Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этичность в речах и в методах ведения дел.
В Законе «О рекламе» есть понятие «неэтичности». Этичность же поведения может быть выражена так: надо щадить чувства и переживания других, быть деликатным, тактичным. В работе адвоката соблюдение норм этики жизненно необходимо. Этика должна не просто соблюдаться адвокатом — она должна быть присущим ему свойством. При допросах свидетелей нужно избегать ироничного тона, насмешливости. В речах своих адвокат должен соблюдать подчеркнутое уважение к суду, избегать всего, что даже отдаленно может быть воспринято как бестактность. «Так не обвесьте же его на весах правосудия, граждане судьи! ». Уважительный тон обязателен для адвоката и при критике позиций процессуальных противников, в первую очередь прокуроров. «Рвите в речах своих в клочья доводы противников и с хохотом бросайте их на ветер! » Критика противника станет куда действенней, если она будет спокойной и аргументированной, т. е. этичной. Судебный оратор может стремиться вызывать эмоции у судей, но не демонстрировать собственные. В уголовном процессе такт должен выражаться и в бережном отношении к труду коллег. Не следует без надобности вторгаться в их область защиты, походя разрушая логические или правовые построения. Лишь подлинная коллизия интересов оправдывает такого рода вторжения. Адвокату в процессе нельзя быть ни развязным, ни самоуверенным. Кроме неприязни эти качества ничего не породят у судей. К этичности в работе относится и повышенная внимательность к интересам и нуждам клиентов.
Добросовестность в ведении дел. Сюда относится, в частности, обязательность адвоката: делать все обещанное и соблюдать договорные сроки. Как минимум — избегать опозданий, а тем более—неявок в судебное заседание. Сюда же относится и стремление сделать все, что нужно и можно для защиты интересов и прав клиента. Халтура, пренебрежение к чужим интересам гибельны для имени адвоката. Расчет на неопытность, неискушенность клиента, который не заметит адвокатской лени, — ошибочен. Адвокат должен исходить из постулата, что всякий клиент умен, наблюдателен и все видит. Адвокатам по уголовным делам доверены не просто интересы — судьбы людей, величайшие их ценности. Мы по праву можем считать, -что неполноценная защита — безнравственна, сродни вероломству. Одним из нравственных принципов адвоката должно быть поэтому стремление к вершинам профессионализма. Мало знать дело и владеть знанием его предмета, необходимо изучить до конца любую проблему, относящуюся к нему, прочитать всю доступную научную литературу, ознакомиться с судебной практикой, вести кодификацию и картотеку. Этот труд окупится не только в данном конкретном деле, он обеспечит адвоката бесценным багажом знаний. Только хорошо знающего проблему адвоката будут внимательно, с интересом слушать судьи, только он сможет считать себя выполнившим нравственный долг перед доверившимся ему человеком. К понятию высокого профессионализма относится владение эмоциями при публичном выступлении. Лишь сдержанная ненавязчивая манера речи, когда оратор как бы делится с судьями своими мыслями о деле, связанных с ним нравственных и правовых проблемах, помогает адвокату быть понятым и найти сочувствие.
Скромность и самокритичность не должны покидать даже самого престижного адвоката, тем более адвоката молодого. Не переоценивайте себя, всегда сохраняйте способность критически оценивать уровень своей эрудиции, относитесь к себе с долей юмора — все это поможет адвокату сохранить должную профессиональную форму. Не грех перечитать сборники речей мэтров российского правосудия — не только Кони, Плевако, но и Спасовича, Урусова, Андреевского, других мастеров красноречия. Тогда-то и обнаружится, что вы еще далеки от идеала, что есть у кого поучиться. Самоупоение вызывает улыбки окружающих. Не менее смешна и опасна самореклама. Придется коснуться и весьма деликатного противоречия — между естественным для адвоката стремлением к славе и нравственным требованиям скромности. Сергею Михалкову принадлежит афоризм, опубликованный в свое время «Литературной газетой»: «Скромность — верный путь к безвестности ». Иначе относился к этому Борис Пастернак: « Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь. ..» По вполне понятным и оправданным жизнью причинам всякий адвокат желает известности. Но когда этого добиваются, расталкивая окружающих локтями, трубя о своих достижениях, то и дело мелькая в прессе и на экранах телевидения, — извините, это «некрасиво». «Подняться ввысь», достичь куда более устойчивой и надежной известности можно лишь без рекламных фанфар, пусть более длительным, но лишенным похвальбы и шума путем самоотдачи делу. В то же время скромность не должна сочетаться с приниженностью: адвокат обязан знатьсебе цену и уметь жестко отстаивать свое достоинство при всякой попытке унизить его, даже если это исходит от судьи.
Принципиальность и настойчивость должны быть присущи адвокату, в особенности при отстаивании своей позиции по делу. Если позиция верна, ее нужно отстаивать до конца. При этом нельзя склоняться даже перед устоявшейся судебной практикой. История правосудия знает примеры, когда именно доводы адвокатов приводили к ломке порочной многолетней судебно-следственной практики.
Конфиденциальность должна сопутствовать труду адвоката. Ему доверены личные тайны, а не «занятные сюжеты». Рассказывая о своих делах, консультируясь с коллегами, следует избегать упоминания фамилий.
Чувство ответственности должно быть присуще адвокату в не меньшей степени, чем врачу. Ошибочный совет может оказаться просто гибельным для клиента. Не спешите высказывать категоричные суждения, взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь с коллегами. Осторожность избавит вас от ошибки и горьких упреков в некомпетентности.
Умеренность и щепетильность в гонорарных вопросах не обеднят адвоката. Англичане говорят: «Не в деньгах счастье, но в них что-то есть...» С этим трудно спорить. Присмотритесь, кто перед вами. И помните, по возможности, что адвокатура — не просто средство «кормления», как полагают некоторые, а «служение общественное». Адвокатура всегда была одним из инструментов поддержания нравственного духа общества, и эта ее миссия особенно важна сегодня, в условиях явной моральной деградации. А потому не упускайте случая воззвать к тому чистому и высокому, что таится в глубине любой, даже самой темной души. Не сомневайтесь, вас будут слушать со вниманием и благодарностью! Вопросы для самоконтроля: Какова сущность, специфика и функции нравственности? 2. В чем заключается взаимосвязь этики, психологии и юриспруденции?
Неделя 3 Лекция №3 Тема: Этика юриста и мораль Цель лекции: Рассмотреть взаимосвязь этики юриста и морали Ключевые слова: этика, юрист Содержание лекции: Мораль как форма общественного сознания. Происхождение и природа морали. Мораль, ее функции и структура. Мораль как форма общественного сознания. Происхождение и природа морали. Мораль, ее функции и структура Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова. М., 1940. Т. IV. Столб.1436. Этика - 1) Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков. Идеалистическая э. Э. Канта. Материалистическая э. 2) Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э. Ожегов СМ. Словарь русского языка. М., 1984. С.791, 310, 360. Этика - 1) одна из форм идеологии - учение о морали, ее развитии, принципах нормах и роли в обществе. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Научная э. Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Вопросы для самоконтроля: 1. Мораль как форма общественного сознания? 2. Каково происхождение и природа морали? 3. В чем заключается функции морали и ее структура?
Неделя 4 Лекция №4 Тема: Право и мораль Цель лекции: Рассмотреть влияние права на мораль и наоборот Ключевые слова: этика, юрист Содержание лекции: 1. Каноническое право и мораль 2. Естественное право и мораль 3. Римское право как нравственная ценность Юридические законы фиксируют внешнюю сторону поведения, поступка, они не могут регулировать помыслы, помочь в индивидуальном страдании, надежде- во всем том, что предполагаетрелигиозные чувства , что связано с внутренним миром человека. Религия эволюционирует. Наряду с традиционными древними религиями сегодня идет процесс формирования новых, современных религиозных конфессии и движений. И те, и другие пытаются органично вписаться в современные жизненные реалии. Поэтому многим из них не чуждо сосуществование с современным правом, озабоченность фактами нарушений нрав человека. Об этом говорят такие примеры, как миротворческая деятельность церкви, благотворительная, образовательная( исламские университеты), воспитательная(храмы в колониях и тюрьмах), примиряющая(армейские священники). Представление о естественном праве, сформировавшееся в период античности ( Аристотель, Сократ, Платон и др. ), дойдя до сегодняшнего дня выразилось в идее «прав человека» С ценностями естественного права были связаны концепции российских историков, философов( Чичерин, Сорокин, Бердяев, Соловьев, Новгородский) Значение римского права не ограничивается его собственно юридическим содержанием. Нравственный аспект его имеет и самостоятельное значение. Римское право занимает в истории человечества исключительное значение. История Древнего Рима. Цивильное право и права человека. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова взаимовлияние канонического права и морали? 2. Какова взаимовлияние естественного права и морали? 3. В чем проявляется римское право как нравственная ценность?
Неделя 5 Лекция №5 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы