Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модели возникновения государства – западная и восточная государственность.
Факторы, оказавшие влияние на формирование государства: · Экономический (экономическое неравенство, эксплуатация чужого труда) · Экологический (переустройство жизни из-за природных факторов) · Демографический (великое переселение племен – миграция и рассление) · Внешний (сплочение от внешних факторов) · Военный (закрепление власти вождя, завоевания) · Географический (зависимость от рельефа местности) · Психологический (покорность народов) · Религиозный (единобожие, обожествление правителя) Общие черты образования государств 1. Приходит на смену родоплеменному строю 2. Необходимость совершенного, прогрессивного управления 3. Подавление сопротивления эксплуатируемых масс, поддержание положения власть имущих 4. Защита территории от внешних врагов 5. Ведение захватнических войн для обогащения, расширения территорий, увеличения числа рабов.
В теории государства и права выделяются два различных пути возникновения государства – восточный и западный, каждый из которых имеет свою тенденцию к развитию. Существуют еще латиноамериканский (ацеки, инки) и афро-азиатский. Девневосточные государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволяло за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Основными причинами появления здесь государства были: - потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; - необходимость объединения в этих целях значительной массы людей и больших территорий; - нобходимость единого централизованного руководства этими массами. Таким образом, восточный путь формирования государства отличается тем, что политическое господство основывается на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т. д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все является государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократически-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. Как итог, в рамках восточного общества человек выступает не в качестве гражданина, обладающего политическими правами, а подданного, имеющего в основном политические обязанности.
Ведущим фактором при образовании государств на территории Европы было классовое разделение общества, оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых противоречий (антагонизмов). Одновременно постепенно и интенсивно формируется частная собственность на землю и средства производства, которая стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. По мере развития института частной собственности растет их влияние и стремление передать власть своим представителям в обход народного собрания. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано. Аналогичной восточному пути происхождения государства структуры в государствах, развивающихся западным путем, не создается, поскольку каждый ищущий защиты волен самостоятельно выбирать покровителя, обладающего большей властью на данной территории и способного отстоять как свои, так и интересы своих подзащитных. Таким образом, осуществление государственной власти было необходимым условием, которое в конечном итоге позволяло защитить свои, в первую очередь, имущественные интересы. Соответственно, человек в западном обществе по отношению к государству становится его гражданином, что позволяет говорить о наличии у него совокупности политических прав и обязанностей, в целом необходимых для развития всего общества. Таким образом, если схематично отобразить отношение государства и общества посредством простейшей модели в рамках восточного и западного путей его происхождения, то мы можем наблюдать следующее:
6. Основные теории возникновения государства. Теологическая теория Фома Аквинский Государство дал Бог, правитель – наместник бога на земле + - не подтверждаема Ирригационная теория Автор теории - К. Виттфогель. Суть теории. В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устрой ств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. + основана на исторических фактах - люди, обладающие определенными навыками, уже были упущены другие сферы
Патриархальная теория Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Фильмер. Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старей шины, главы советов старей шин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился " отцом" (патриархом) всего народа. государство - это продукт разросшей ся семьи. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.
+ развитие государства как семьи культивирует дух родства между людьми вера людей в нерушимость мира - является оправданием монархии не покреплена историей не объясняет войны, несправедливые законы
Теория насилия А. Теория внешнего насилия. Ее авторами считаются Каутский, Гумплович. Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной вой ны между ними. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате вой н племена превращаются в касты, сословия, классы. По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Победителям же государство дает " спать спокой но" и пользоваться выгодами своего положения. + основана на исторических фактах объясняет власть сильных - не универсальна факты завоеваний носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства На ранних же стадиях развития, когда первобытный человек не в состоянии был производить больше, чем потреблял, закабалять порабощенных было не выгодно в истории примеры и того, как угроза завоевания, а не само завоевание привело к образованию государства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2482; Нарушение авторского права страницы