие выхода первой российской печатной газеты. Петр Первый, отношение к новшествам которого сегодня неоднозначное, приложил руку и к делу информирования широких масс о том, что вершилось во время его правления. Указ об учреждении первой русской печатной газеты «Ведомости», о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах, был подписан в декабре 1702 года.

Первый номер газеты, которую Петр Первый готовил собственноручно, вышел 2 января 1703 года. Само название газеты гласило о том, что уже тогда великий преобразователь понимал, что замыкаться в пределах пусть еще не существовавшего Садового кольца не стоит…

Так не будем забывать об истинном назначении газет, каким оно и задумывалось отцом-основателем – «извещение оными о заграничных и внутренних происшествиях» («Молот»).

Значение базисной информации исключительно велико. И пока юридические законы, их отдельные нормы несовершенны, нравственные основы журналистской информации будут иметь первостепенную важность. Однако тираж печатных изданий, в основе которых именно такая информация, очень низкий, всего 1, 0 млн. экземпляров.

Таким образом, одной из важнейших профессиональных обязанностей журналиста является творческая работа над созданием журналистской информации. Необходимо отметить, что журналистское творчество все больше и больше становится полифункциональным. В силу места журналистики в структуре производства массовых информационных потоков, оно ассимилирует определенные закономерности других видов производства массовой информации. Журналисты оказываются способными при подготовке массовых информационных потоков замещать и авторов рекламных текстов, и научных популяризаторов. Необходимость сотрудничества с представителями других областей творчества не снимается: «притоки» должны действовать непрерывно и нести в себе все многообразие текстов массовой информации, нужных для общества. Поэтому помимо авторской работы, на плечах журналиста лежит весь круг забот, связанных с производством массовых информационных потоков.

 

Вопросы для самопроверки

В книге Ф. Сиберта, Т. Питерсона и У. Шрама «Четыре теории печати» речь идет об авторитарной, либертарианской, советской теориях и теории социальной ответственности. Как реализуются сегодня эти теории?

Ответственности

Чтобы заботиться о своем имидже, журналисту следует реализовывать в своей практике теорию социальной ответственности и главное ее требование - переводить конфликт в дискуссию. Следование этой теории станет преградой информационным войнам и борьбе компроматов. С этой целью важно соблюдать правовые нормы российского законодательства о журналистике и кодекс этики российского журналиста.

Для редакции — это неукоснительное соблюдение особо важных статей Закона «О СМИ»

Статья 50. Скрытая запись

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод
человека и гражданина,

2) если это необходимо для защиты общественных
интересов и приняты меры против возможной
идентификации посторонних лиц,

3) если демонстрация записи производится по решению
суда.

Для журналиста - соблюдение правового статуса. Это не только права и обязанности, предусмотренные статьями 47 и 49 закона «О СМИ», но и

Вопросы для самопроверки

Тема № 28. Верстка и печать

 

Журналист создает произведения, качественный уровень которых оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю рукопись начинает с помощью техники, по технологическим цепочкам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секретариат, в котором ответственный секретарь читает и редактирует материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, контролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспечивает прохождение газеты через типографию… А телерадиопередачи готовятся совместными усилиями сценариста, режиссера, оператора, звукорежиссера, звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т.д.

Сегодня мы рассмотрим газетное производство. В последние годы в России укреплялась демократическая система СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества. Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) – комплексы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и издательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели электронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакциях ведется обработка текстов, иллюстраций, рекламных материалов. Для настольного издательства требуется мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее распечатывающее устройство, лучше всего, лазерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предоставляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. Типографии остается только печать – конечная стадия производства тиража газеты. Туда передается уже репродуцированный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с иллюстрациями или без них.

Допечатный процесс

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: удобства (чтения – для читателей, создания и оформления – для журналистов); экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления – все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как набор текста и подготовка иллюстративного материала; верстка – процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; печать.

Производство издания начинается с его основы – текста. Текст набирается на компьютере, для проверки орфографии в клавиатуре работающего компьютера нажимается клавиша F7 или нажимается курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего, выбирается гарнитура – комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные), наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные), плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), емкости (число знаков в строке), размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения – типографских пунктах (более крупная единица – квадрат, равный 48 пунктам). (Более подробно об этом – рассмотреть на практических занятиях).

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаемым, следует применять не больше двух гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равен двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45 – 50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами 9апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инструментов монитора на соответствующие клавиши – по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять фамилии от инициалов: цифры, образующие одно число (если две цифры 1999 – 2000, то тире остается в первой строке); сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении0, знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20 проц., п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте курсивом (светлым или полужирным0, прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которого обычно 16 – 24 кегля. Эти и другие графические способы (изменение формата, набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрации и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире – остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками; в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса в текстовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1: 3 до 1: 12. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов (начинаются с 16-го кегля) определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры; начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Раскрыв газету, читатель, прежде всего, обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура, и об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонтирование снимка непосредственно в текст.

При традиционном (некомпьютерном) способе, готовя иллюстрации к печати, работник типографии фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран – раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в оригинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер через сканер; с помощью оптического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужна ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. (Заметим, что с перенесения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография.) Внедрение в журналистику электронных технологий переработки изображений взамен фотохимических процессов существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации.

Подключение в сети Интернет позволяет принимать множество разнообразной информации и нужные иллюстрации и включать их в издание. При всех способах, традиционных и компьютерных, важно проследить, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной формы (прямоугольник интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано се лишнее). Компьютер успешно помогает решить эти проблемы. К примеру, в снимках заставочного характера изображение можно представить в виде мозаики, а можно сделать имитацию текстуры (полотно, камень, песок).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь