Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные нормы - это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.
Виды норм регулирования: · Мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. (нормативно-регулятивная функция, идеологическая, эмоционально-ассоциативное начало, познавательная и др) · Обычай - это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Признаки, присущие обычаям: - регулируют устой чивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени - становятся всеобщими в силу многократного их применения и повторения людьми - выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода - воплощается авторитет всего общества в целом, все члены которого убеждены в необходимости и непогрешимости каждого из обычаев, составляющих строгую систему - обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разнообразны у разных народов - это универсальное средство регулирования первобытного общества, с помощью которого опосредовались все стороны человеческого бытия: а) распределение повседневной работы б) урегулирование ситуаций, связанных со смертью главы семьи в) и другие. · Ритуал - это правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной. Особенности ритуалов: - Само содержание ритуала не столь важно, поскольку доминирующее значение имеет его форма. ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным дей ствием - Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, или иначе с его помощью осуществляется определенный психологический настрой людей. - Одним словом, ритуалы, без сомнения, выполняли компенсаторную функцию. - Ритуалы выполняли не только компенсаторную функцию, но также и регулятивную.
· Обряды - это правила поведения, которые также заключаются в символических дей ствиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это первое, что их отличает от ритуалов. Во-вторых, обряды являются более сложными и по содержанию, и поэтому для своего исполнения они зачастую требовали присутствия человека, обычно им был жрец, который специально занимался организацией их исполнения. В-третьих, и, пожалуй, это следует считать наиболее отличительной их особенностью, обряды уже начинают выполнять и воспитательную функцию. С их помощью становится возможным достижение не только каких-либо эмоционально-психологических, но и идеологических целей. · Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал. Характерные особенности религиозных норм первобытного общества: - Сущность религии как системы религиозных норм состоит в том, что религия есть духовный союз человека с богами - В первобытном обществе было много богов, вероятно, столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы. Многобожие - первая стадия религиозного сознания. - Поначалу языческая религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. - Формы религии чрезвычай но многообразны. В первобытном обществе также наблюдалось сущностное сходство богов. - Поскольку религия всегда есть отражение, пусть фантастическое, дей ствительности, она изменяется вместе с изменением этой дей ствительности, с развитием человеческого общества. Ранние формы религиозных верований были очень примитивными. Тотемизм - это система верований, включающая виды животных, запрещенных для охоты. фетишизм, т.е. почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свой ствами. Анимизм – почитание духов предков, природы и т.п. - За нарушение религиозных норм, так же как, и за несоблюдение других социальных норм первобытного общества, предусматривались и налагались санкции. Особенность религиозных санкций состояла в том, что они зачастую носили невидимый характер. - С развитием религиозной мифологии, первобытных верований связано и выделение первых в истории профессий - колдунов, знахарей, шаманов, - наконец, жрецов, священнослужителей, т.е. людей, которым соплеменники доверяли столь важную для племени или народа роль посредника в контактах с миром сверхъестественного - с духами, богами. · Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Отличительные свойства: - Моральные нормы основаны и содержат представления о добре и зле. - Нормы морали, в отличие от норм религии, не навязываются из вне, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении. - выкристаллизовываются общие моральные нормы, т.е. нормы, которые внутренне приемлют многие и многие люди, или иначе, что существуют общечеловеческие нормы морали - мораль была основана на разделении всех людей на " своих" и " чужих". - они исполняются добровольно. - Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в принципе осуществляются иными средствами духовного воздей ствия: через чувство долга, который каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. - Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное.
· Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению. существовали ли правила этикета в первобытном обществе? На этот вопрос ученые не дают ответа. Представляется, что этот вопрос отнюдь не праздный. Особенности: - Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контактов с себе подобными. - Общение людей друг с другом требует от каждого человека желания и умения умерять свои интересы и потребности, а в противном случае контакт вряд ли будет достигнут. Вот именно это первобытным людям давалось с большим трудом: они еще не достигли понимания того, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Вот почему нормы этикета, эти эффективные средства " наведения мостов" между людьми край не мало использовались первобытными людьми. - Нормы этикета призваны показать человеку, с которым приходится контактировать, благожелательное, располагающее к нему отношение. В результате в обществе возникает меньше конфликтов, что прямо и непосредственно влияет на сохранение стабильности общества, а также на обеспечение безопасности его членов. - Правила этикета имеют и воспитательное значение. - Поскольку за учтивостью может скрываться и недоброжелательное, неуважительное или, может быть, боязненное отношение к человеку, постольку можно сказать, правила этикета являются часто лишь внешней оболочкой отношений между людьми. - Правила поведения в быту, связанные в возникновением этикета, существуют у всех народов земли. Причем у каждого народа они свои, разные. Мононорма - норма единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества. Эту идею высказали историки В.П.Алексеев и А.И. Першиц. По их мнению, правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм; они имеют характер мононорм. Сразу хочется задать вопрос, для кого социальные нормы первобытного общества были едиными и неделимыми? Для первобытных людей, которые, имея столь неразвитое сознание, не могли их " расщепить"? Да и нуждались ли они в том, чтобы " расщеплять" или дифференцировать эти нормы? Скорее всего нет. Тогда для кого? Для первобытных исследователей социальных норм? Но их тогда еще не было. Наука появилась гораздо позже. Мононормы - это научный вымысел, фантазия ученых, а не реальность. (ТОЛЬКО ПО КАШАНИНОЙ!!! ) Проф. Венгеров – правила и нормы поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к моральным, ни к правовым нормам.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы