Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №2: Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук



Философия

Наиболее ярко проявляется связь с философией. Философия – наука о всеобщих законах развития природы и общества. Философия гораздо шире любой другой науки, в том числе и Теории государства и права, так как ТГП изучает лишь отдельные институты общества, а философия все общество.

Социология

Социология – наука о развитии и становлении общества в целом.

Исследования социологии используются в Теории государства и права, и наоборот, использованные и обработанные знания используются в социологии.

Политология

Политология также использует знания Теории государства и права, и наоборот.

История государства и права

Их сближает понятийный и методологический аппарат, но различаются методом.

Так методом Теории государства и права являются общие закономерности развития, а История государства и права изучает конкретные государства и в конкретный исторический этап.

Очень часто в Теории государства и права используются знаний исторических наук, а исторические науки часто используют обобщенные знания Теории государства и права.

Прикладные науки

Для прикладные наук Теория государства и права является базовой наукой и позволяет тем общаться и понимать друг друга, не смотря на то, что находятся они в различных сферах.

Отраслевые юридические науки

В отличии от отраслевых наук, Теория государства и права изучает право в целом, а не отдельно определенную отрасль.


 

Вопрос №3: Методы изучения государства и права

Методы – способы, приемы и средства познания.

В Теории государства и права принято выделять 3 метода:

Общефилософские

Общефилософские методы – методы, используемые всеми науками, в том числе и философией.

Например диалектика (умение вести диалог) – метод познания от частного знания к общему умозаключению:

1. Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики, который говорит о том, что без отрицания невозможно развитие. То есть, для того, чтобы прийти к чему-то новому, нужно уйти от чего-то старого, потому все развитие происходит циклами;

2. Закон единства и борьбы противоположностей – любой предмет имеет две стороны, которые находятся во взаимосвязи и взаимоотрицании одновременно, так вот именно борьба этих отрицаний приводит к развитию;

3. Закон перехода количественных отношений в качественные - развитие определяется накоплением количественных изменений в нем, в конце концов накопленное количество изменяет и саму суть предмета.

Общенаучные

Общенаучные методы – методы, которые используются в ряде наук, но не во всех.

К ним относится:

1. Системный метод – выявление существующих связей между элементами одного объекта;

2. Анализ и синтез – мысленное разложение целого на части, либо воссоединение целого из частей;

3. Индукция и дедукция – обобщение, на основе частных знаний, либо переход от общего знания к частному.

Частнонаучные

Частнонаучные методы – методы, свойственные конкретной науке, отрасли научного знания.

1. Сравнение;

2. Анкетирование;

3. Опросы.

Специальные

Сравнительно-правовой метод – сравнительно-правовой метод позволяет выявить различия, сходства, специфику правовых систем и их развития в разных государствах.

Формально-юридический метод – право изучается в «чистом» виде, т.е. оно ни с чем не сравнивается, не увязывается, ни с моралью, ни с экономикой, ни с политикой ни с чем-либо еще.

Вопрос №4: Функции Теории государства и права

Функции Теории государства и права – вытекающие из ее назначения и определяемые ее методом и предметом основные направления исследования, познания.

Функции ТГП:

1. Онтологическая – объяснение сущности и содержания государства и права, причин их возникновения и функционирования;

2. Гносеологическая – объяснение правовых явлений, путем формирования понятий, теорий, концепций, это по сути познание государства и права, путем которого были вычленены например признаки государства;

3. Эвристическая – открытие нового путем познания, например разделение властей;

4. Прогностическая – научный прогноз, она строит рекомендации, предложения;

5. Идеологическая – любая общественная наука несет идеологию в той или иной степени, а потому и воспитывает в людях те или иные идеологические мировоззрения;

6. Воспитательная – формирование гражданской позиции гражданина;

7. Методологическая – знания и исследования ТГП используются и в других науках, являются исходной позицией в них;

8. Прагматическая – разработка правил юридической техники, методов толкования норм права.


 

Вопрос №5: Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе

Государство появилось примерно 5-6 тыс. лет назад, а человек разумный примерно 40 тыс. лет назад. Отсюда вывод – всю историю человечества можно разделить на 2 больших периода: догосударственное общество и общество с государственной организацией.

Государству, как способу организации общества, предшествовала первобытно-общинная организация жизни людей. В этот период частная собственность отсутствовала, а ее место занимала общественная собственность.

В первобытном обществе существовала и власть, но это была «власть авторитета», т.е. власть первого среди равных. Власть в первобытном обществе носила общественный характер, осуществлялась коллективно, даже власть вождя по идее есть ни что иное как власть представителя рода.

Главным органом управления являлось народное собрание, как собрание всех представителей общины. Оно избирало вождя (старейшину), который производил повседневное управление общиной, его власть не являлась публичной, и он точно также участвовал в общественной жизни общины. В процессе развития некоторые рода объединяются во фратрии, а те в племена, образуется Совет Старейшин.

Также власть в первобытном обществе осуществлялась жрецами, которые выполняли своеобразную идеологическую функцию.

В первобытном обществе отсутствовал профессиональный бюрократический аппарат, все должности исполнялись совместно с общественными функциями. Власть старейшин носила моральный характер.

Регулирование деятельности в первобытном обществе осуществлялось разными видами норм:

1. Ритуалы – наиболее древняя форма регулирования, выполнялась еще до появления речи, заключается в совершении сигнально-знаковых действий с целью побуждения человека на совершение каких-то действий;

2. Обряды – ритуалы помогали выразить довольно примитивные чувства (гнев, страх и т.д.), в отличие от них обряды являются более тонкими регуляторами. Через них выражались радость, жалость, память об умершем;

3. Мифы – главное в мифах их нормативная предписывающая часть, основанная на опыте человечества. В мифах закреплялись географические знания, нормы брачно-семейных отношений и многое другое;

4. Обычаи – правило поведения, сложившееся исторически в связи с многократным применением.

5. Нормы – в нормах первобытного общества не было разделения на права и обязанности, так как все нормы исполнялись как правило добровольно. Санкции существовали в виде общественного порицания, изгнания из общины.

Виды социальных норм того периода:

а. Запреты – недопустимость совершать те или иные поступки;

б. Дозволения – разрешение на выполнение того или иного действия;

в. Позитивное обязывание – обязывание человека выполнять то или иное действие для общего блага, например строительство жилища.

Многие авторы утверждают, что нормы в первобытном обществе носили характер «мононорм», т.е. объединяли в себе нормы как права, так и морали, религии и т.д.


 

Вопрос №6: Теории происхождения государства

Теологическая теория

Теологическая теория является наиболее ранней среди всех остальных теорий, возникла и представления о божественном сотворении мира – раз мир был сотворен богом, то и государство и право были сотворены им тоже.

Трактовку и обоснование этой теории создал Фома Аквинский.

Патриархальная теория

Государство видится как разросшаяся семья, где глава государства выступает как глава семьи, оберегающий ее как своих детей.

Автор теории – Аристотель.

Договорная теория

Возникла в Древней Греции, где многие софисты говорили о том, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Теория была возрождена и переосмыслена в период феодализма в интересах формировавшейся буржуазии. Ее представители ученые-просветители (Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье) утверждали, что государство является продуктом человеческого разума, а не божественного. До существования государства по их версии существовал догосударственный период (естественный), выходя из которого люди объединялись на основании договора, заключаемого ими добровольно.

Органическая теория

Представляет государство как человеческий организм. Платон например сравнивал государство с душой. Аристотель пошел дальше и сравнивал уже с самим организмом, а потому на основании этого делал вывод о невозможности человека жить вне государства (как руки не могут жить отдельно от тела, так и человек не может жить отдельно от государства).

По мнению основного ее представителя Герберта Спенсера, государство – механизм, состоящий из людей, как тело состоит из клеток. Следовательно, как клетки формируют тело и дают ему жизнь, так и люди формируют и дают жизнь государству, без людей государство не может существовать.

Теория насилия

Главная причина возникновения государства стоит в завоевании, порабощении одних людей другими – Людвиг Гумплович. В результате завоевания формируется рабство, а на основе рабства уже формируются классы и частная собственность.

Карл Каутский пошел несколько иным путем, он согласен о важном значении рабства, но видит его предназначение в другом. Благодаря возникновению рабства формируется принудительный аппарат, который впоследствии становится государством.


Психологическая теория

Психологическая теория заключается в том, что у человека существует потребность жить внутри человеческого общества, властвовать над кем-то или же, наоборот, подчиняться.

Расовая теория

Расовая теория была создана в период рабовладения для оправдания насилия. Теория исходит из существования 2 рас – высшей и низшей (недочеловеки), одни созданы для того, чтобы повиноваться, другие с целью их порабощения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь