Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема типологизации обществ.



Типологизация обществ позволяет классифицировать их на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков. С помощью типологизации выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.

Социологи по-разному классифицировали общества. В марксистской социологии понятие «общество» традиционно отождествлялось с понятием «общественно-экономическая формация». В качестве основы выделения типов общества заложен способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего – отношения собственности. Исходя из этого, выделялись пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из последующих формаций вырастает из предыдущей, являясь одновременно ее отрицанием и сохраняя в себе элементы преемственности, соединяя принципы историзма и системности. Категория общественно-исторической формации обозначала определенную ступень в развитии человеческого общества и исторический тип социального организма – конкретного общества, отражая его наиболее глубокие, сущностные черты.

В современной социологии типологизация обществ производится в рамках цивилизационного подхода. В работах XIX в. Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» цивилизация рассматривалась как определенная стадия в прогрессивном развитии общества. В XX в. понятие цивилизаций расширилось до обозначения всего сообщества людей, объединенных основополагающими духовными ценностями, устойчивыми чертами социально-политической организации, культуры, экономики и чувством принадлежности к этому сообществу. Важнейшей характеристикой цивилизации является культура в совокупности ее материально-технических, социальных и духовных ценностей. В таком общем значении употребляются понятия российской, японской, европейской, азиатской, американской, западной, восточной цивилизации, обозначая особые черты и признаки соответствующих обществ.

Примером может быть концепция круговорота цивилизаций А. Тойнби («Постижение истории»), который исследует пять живых цивилизаций: западную, исламскую, православно-христианскую, индуистскую, дальневосточную, - и тридцать две мертвых цивилизации, проходивших такие фазы жизненного цикла, как возникновение, рост, надлом, распад.

В этом же русле классификации волновая теория Э. Тоффлера, согласно которой первая волна «неолитической революции» привела к созданию сельскохозяйственных обществ, вторая – промышленная революция – ознаменовала приход индустриальных обществ, а третья - информационная революция (с конца XX в.) – означает переход к постиндустриальному обществу и складыванию единой мировой цивилизации.

Английский философ и социолог К. Поппер, беря за основу степень открытости, выделял два типа общества – «открытое» и «закрытое». Открытое общество – демократическое, пронизано духом критики. Это такая социальная система, которая постоянно обменивается с окружающей средой и другими обществами веществом, энергией и информацией. Такое общество развивается устойчиво и динамично. Для него характерно рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм (Древние Афины, современные западные демократии).

Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм. Это – догматически-автори-тарное, застывшее на достигнутой стадии развития общество, замкнутая материальная система, в которой нет обмена с окружающей социальной средой. В соответствии со вторым началом термодинамики, в такой системе возрастает энтропия, приводящая в конечном итоге к гибели системы. К числу подобных общественных систем Поппер относит Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз эпохи сталинизма.

Широкое распространение получило деление обществ (Д. Белл, А. Турен, Р. Арон, У. Ростоу и др.) на доиндустриальные(традиционные), индустриальные, и постиндустриальные. В основе такого деления общества – установки и взгляды технологического детерминизма.

Доиндустриальные общества – в современном понимании отсталые, сельскохозяйственные, закрытые, консервативные, несвободные общества. Их технический уровень представлен орудиями труда на основе мускульной энергии человека и животных. Индустриальные общества имеют развитую промышленность на основе машинного производства, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни. Постиндустриальные общества – те, производственную основу которых составляют использование достижений научно-технической революции, развитие высоких технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Традиционные общества являются обществами статичными, индустриальные – производящими, постиндустриальные – обществами потребления.

В социологической литературе получили распространение современные варианты постиндустрильного общества – «информационного» и «технотронного общества», связанные с технологическими и социальными трансформациями (повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле и видеокоммуникаций). Одной из новейших теорий является теория «нанообщества», основанного на создании, распространении и использовании нанотехнологий (совокупность методов производства объектов неживой и живой природы с заданной атомной структурой путём целенаправленного манипулирования атомами и молекулами). За рубежом опубликовано много научных статей и монографий, в которых обсуждаются проблемы будущего нанообщества, его положительные стороны и возможные риски. Созданы международное общество International Nanotechnology and Society Network, несколько центров «Нанотехнологии и общество», проводятся симпозиумы, на которых обсуждаются проблемы тенденций развития этого общества и этические проблемы применения нанотехнологий. Прогнозы развития нанотехнологий, их цели и сроки достижения в XXI веке уже не являются научной фантастикой социологов. Эксперты считают, что результаты очередной научно-технической революции проявятся довольно скоро.

Российские социологи А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин, обобщая идеи исторической социологии, предложили классифицировать общества по таким характеристикам, как: характер общественного устройства; характер участия членов общества в управлении; господствующий характер экономических отношений; структура занятости; характер поселений; уровень и масштабы образования; характер и уровень развития научных знаний. Взяв за основу концепцию индустриального общества Р.Арона, исходя из перечисленных параметров, авторы добавили к уже названным выше традиционному, индустриальному и постиндустриальному обществам ещё одно, назвав его примитивным. Выделение этого типа общества связано, по мнению авторов, с недостаточным его социологическим изучением, в то время как оно представляет собой некую начальную стадию, от которой ведёт отчёт развитие более сложных обществ(в том числе и традиционного).

Перечисленными подходами не исчерпываются попытки дать типологию обществ, классифицировать их. Общество можно различать по политическим критериям как демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено, служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет себе личность и общество), авторитарные (как промежуточные между первым и вторым). Типологизация может быть проведена и в связи с господствующей религией: христианское общество, мусульманское, буддийское и т.д.

Названные классификации не являются равнозначными, ни одну из них нельзя ни отвергать, ни считать единственно правильной. Все зависит от того, под каким углом зрения, в каком аспекте мы изучаем общество как сложную систему.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь