Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Скульптура и изобразительные искусства.
От времени ранней Римской империи дошло огромное количество самой разнообразной скульптуры, которая буквально заполняет многие музеи Западной и Южной Европы. Римляне, так же как и греки, любили скульптуру, не мыслили без нее оформление своего дома, города, площадей и храмов. Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру I —II вв., была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий — храмов, триумфальных арок, алтарей, колонн, амфитеатров, — изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где дейст- вовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии. Наиболее выдающимися памятниками такого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, воздвигнутых ими в честь побед соответственно над даками и маркоманами. Двухсотметровый рельефный фриз винтообразно обвивает 40-метровую колонну Траяна. На фризе скульпторы запечатлели две с половиной тысячи самых различных фигур: солдат, командиров, полководцев, варваров в самых разных ситуациях — в бою, на постройке укреплений, отдыхе. Здесь воспроизводятся батальные и мирные, реальные и мифологические сцены, пейзажи — реки, скалы, деревья. С огромной художественной экспрессией переданы военная мощь Империи, неодолимая сила римского оружия и вместе с тем цивилизованный образ жизни, который они несут бесстрашным, но диким варварам. По своим художественным достоинствам, высокому профессиональному мастерству, органическому слиянию эстетических и концептуальных задач рельефы колонны Траяна могут быть сопоставимы с замечательным панафинейским фризом великого Женская статуя. II в. н. э. Малая Азия Фидия. По силе художественного изображения римского величия, цивилизаторской миссии Рима в мире рельефы колонны Траяна могут быть сопоставлены с наиболее выдающимися произведениями римской культуры, такими, как «Энеида» Вергилия, Колизей Флавиев. В круглой скульптуре формируется официальное направление, которое разрабатывает в разных ракурсах, главным образом, портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Площади многих городов, общественные здания были заполнены портретными статуями этого типа. Большая их часть выполнена в традициях классициз- ма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя, тяготеет к прямолинейной монументальности и представляет небольшую художественную ценность. Однако давние традиции римского реалистического портрета проявлялись иногда и в портретных статуях императоров. Так, например, в одном из портретов Нерона переданы его плотоядная чувственность и звериная жестокость, самомнение и подозрительность. В портрете Веспасиана показаны черты житейской хитрости и насмешливой самоиронии императора. В портрете императора Тита скульптор отметил некоторые мальчишеские черты. В большей степени черты подлинного реализма проявляются в скульптурах простых лю- Типы римских надгробий. I—II вв. Кёльн дей (например, отвратительное лицо помпейского ростовщика Цецилия Юкунда или неприглядные признаки старческой дряблости пожилой женщины — ватиканский портрет), при изображении которых художник не был связан официальными канонами. Наряду с господствующими традиционными сюжетами богов, императоров, сильных мира сего в римской скульптуре, особенно в провинциях, увеличивается число изображений простых людей, в том числе женщин и детей. В обильной продукции римских мастеров I—II вв. можно видеть самые различные художественные стили и направления, в рамках которых они могли умело подражать и лучшим скульпторам прошлого, начиная с великих художников V—IV вв. до н. э. и кончая нехитрыми поделками какого-либо провинциального ремесленника, однако подлинно художественных открытий, подобных замечательной греческой скульптуре, римские мастера сделали очень мало. Вместе с тем нельзя недооценивать художественную значимость и чисто культурное назначение богатой и разнообразной рим- ской скульптуры в жизни сложного средиземноморского общества I—II вв. В отличие от многочисленных произведений средиземноморской скульптуры образцов римской живописи найдено относительно немного, но и по сохранившимся произведениям живописи, а также по литературным источникам (особенно «Естественной истории» Плиния Старшего) можно судить о том, что искусство живописи занимало достойное место в культурной жизни. Италийская и провинциальная аристократия не мыслила свою жизнь и досуг без наслаждения прозведениями живописи. Образцами ее являются сохранившиеся до нашего времени великолепные композиции на стенах дома Ливии на Палатине. Стены четырех комнат дома, особая столовая-триклиний покрыты изысканной росписью, изображающей сложное архитектурное построение на фоне городского пейзажа, в который вмонтирована картина на сюжет из греческой мифологии «Ио и Аргус». Близкие по стилю монументальные росписи стен обнаружены в другом богатом доме на Палатине и в доме на Эксвилинском холме. Скульптурный портрет, возможно, императора Клавдия. Середина 1 в. н. э. Кёльн Однако не только римская аристократия любила искусство, оно становится органической частью образа жизни довольно широких слоев населения Империи. Так, в городе Помпеи во многих домах горожан среднего достатка были открыты хорошие образцы античного живописного искусства. Относительно большое количество сохранившихся живописных росписей в Помпеях, Геркулануме и Стабиях позволило исследователям изучить и выделить несколько стилей помпейской живописи, наметить своего рода историю ее развития на протяжении почти двух столетий: I помпейский стиль — II в. до н. э.— 80-е годы до н. э.; II стиль — 80—15 гг. до н. э.; III стиль — 15 г. до н. э.— 50 г. н. э.; IV стиль — 50—79 гг. Лучшие образцы помпейской монументальной живописи сохранились в росписях стен нескольких богатых помпейских домов, например, в доме Веттиев обнаружена целая галерея различных художественных образов греческой мифологии — «Убийство Пенфея», «Казнь Дирки», «Вакх и Ариадна», «Амуры в кузнечной мастерской» и др., на вилле Мистерий стены были покрыты изображениями многих сцен посвящений в таинства (мистерии) в честь Вакха — Диониса. Сохранившиеся росписи в Помпеях, Геркулануме и Стабиях показывают зрелость и художественную ценность античной живописи в целом, от которой, к сожалению, сохранилось слишком мало подлинных произведений. Счастливым исключением являются великолепные образцы провинциального живописного искусства, знаменитые файюмские портреты, найденные в конце прошлого века в Файюмском оазисе, а затем во многих других местах Египта. Сейчас известны сотни файюмских портретов, которые украшают многие музеи мира. Файюмские портреты — это единственные сохранившиеся в столь большом числе произведения станковой живописи, представляют собой реалистическое, несколько идеализированное изображение конкретного человека. Оно наносилось красками на деревянную доску и было связано с церемониями заупокойного культа. Портрет создавался при жизни заказчика и служил украшением стен дома, но после его смерти он заворачивался в пелены мумии и сопровождал своего хозяина в мир иной. Сохранившиеся файюмские портреты отличаются высокими худо- жественными достоинствами, выполнены в достаточно профессиональной манере, передают психологическое состояние модели, обладают тем сбалансированным сочетанием натурализма с некоей героизацией, которая создает стиль высокого гуманного реализма. Если учесть, что файюмские портреты предназначались для довольно широкого круга заказчиков и были массовой продукцией, можно думать, насколько высок был уровень античного портретного искусства в целом. Специалисты по истории античного искусства спорят о том, каковы истоки файюмской живописи: уходят ли они в недра птолемеевского Египта или были обязаны традициям римско-италийского портрета. Бесспорно, однако, что искусство замечательного файюмского портрета стало возможным только в той многонациональной культурной среде римской ойкумены, в рамках которой действовали силы творческого взаимодействия разных культурных традиций. Наука. Без использования научных данных невозможно было решать многообразные проблемы функционирования такого сложного общества и такой высокой Бронзовая счетная доска. I в. н. э. Пергаме, Антиохии и прежде всего Риме существовали школы выдающихся медиков своего времени: Корнелия Цельза, Сорана, Галена, в трудах которых отражен высокий уровень античной медицины. Особенно велик вклад в медицину Галена (129—199 гг.) в последние годы его жизни, придворного врача императоров Марка Аврелия и Ком-мода. До нашего времени дошли многочисленные произведения Галена, написанные по самым различным проблемам врачебной медицины: анатомия и физиология человеческого тела, функции различных органов, о нервах и мышцах; он описал зрительный нерв, его названия некоторым мышцам сохранились до нашего времени. Однако научная значимость творчества Галена состояла не только в том, что он был выдающемся врачом-клиницистом, но и в том, что он придал медицине облик настоящей научной дисциплины, рассматривая конкретные врачебные сведения с точки зрения философских основ науки, синтезировав огромный опыт своих предшественников, особенно Гиппократа, с философскими положениями Аристотеля. Творческие размышления Галена как бы завершают многовековое развитие античной медицины, и именно в этой форме они приобрели особую популярность в византийское время и в арабском мире, а позже в эпоху Возрождения и в Европе. Если творчество Галена завершало эволюцию античной медицины, то деятельность его старшего современника Клавдия Птолемея (83—161 гг.) стала обобщающим итогом главных достижений античной астрономии, математики, географии и астрологии. Клавдий Птолемей был энциклопедически образованным ученым и автором многочисленных сочинений, из них особое значение имели его «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах, более известное под искаженным названием «Альгамест», «Тетрабиблос», или «Четверокнижие», «Руководство по географии» в 8 книгах. В «Альгаместе» Птолемей дал наиболее полное обобщение и наиболее аргументированное для своего времени обоснование так называемой геоцентрической системы мироздания, которая господствовала затем вплоть до открытия Коперника. Птолемей был, по существу, отцом научной картографии, поскольку в своем труде по географии он с помощью внушительного для своего времени астрономо-математического аппарата (включая начала тригонометрии) и разработанной им же системы координат дал определение картографического положения свыше 8 тыс. различных городов и населенных пунктов, впервые в античности локализовав их на основе научных данных, выполнив работу колоссальной сложности, которую сейчас выполняют несколько огромных институтов. Представляют большой интерес исследования Птолемея в области астрологии. Астрология была частью научной астрономии еще со времен вавилонских жрецов, но в эллинистическую эпоху пользовалась недоброй РИМСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДЕРЖАВА в конце I в. до н.э.-1 в. н.э. РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛЕГИОНОВ во II в. н.э. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ во II в. н.э. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы