Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Создание внегалактической астрономии



 

В течение столетий астрономия развивалась как наука о Солнечной системе, а мир звезд оставался целиком загадочным. Только в XVIII в. обозначился переход астрономии к изучению мира звезд и галактик. Начальные шаги на этом пути были связаны с первыми оценками межзвездных расстояний. Основой для этого служили измерения О. Ремером скорости света и открытие И. Кеплером закона ослабле­ния силы света с расстоянием. Опираясь на эти данные, X. Гюйгенс показал, что свет от Сириуса до нас идет несколько лет, а в 1761 г. И. Ламберт уточнил эти данные и показал, что от Сириуса свет до нас идет 8 световых лет. Постепенно осознавалась колоссальность меж­звездных расстояний. Важным достижением астрономии XVIII в. было и открытие собственных движений звезд (Э. Галлей, 1718).

В XVIII в. по мере увеличения возможностей телескопов удалось выявить новый тип космических объектов — туманности, большинст­во из которых оказались колоссальными, удаленными от нас на огромные расстояния скоплениями звезд — галактиками *. Астрономия постепенно становилась внегалактической. Выдающаяся роль в со­здании внегалактической астрономии принадлежит В. Гершелю, ко­торый был конструктором уникальных для его времени телескопов (с зеркалом диаметром 1, 5 м), выдающимся наблюдателем, основателем звездной и внегалактической астрономии.

* Мы пишем слово «Галактика» с прописной буквы, когда речь идет о той галактической системе, к которой принадлежит наше Солнце. Когда же идет о других галактических системах или об общем понятии такой системы употребляем слово «галактика» (со строчной буквы). То же относится и к термину «вселенная»: мы пишем «Вселенная» с прописной буквы там, где речь идет о наблюдаемой нами Вселенной, в которой мы реально живем; если мы говорим о модельных (возмож­ных, иных) вселенных, мы пишем «вселенная» (со строчной буквы).

 

Мировую славу Гершелю принесли его открытия в Солнечной системе: открытие планеты Уран (1781), нескольких спутников Урана и Сатурна, сезонных изменений полярных «шапок» Марса, периода вращения кольца Сатурна, движения всей Солнечной систе­мы в пространстве в направлении к созвездию Геркулеса и др. Гершель установил существование двойных и кратных звезд как физических систем, уточнил оценки блеска у 3 тыс. звезд, обнаружил пере­менность в некоторых из них, первым отметил различное распреде­ление энергии в спектрах звезд в зависимости от их света и др.

Совершенно особой заслугой Гершеля являются его исследования туманностей. Он открыл свыше 2, 5 тыс. новых туманностей. Хотя к его времени их было известно уже около 150, о природе этих объек­тов высказывались лишь смутные и противоречивые догадки. Гершель стал первым изучать мир туманностей, увидев в этом путь к познанию не только строения, но и истории Вселенной. Он впервые попытался измерить Галактику и оценить размеры и расстояния до других туманностей, допуская их сходство с нашей Галактикой. Гершель впервые отметил закономерности крупномасштабной структуры мира туманностей в целом, тенденцию туманностей к скаплива­нию, стремление их объединяться в крупные протяженные «плас­ты», состоящие как из отдельных туманностей, так и из их скоплений.

Исследования Гершеля способствовали становлению теории ост­ровной Вселенной: расстояния между туманностями сильно превос­ходили размеры объектов (туманностей). Эта теория была высказана Т. Райтом и оказала большое влияние на формирование И. Кантом его космогонической гипотезы.

Важным элементом астрономической картины мира XVIII в. явилась высказанная Э. Сведенборгом, И.Г. Ламбертом и независимо от них И. Кантом идея космической иерархии — субординированное отношение космических систем разной степени организации, вклю­ченность систем низших порядков в системы высших порядков. Так, например, Ламберт утверждал, что существуют во Вселенной систе­мы нескольких порядков: планеты со спутниками; Солнце (равно как и другие звезды) с планетами; большие звездные сгущения в Млечном Пути; Млечный Путь и другие подобные ему скопления звезд, видимые из-за огромных расстояний как туманности; гипотетические системы высших порядков, включающие в себя туманности. Все эти системы Ламберт считал находящимися в непрерывном движении — каждая вокруг своего центра тяжести, т.е. подчиняющимися закону всемирного тяготения.

 

Формирование идеи развития природы

 

Идея развития природы — это представление о том, что природа в ходе непрерывного движения и изменения своих форм с течением времени образует (либо сама, либо с помощью надприродных, сверхъестественных сил, бога, например) из простейших, низших, мало организованных форм качественно новые, высшие, более сложные, более организованные формы (уровни, системы). Такая направ­ленность развития от низшего к высшему называется прогрессом.

Эта идея созревала долго и сложно. Так, в античной культуре еще не было понятий о развитии и прогрессе. Движение природы и обще­ства во времени трактовалось античными мыслителями как чередо­вание неизменных в своей основе событий — как круговорот, цикли­ческое возвращение к старому (например, учение Гераклита о пери­одическом мировом пожаре и др.).

На этапе феодально-религиозной культуры складывались лишь отдельные предпосылки идеи развития (образ качественной проти­воположности материального и духовного миров и др.). Но форми­рования самой идеи развития не произошло, поскольку для феодализ­ма, как и для всех обществ с простым воспроизводством, свойствен­ны апология старины, установка на незыблемость традиций, неиз­менность сложившихся общественных и природных форм, недоверие ко всему новому. Феодальная культура консервативна, ско­вывает творческие возможности человека, для нее характерна бо­язнь исторической перспективы.

Только в условиях зарождения капиталистических, товарно-де­нежных отношений, с утверждением в общественном сознании атмо­сферы исторического оптимизма формируется идея развития, про­гресса природы и общества. В XVII в. идея прогресса возникает как механистически трактуемая идея эволюции природы (в трудах Р. Де­карта по космогонии и др.). Под влиянием результатов Нидерланд­ской (XVI в.) и Английской (XVII в.) буржуазных революций идея прогресса природы постепенно перерастает в идею неограниченно­го социального прогресса, прогресса общества, науки и культуры. Их объединение завершилось в середине XVIII в., и с этого времени идеи прогресса природы, общества и культуры (науки) оказались тесно связанными между собой.

Но одно дело идея развития, а совсем другое дело — теория развития, которая не просто констатирует существование развития, а объясняет его, указывает на его предпосылки, условия, факторы, закономерности, вскрывает направление развития, определяет его типы и т.д. В настоящее время существуют разные теории развития: метафизические, диалектические, эмерджентные, системно-синергетические и др. В XVII—XVIII вв. существовали лишь метафизичес­кие теории развития. Согласно этим теориям развитие — это простое количественное изменение (без скачков, перерывов постепенности, переходов количества в качество, борьбы противоположностей и др.), в котором возможно участие нематериальных (сверхъестест­венных, божественных) сил.

Ведущая тенденция в естествознании XVII—XVIII вв. состояла в том, чтобы свести до минимума участие божественных факторов в объяснении развития природы и общества, а в лучшем случае — и вовсе избавиться от них *. Наиболее ярко, контрастно эта тенденция проявилась в астрономии.

* Так, великий французский ученый П. Лаплас, отвечая на вопрос Наполеона, какое место в созданной им космогонической теории отведено Богу, гордо отве­тил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе! »

 

Идея развития в астрономии

 

Идею развития природы внес в новоевропейскую науку Р. Декарт в своей космогонии (см. 6.2.2). Декарт отвергал библейскую догму о происхождении мира в шесть дней и создал теоретическую модель о происхождения мира естественным образом, поставив тем самым деосмогонию на почву науки. Богу здесь отводилась лишь роль творца материи и движения; все последующее развитие материи было есте­ственным и в божественном участии не нуждалось.

Качественно новая ситуация в космогонии сложилась с созданием классической механики. И. Ньютон теоретически обосновал идею бесконечности Вселенной и таким образом в космологии (науке о структуре Вселенной как целого) сделал шаг вперед по сравнению с Декартом. Сложнее обстояло дело в космогонии (учении о происхож­дении Вселенной, мира) (см. 6.3.3).

Ньютон ясно понимал, что закономерностей гравитационного взаимодействия масс недостаточно для последовательно механисти­ческого объяснения структуры Вселенной. Во-первых, ему была непонятна сущность тангенциальной составляющей орбитального движе­ния планет (закон всемирного тяготения объясняет центростреми­тельное ускорение планет, но не объясняет, откуда взялось движение планет, которое стремится удалить планету по касательной к орбите). Ньютон делает вывод, что, по-видимому, нужно допустить существование божественного «первого толчка», благодаря которому планета приобретает орбитальное движение и не падает на Солнце. Во-вто­рых, в движении планет и спутников существуют возмущения, кото­рые могут нарастать со временем. Значит, сделал вывод Ньютон, Бог должен время от времени «подправлять» движения небесных тел, возвращать их на свои орбиты. Эти два обстоятельства вынудили Ньютона отказаться от попыток научного объяснения происхожде­ния Вселенной и отдать его на откуп теологии.

Первая всеобъемлющая теория развития Вселенной на основе теории гравитации была создана Иммануилом Кантом, великим немецким мыслителем, философом, ученым-естествоиспытателем. Теория Канта не была чисто умозрительным построением (как тео­рия Р. Декарта); она опиралась на конкретные геометрические, кине­матические и динамические параметры, данные наблюдений, физические закономерности.

 

Космогония И. Канта

 

Исходная позиция Канта — несогласие с выводом Ньютона о необхо­димости божественного «первотолчка» для возникновения орби­тального движения планет. По Канту, происхождение тангенциаль­ной составляющей непонятно до тех пор, пока Солнечная система рассматривается как неизменная, данная, вне ее истории. Но доста­точно допустить, что межпланетное пространство в отдаленные вре­мена было заполнено разреженной материей, простейшими элемен­тарными частицами, определенным образом взаимодействующими между собой, то появляется реальная возможность на основе физи­ческих закономерностей объяснить, не прибегая к помощи божест­венных сил, происхождение и строение Солнечной системы. «Дайте мне только материю, и я построю вам из нее целый мир! » — любил повторять И. Кант.

Однако И. Кант — не атеист, он признает существование Бога, но отводит ему только одну роль — создание материи в виде первона­чального хаоса с присущими ей (механистическими) закономерностями. Все дальнейшее развитие материи осуществляется естествен­ным образом, без вмешательства Бога. Основные силы, привлекае­мые Кантом для объяснения развития материи: притяжение (грави­тационное тяготение); отталкивание (по аналогии с газами); химическое соединение (различие частиц по плотности). В результа­те действия этих трех фундаментальных сил осуществлялось, по мне­нию Канта, развитие материи, создавались начальные неоднород­ности в распределении плотности материи.

Различие частиц по плотности обусловило возникновение сгуще­ний, которые стали центрами притяжения более легких элементов, притягиваясь в то же время к более плотным сгущениям. Но благода­ря наличию силы отталкивания, этот процесс сгущения не привел к концентрации материи в одном месте. Взаимодействие, борьба силы отталкивания и силы притяжения определяют возможность длитель­ного развития мира. Движения частиц, направленные к центрально­му сгущению, наталкиваясь на действие силы отталкивания, превра­щались в вихревые движения вокруг этих сгущений. В процессе вра­щения вихрей большое количество частиц падало на центр сгущения, увеличивая его массу, сообщая ему взаимное движение и нагревая его. Так Кант объясняет возникновение Солнца и звезд.

Не упавшие на Солнце частицы вращаются вокруг Солнца и посте­пенно концентрируются в плоскости солнечного экватора, образуя пояс, кольцо частиц. В этом поясе в силу неоднородности различий плотности его частей возникают новые центры тяготения, которые постепенно сгущаются, в них концентрируется масса частиц и посте­пенно образовываются планеты. Аналогичным образом формируют­ся спутники планет. В своей концепции Кант дает объяснение следу­ющим особенностям Солнечной системы: эллиптической форме орбит; отклонению орбитальных плоскостей планет от плоскости солнечного экватора; обратной зависимости масс и объемов планет от степени их удаления от Солнца; неодинаковому числу спутников у различных планет, наличию колец у Сатурна и др.

Кант не ограничился построением модели развития лишь Солнеч­ной системы. Он распространяет свои принципы на объяснение раз­вития Вселенной в целом, понимаемой им как иерархически организованная сверхсистема галактик. Развитие Вселенной, по Канту, это процесс, который имеет начало, но не имеет конца. В каждый момент времени происходит образование новых космических систем на все более далеких расстояниях от центра — места, где этот процесс начался (предположительно в районе Сириуса). В старых областях Вселен­ной космические системы постепенно разрушаются и гибнут. Прав­да, на месте погибших систем могут возникнуть новые: на потухшие солнца падают замедлившиеся планеты и кометы, и вновь нагревают их. Кант сформулировал много пророческих идей: о существовании двойных звезд, о существовании за Сатурном планет Солнечной системы, идею непрерывного перехода от планет к кометам, идею случайной флуктуации плотности, о метеорном составе кольца Сатурна, о существовании колец, подобных кольцу Сатурна, у близких планет и др.

Вместе с тем концепции Канта присущи и принципиальные недо­статки. Первый из них — представление о самопроизвольном возникновении вращения изолированной системы, первоначально нахо­дившейся в покое. Это представление противоречит закону сохранения момента количества движения в изолированной системе. Поэтому П. Лаплас, разрабатывавший космогоническую концепцию (1796), во многом похожую на теорию Канта и опиравшуюся на строгие математические и механические закономерности, был вынужден исходить из вращающегося облака материи как начального пункта.

Второй недостаток — противоречие с закономерностью распреде­ления в Солнечной системе момента количества движения (mvr). На единицу массы вещества планет приходится в десятки тысяч раз больше лишнего количества движения, чем на такую же массу Солнца. Этого противоречия не избежал и Лаплас в своей космогони­ческой модели Вселенной.

Кантовская теория происхождения Вселенной была величайшим достижением астрономии со времен Коперника. Как Коперник раз­рушил геоцентризм — ядро аристотелевской картины мира, так Кант разрушил ядро метафизического мировоззрения — представления о том, что природа не имеет истории во времени. Кант впервые убеди­тельно показал, что понять настоящее состояние природных систем можно только через знание истории развития этих систем.

Сформулированная в космогонии идея развития природы во вто­рой половине XVIII — первой половине XIX в. постепенно переходит в геологию и биологию.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Билет №35 .Вопрос 3 Создание защищенных сетей VPN с помощью IPSec
  2. Виды компрессии научных текстов. создание вторичных научных текстов. тезирование, аннотирование научных текстов. виды аннотаций. Тезисы, аннотация.
  3. Вопрос 46. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 г
  4. Вопрос № 2. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции.
  5. Вопрос № 2. Создание полиции России Петром I. Полиция Российской империи в XVIII–XX веках в правоохранительной системе государства.
  6. Воссоздание единого многонационального государства
  7. Глава 15. Создание документов в формате HTML 4.0
  8. Зачем нужно отключить автоматическое создание объекта?
  9. Золотое сечение в астрономии
  10. И создание новой правовой системы»
  11. Интеграция общества. Воссоздание структуры рода.
  12. Использование Каталога публикаций. Работа с наборами макетов. Создание набора личных данных.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь