Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новгородская и Псковская Феодальные республики.



Общая характеристика: Новгородско-Псковская земля располагалась на северо-западе Руси. По занимаемой площади она могла бы сравниться с современной Францией. Кроме того, обширные колониальные владения Новгорода тянулись далеко на север и северо-восток - до Северного Ледовитого океана и Урала. Именно на этой территории возникло одно из первых государств восточных славян - Славия. Объединение Новгорода с Киевом положило начало созданию Древнерусского (Киевского) государства.

Общественный строй феодальных республик. Социальная структура Новгородской республики была по тому времени довольно своеобразной для Руси. Как уже отмечалось, княжеского домена на новгородчине не образовалось. Господствующий же класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары для экспорта. Феодалы жили, как правило, в Новгороде, имели большие усадьбы, где кроме них проживали зависимые ремесленники, мелкие торговцы, челядь. Кроме феодальной ренты (чаще оброка), бояре получали доходы от торговли, ростовщичества, поборов с колоний.

Первоначально бояре пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего в роли коллективного феодала. Однако к ХIУ в. сложилось уже и индивидуальное землевладение боярства. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права занимать высшие выборные должности в республике -посадника, кончанского старосты (старосты концов города).

Крупными земельными собственниками выступали архиепископ Софийского собора (Новгородский “владыка”), высшее духовенство, монастыри и церкви. При этом монастырское землевладение росло достаточно быстро. Многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души. Часто монастыри покупали землю, а нередко и просто захватывали как общинные, так и незанятые. В то же время монастыри крайне редко отчуждали свои владения. Да и вообще дробление земель, свойственное светскому землевладению, у церковного землевладения почти полностью исключалось.

Обширные земельные владения давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Более того, церковь объявила себя покровительницей торговли. Самое крупное корпоративное объединение новгородского купечества - “Ивановское сто” - существовало при церкви Ивана Предтечи на Опоках. При церкви действовал и купеческий суд, разбиравший тяжбы по купеческим делам. Там же хранились эталоны мер - “локоть иванский”, “гривенка рублевая”, “скалвы (весы) вощальные” и т.д.

Крупнейшие бояре и купцы “ставили” церкви в Новгороде, встраивая в них помещения для хранения ценностей. В свою очередь, новгородские и псковские церкви и монастыри владели обычно, кроме отдаленных деревень, землями в пригородах, угодьями для рыбной ловли и т.д. и сами вели торговлю через собственные торговые лавки в городе. Иногда лавки сдавали в наем.

Кроме того, новгородское духовенство имело право на так называемую “десятину” от торговых пошлин и от вир и продаж (судебных штрафов), получало доходы от эксплуатации колониальных и зависимых народов. Оно играло большую роль в политической жизни республики и теснейшим образом было связано с боярством.

Еще одной группой господствующего класса были житьи люди - средние феодалы, так же, как и бояре, занимавшиеся еще и торговлей. Однако главным, что определяло их статус, было именно землевладение. Тем не менее, житьи люди, хотя были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности. До ХIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярством.

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. В основном это были владельцы мелких и мельчайших вотчин, соразмерных крестьянским наделам. Около четвери звоезе5мцев обрабатывали землю своим трудом без помощи половников и холопов, около трети - оставляли свои владения в пользовании крестьян и не жили в вотчинах. Большей частью своеземцы жили в городе. В сельскую общину они не входили, а пользовались привилегиями члена городской общины.

Характерной особенностью в феодальных республиках являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета. Вотчинник сохраняет связи лишь со своей городской общиной.

Таким образом, в Новгороде трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но так или иначе купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля. Однако, как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами. Купечество объединялось в корпорации, или, как их называли, “сотни”

Центрами корпораций обычно выступали церкви. Например, корпорация, объединенная вокруг новгородской церкви Иоанна Предтечи, построенной на купеческие деньги, объединяла весьма зажиточных купцов: только вступительный взнос равнялся 50 гривнам серебра (около 10 кг серебра).

Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост (причем сразу трех): один от житьих и “черных” людей (впоследствии тысяцкий) и два от купцов. Старосты разбирали как внутрицерковные проблемы, так и споры иванских купцов с иностранными и новгородскими купцами. Иванская организация в решении своих дел была вполне самостоятельна и посадник не участвовал в рассмотрении таких споров. И таких корпораций купцов в Новгороде было несколько.

Основное население Новгорода состояло из мастеров, учеников, ремесленников и наймитов - так называемых “старейших” и “молодших”, или “черных”. Как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом. В то же время они являлись основной массой городского населения, платившей подать, несшей повинности по строительству и ремонту городских построек, укреплений, дорог и т.д. Им были присущи вольнолюбивые нравы. Не случайно история Новгородской республики характеризуется острой классовой борьбой, неоднократно принимавшей форму открытых вооруженных выступлений городских низов и крестьян.

Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов.

Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В документах они именуются смердами. Они выполняли повинности в пользу государства, платили налоги. Монастырские крестьяне иногда именовались сиротами.

Крестьяне, зависимые от отдельных феодалов, как правило, смердами не именовались. В зависимости от характера хозяйства и вида феодальной ренты существовали различные группы крестьян: изорники - пашенные крестьяне, огородники и кочетники - рыбаки, отдававшие феодалу половину урожая. Поэтому их еще называли половиниками. Их объединяло еще и то, что они жили не на своей земле, а в “селе” господина. Они не были еще в полной мере крепостными, но закон уже устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, в так называемое Филиппово заговенье (14 ноября по старому стилю), после выплаты всех долгов. Одновременно господин не имел права выгнать изорника в другое время.

Смерды жили, как правило, общинами. Наиболее бесправными среди крестьян были закладники, попавшие в кабалу к феодалам в связи с разорением и тяжелой нуждой. Были и холопы (рабы), которые чаще всего использовались в домашнем хозяйстве. Господин нес ответственность за своего холопа, уплачивая штраф даже тогда, когда преступление было совершено до поступления в холопство.

Государственный строй: Новгородско-Псковских земель серьезно отличался от государственного строя других русских земель и его можно определить, как феодальная (боярская) республика. Новгород, в знак независимости от княжеской власти, даже стал именоваться “Господин Великий Новгород”, а Псков, после получения независимости, - “Господин Псков”.

Юридически высшим органом власти считалось вече - собрание полноправных жителей мужского пола главных городов. При этом участие крестьян или жителей других городов не предусматривалось.

Новгородское вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой стороне города или на Софийской площади. В Пскове вече собиралось на площади перед Троицким собором. Зачастую вече проходили бурно. Есть немало сведений о многочисленных стычках новгородцев на вече. Иногда разногласия были столь велики, что собирались два веча: одно на Софийской, другое на Торговой стороне, а потом шли навстречу друг другу, чтобы уже врукопашную на Большом мосту через Волхов выяснить, кто же прав. Иногда только вмешательством духовенства удавалось предотвратить кровопролитие.

Функции веча были весьма разнообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа, решало вопросы призвания князей, оно же и “указывало им путь”, вершило суд, рассматривало основные внутри- и внешнеполитические мероприятия, принимало законы. Для ведения дел имелась вечевая администрация -вечевые дьяки, вечевая изба, вечевые грамоты скреплялись печатью “Господина Великого Новгорода”.

Вече не было систематически созывавшимся органом. Оно собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету - “осподе”. В Осподу, или Совет господ в Новгороде и Господу во Пскове входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, “старые” (т.е. бывшие) посадники и тысяцкие, канчанские старосты, соцкие. Возглавлял Совет “владыка” - архиепископ Софийского собора, Его мог заменять архимандрит - настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. В Пскове в Совет бояр входил и князь. Если учитывать, что боярство и духовенство держали в своих руках не только землю, но и ключевые позиции в торговле, ремесле, занимались ростовщичеством, а “владыка” имел даже свое воинское формирование, то можно сделать вывод, что все это способствовало реальному усилению влияния боярского Совета.

Боярский Совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики. И как бы то там ни было, именно готовившие повестку дня и проекты решений вече высшие должностные лица во многом предрешали, что “приговорит” вече. Решения, которые готовил Совет господ для веча, как правило, принимались. Так образом Совет проводил политику, угодную боярству.

Ученые считают, что если на начальной стадии существования Новгородской республики вече не только представляло все слои городской общины и защищало их интересы, но и проводило политику на ограничение княжеской власти, то уже к ХV в. оно становится не только менее представительным, но и уже превращается в орган, через который боярская олигархия проводит свои решения. Используя то, что на вече решения принимались единогласно, боярство умудрялось отвергать неугодные ему решения и добивалось, используя различные методы (конечно, прежде всего экономические), для проведения через вече своей политики.

На псковском вече обстановка была иной. Отсутствие крупного боярского землевладения в республике не позволяло боярству сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Военная же опасность, постоянно угрожавшая Пскову, усиливала роль князя, что также ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове значительно в большей степени учитывало интересы городской общины.

Большую роль в управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же 10 сотен не набиралось. Четко разграничить обязанности посадника и тысяцкого трудно: посадник выполнял многое из того, что входило в обязанности тысяцкого. Немцы, правда, в своих документах посадника именовали бургграфом, т.е. начальником города, а тысяцкого - герцогом, подчеркивая тем самым его принадлежность к военной администрации.

Посадник избирался из знатных боярских фамилий. Конечно, по существу его избрание предрешалось на заседании боярского Совета. Пока он занимал свою должность, он назывался степенным (т.е. сидевшим на “степени” - трибуне во время веча). Когда избирали нового посадника, прежнего именовали старым, но он продолжал входить в состав боярского Совета. Посадник обычно служил “пока люб”. Смена посадников вызывалась, как правило, распрями между боярскими родами. Будучи, по сути дела, главой республики, посадник председательствовал на вече, вел международные переговоры, а также участвовал в суде, контролировал князя, в военное время возглавлял полки.

Тысяцкий также избирался на вече из знатнейших и аристократических фамилий. Эта должность встречается в летописи впервые под 1191 г. В “Рукописании князя Всеволода” тысяцкий также упомянут как выборный от житьих и “черных” людей староста церкви Иоанна Предтечи. Деятельность тысяцкого была связана прежде всего с торговлей и судом по торговым тяжбам. Однако он решал и другие вопросы управления, помогая посаднику. Он следил за созданием городского ополчения и вместе с князем и посадником стоял во главе вооруженных сил Новгорода. Постепенно и эту должность прибрали к рукам бояре. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог - поралье.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Он избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Новгородцы добились, чтобы он не назначался митрополитом, а избирался на вече. Точнее, вече избирало трех кандидатов, жребий же решал, кто именно из них будет “владыкой”. Митрополит лишь утверждал волю новгородцев. Владыка осуществлял не только управление новгородской епархией и церковным судом. Он выполнял и светские обязанности: хранил казну и архив, возглавлял дипломатические переговоры. При Софийском храме содержался специальный “владычный” полк - постоянная вооруженная сила новгородского боярства.

Установление феодальной республики тем не менее не упразднило окончательно князя как политическую фигуру в Новгороде. Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на “осподе”. Затем кандидатура предлагалась вечевому собранию. Князь, согласившийся княжить в Новгороде, должен был подписать договорную грамоту, в которой подробно регламентировались его права и обязанности.

1) По договорам князь прежде всего не имел права приобретать землю и раздавать ее своим приближенным. Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создавали своего домена в республике.

2) Князь не мог отнимать земли у их владельцев по своему произволу, не мог судить без посадника (тяжбы по торговым делам между боярами и купцами были изъяты из княжеской юрисдикции).

3) Князь не имел права ставить “белые” слободы и места для сбора мыта (торговой пошлины).

4) Князья не могли торговать с иностранцами без посредничества новгородских купцов, не имели права издавать законы и по своей инициативе объявлять войну или заключать мир.

5) Ограничивались князья и в таком существенном при феодализме праве, способствовавшем увеличению феодально-зависимого населения, как прием закладников.

6) Не могли князья и принимать жалобы на “осподу” от городского люда и холопов (боярство не хотело допускать непосредственных контактов князя с горожанами).

Тем не менее князь был важной фигурой в Новгороде, одним из его высших должностных лиц. Организация защиты республики от внешних врагов - главнейшая цель приглашения князей в Новгород. Князья были военными специалистами, обладали обширными знаниями. Особенно большое значение имели функции князей в период борьбы с агрессией ливонских рыцарей и шведов. В это время, как известно, новгородцы пригласили княжить выдающегося полководца и дипломата князя Александра Ярославича Невского. Князь возглавлял собственную дружину, жившую, как и он, вне города, на Городище, и стоял (но вместе с посадником и тысяцким) во главе всех вооруженных сил новгородцев.

Вместе с посадником князь выполнял и другие важные функции - судебную, административную (назначение местной администрации, контроль за ней). От имени князя и посадника (и всего Новгорода) заключались договоры с иноземными государствами.

За свою деятельность князья получали доходы: “дар” с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода; часть судебных и проезжих (за право проезда) пошлин; пользовались угодьями для охоты, рыбной ловли, сенокосами. Все это регламентировалось договорами со скрупулезной точностью.

Новгородская феодальная республика была огромной по масштабам средневековой Европы страной. Она достигала Белого моря и простиралась за Уральские горы. Сам Новгород был крупным, густо населенным городом, возникшим в результате объединения нескольких поселений. Город делился на пять “концов” в соответствии с исторически возникшими посадами: Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский и Гончарский.

“Концы” подразделялись на “сотни”. Всего их было 10. “Сотни” делились на “улицы”. Каждый “конец” созывал свое кончанские вече с выборным кончанским старостой во главе. Такая же организация управления существовала и в более мелких административных единицах города.

Кончанский староста управлял не единолично, а с помощью коллегии знатных обывателей “конца”. “Сотни” были одновременно и административными, и военными единицами, при необходимости выставлявшими определенную часть ополчения. Сотники (или сотские) выполняли и полицейские, и судебные функции.

Территория Новгородского государства делась на пять частей - “пятин”, которые подчинялись одному из “концов” Новгорода. Правда, термин “пятины” появился уже после присоединения Новгорода к Москве. В республиканский период они назывались землями, а в ХII в. - рядами. “Пятины” делились на волости, управлявшиеся новгородскими “мужами”, волости - на погосты. В крупные города, находившиеся в зависимости от Новгорода и Пскова и потому называвшиеся пригородами, назначались их наместники. Однако одновременно эти города пользовались и относительной самостоятельностью - имели вече, выборных должностных лиц.

Специальных судебных органов в Новгородской республике не существовало. Суд не был отделен от администрации. Все административные органы и должностные лица центрального и местного управления участвовали в судопроизводстве. Феодально-зависимое население вотчин судились владельцами.

Большим своеобразием отличался суд по торговым делам. Эти дела рассматривались тысяцкими вместе со старостами, избираемыми от купечества. Особую роль играл торговый суд при церкви Ивана Предтечи, который решал споры, возникшие в корпорации иванских купцов. В него входили тысяцкий, представители житьих людей и купцов. Этот же торговый суд, но с участием посадника рассматривал споры новгородских судов с иноземными. Суд “Иванского ста” рассматривал дела, связанные с “обмериванием и обвешиванием”, касавшиеся всего купечества Новгорода.

Большое значение имел суд Новгородского епископа. Его важнейшая обязанность - рассмотрение тяжб по так называемым “совестным” делам: преступления против церкви, религии, семьи, нравственности и т.д. Но поскольку обман и мошенничество в торговых делах считались преступлениями против морали, то было определено, что важнейшие атрибуты торговли - эталоны мер и весов - должны храниться в Софийском соборе, а “владыка” имел право контролировать их правильное применение.

Архиепископу и его наместникам было подсудно духовенство. Одновременно “владыка” участвовал и в светском суде, когда речь шла о наиболее опасных преступлениях или о рассмотрении дел в высшей судебной инстанции. Тем более, что суд высшей инстанции происходил в резиденции “владыки” и в него входили посадник, князь или его наместник, представители от боярства и житьих людей.

Особенность организации суда в Новгороде - довольно четкое определение подсудности различных судебных органов и понятие о низших и высших судебных инстанциях, которые обладали правом на “пересуд”, а также наличие многочисленных судебных должностных лиц - докладчиков, тиунов, изветчиков, приставов и т.п.

Наконец, вооруженные силы Новгорода состояли из княжеской дружины, владычного полка при Софии и городского ополчения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь