Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятия «общество» и «система» в социологии. Системные качества общества, уровни его организации
Дать определение понятия «общество» довольно сложно по многим причинам. Это связано со всеохватностью и высокой степенью абстракции самого понятия. В силу сложности, многослойности и многогранности общества его можно рассматривать в разных ракурсах и аспектах. Каждая из таких наук, как социальная философия, социология, социальная психология, история, экономическая теория, политология и др., по-своему определяет общество. Как отмечал итальянский социолог А. Мартинелли, история термина «общество» идет «от латинского слова Societas – группа лиц, объединивших силы для достижения целей, недоступным одиночкам, до понимания английскими философами XVII в. общества как искусственного договорного строя, затем к гегелевскому соотношению гражданского общества и государства, к веберовско-тённисовской паре Gemeinschaft | Gesellschaft, наконец, до подхода современной социологии – пара структура / агенство».[6. с.7] В истории социологической мысли сформировалось несколько концептуальных подходов к определению категории «общество» и, соответственно, к методологии его изучения. В современной социальной теории есть две господствующие методологии, имеющие теоретические основания в истории науки: социальный атомизм («социальное» интерпретируется через действия отдельных индивидов, а «коллективы», «социальные группы» второстепенны) и социальный холизм («социальное» – это действия социальных групп и классов, а поступки индивидов не имеют существенного значения для социальной теории). «Атомистическая» теория понимает общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними, как сумму изолированных индивидов, социальные связи и контакты которых носят преимущественно безличный, рациональный характер. Так, Г. Зиммель относил к числу побудительных мотивов деятельности человека эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защиту или нападение, игру, предпринимательство, стремление помочь, научиться и др. Эти мотивы, по его мнению, побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество». Атомизация современного общества усиливается и проявляется в растворении самоиндентичности отдельного человека, смешении его ценностных установок и социальных критериев, в своеобразном самоотстранении от социума. В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, главный акцент в которой делается на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Американский социолог Р. Роуз делит эти сети на «неформальные» и «формальные». Cети неформального характера – это личностные, доверительные отношения между ограниченным количеством индивидов, знающих друг друга и связанных кровным родством, общностью интересов или дружбой. Официальные сети действуют в рамках правового поля, имеют определенную структуру и юридический статус. Членами официальных сетей могут быть индивиды или организации. Однако «связи между индивидами и связи между ассоциациями опосредованы и многоступенчаты». [8, с.25]. Другой американский социолог М. Кастельс под сетями понимает паутину социальных связей во всех сферах жизнедеятельности общества: 1) экономической (информационные сети, сети капитала, рабочей силы и рынки, глобальные финансовые сети – нервные центры информационного капитализма); 2) политической (власть, государство, политические партии и общественные движения); 3) социальной (семья, социальная помощь, социальная защита); 4) духовной (образование, культура, наука, религия). Эти сети рассматриваются в тесной связи с новыми информационными технологиями как инструмент и средства глобализации, которые уже сейчас невозможно рассматривать в отрыве друг от друга: «Изучая наш мир, я нашел, что наши общества образованы взаимодействием между сетью и «Я», между сетевым обществом и властью идентичности». [4, с.171]. В теориях «социальных групп» общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, любых совокупностей индивидов, объединенных интересами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей. В отличие от «атомистической» и «сетевой» концепции, где общество определяется через тип межличностных отношений, в теориях «социальных групп» оно определяется через человеческие общности и отождествляется с понятием «человечество». Есть и другие дефиниции категории «общество». В одних оно рассматривается через систему социальных институтов и организаций. Другие трактуют общество как доминирующую группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. С этимологической точки зрения, в разных контекстах «общество» понимается как: группа людей, объединившихся для общения (общество книголюбов, дворянское общество, общество изобретателей); определенный этап развития человечества (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное); все население Земли, совокупность государств, независимо от их социально-экономического строя. В широком философском смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся высшую форму жизнедеятельности людей. В истории социологической мысли многие ученые рассматривали общество как сложную динамическую систему. Системное рассмотрение общества характерно и для современной социологической литературы. Так, польский социолог П. Штомпка считает, что общество-« это не конкретный коллектив, не конкретная людская группа, а скорее своеобразный вид действительности, заявляющий о себе самыми разнообразными способами в различных коллективах, совокупностях, группах, формирующихся на разных уровнях». Среди различных возможных подходов к социологическому анализу общества ученый выделяет системный подход. Он представляет общество как социальную систему, как «определённый связанный «ансамбль», совокупность тех позиций (статусов, ролей), где все выполняют соответствующие их положению, их статусу взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга роли». В этом ансамбле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу мотивированные, структурно упорядоченные действия, и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец культуру, образующие, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения общество не «существует», а «формируется» заново, находится в процессе постоянного «становления». [13, с. 25-28]. В общефилософском плане понятие «система» означает совокупность элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Принципами любой системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого); инвариантность - способность оставаться неизменной, сохраняться при определенных преобразованиях; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого; структурность – взаимодействие частей, подсистем, элементов; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность, предполагающая координацию и субординацию элементов; множественность описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует сочетания разнообразных подходов. Включая в себя все эти признаки, общество и выступает как сложная динамическая система, в которой одновременно возникают, развиваются новые, отмирают старые элементы и связи между ними. Идут процессы конвергенции, дивергенции и эмергенции – возникновения качественно новых систем. Системный подход к изучению общества опирается на основные постулаты общей теории систем, которые состоят в следующем: 1.Любой сложный развивающийся объект рассматривается как система многоуровневая, иерархическая, самоорганизующаяся, самореализующаяся. 2.Взаимосвязь элементов, частей системы обусловливает, определяет свойства целого. Свойства целостной системы не сводятся к свойствам частей, к их сумме. Взаимодействие обретает такие свойства, каких нет у частей. 3.Системные свойства связаны с формой передачи информации от одной подсистемы к другой, со способами воздействия одной части на другую, с координацией действий элементов низшего и высшего уровней. 4.Для их изучения предлагаются специальные «системные методы исследования», которые разрабатываются кибернетикой, теорией управления, теорией организации, теорией игр и принятия решений, логикой и методологией науки. Общество как любая сложная система характеризуется устойчивостью, самовоспроизводством и саморазвитием, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, самоорганизацией на основе норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей, т.е. обладает качеством синергии. Но в применении к нему понятие «система» должно иметь дополнительный смысл, которого нет в общей теории систем. От других систем общество отличается тем, что в нем живут и действуют люди, причем не как механическая совокупность, а как объединение, в рамках которого происходит их постоянное, устойчивое, достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Многие специалисты под интегральным системным качеством общества понимают также эффективность, связанную с достижением максимально полезного результата в рамках соответствующей целеполагающей деятельности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Применяя основные принципы системного подхода к обществу, следует учитывать уникальность этой системы, ее важнейшие особенности: 1. В качестве последнего, неделимого элемента социума выступает индивид, человек, включенный в многообразные общественные связи и структуры, выполняя в них различные социальные роли. 2. В разнообразные социальные связи и отношения человек, обладая сознанием, вступает через целенаправленную, осознанную деятельность, детерминированную объективными закономерностями функционирования и развития общества и его личными интересами, потребностями в достижении целей. 3. Из широкого класса самоорганизующихся, самоуправляющихся систем общество выделяется тем, что управление в нем осуществляется не только на базе сознания, но и с помощью специально создаваемых для этого форм, органов, структур, необходимых не только для организации функционирования, эволюции социальных систем, но и для их качественных трансформаций. 4. Рассматривая общество как систему, социология должна не просто понять поведение и деятельность людей, включенных в общественные отношения, но изучить его строение и состав, происхождение, развитие, изменения в процессе жизнедеятельности В социологическом анализе общества принято выделять в нем, по предложению американского социолога Т. Парсонса, системы двух уровней общности: социетальные и социальные (табл. 1) Социетальные подсистемы выделяются тогда, когда речь идет о детерминистской (причинно-следственной) связи в обществе. Каждая предыдущая из этих подсистем оказывает влияние на последующие, которые оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на предыдущие. Все они выступают как относительно автономные, самостоятельные подсистемы общества. Вместе с тем в единстве, взаимосвязи, взаимовлиянии они образуют качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Табл. 1 Структура общества
Основными типами социальных систем являются социальные общности и группы, социальные институты, социальные организации, социальные ценности и нормы. Они наполняются конкретным содержанием только через свои системообразующие элементы – действия конкретных индивидов. Важнейшими элементами структуры общества как системы являются социальные общности и группы. Социальная общность в широком смысле – это любая устойчивая совокупность людей, являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения и характеризующаяся относительной целостностью, единством цели и задач, сложившимися формами совместной жизни. В этом смысле общности отличаются от конгломератов, для которых характерны бесструктурность, относительная организованность, аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Разновидностью социальной общности, своеобразной квазигруппой является социальный круг – такая общность, которая создается с целью обмена информацией между ее членами. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная их функция – обмен взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Примером могут быть деловые круги, круги высших слоев общества, театральные круги, социальные круги, профессиональные круги – основа для образования социальных групп. Теория социальных общностей в российской социологии достаточно разработана. (См. 3) Социальная группа, в отличие от социальной общности, характеризуется относительной устойчивостью, общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающимися в конкретных социально-исторических условиях. Социальные группы могут образовываться на основе аскриптивных признаков (расовых, этнических и т.д.); статусных и профессиональных (крестьянство, учительство, предприниматели и др.); могут создаваться целевые группы, объединенные для решения хозяйственных, политических, культурных и других задач. Особенностью социальных институтов является их универсальность: они пронизывают все подсистемы общества, и их эффективность связана с тем, что они одновременно действуют и экономически, и политически, и социокультурно. Функционированию различных институтов в данном пособии посвящены отдельные лекции. Здесь же отметим, что это наиболее устойчивая форма организации жизнедеятельности, объединяющая группы людей, организации, учреждения для выполнения важных социальных функций на основе единых норм, целей, ценностей. Большая часть социальных групп существует в виде организации. Организация – это социальная группа, основанная на добровольном соглашении людей, объединившихся для осуществления общих интересов, распределивших и закрепивших за каждым своим членом определенные функции. Сущность эффекта организации состоит в том, что, действуя совместно, люди могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке, на основе приращения усилий в ходе совместной деятельности. При этом они понимают, что действуя сообща, в команде, они могут добиться реализации как общих, так и своих личностных целей. Организация имеет механизмы для поддержания равновесия внутри себя. Такими механизмами могут быть неформальные отношения (О. Конт), выполнение задач наиболее рациональным способом (М. Вебер) или сочетание их при главенствующей роли управления. Различия между институтами и организациями заключаются в их целях. Цель организации – производство некой ценности, цель социального института – выполнение конкретных функций в соответствии с потребностями социума. В ходе развития социологии это направление – социология организаций – выделяется в отдельную отрасль. Следующие элементы социальной системы – социальные ценности и нормы. Социальные ценности – это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности выступают в качестве объектов ценностных ориентаций личностей и групп, а также в роли регуляторов их поведения. Социальная норма – это правило, образец, средство социальной регуляции жизнедеятельности индивидов и групп, социального взаимодействия. Соблюдение норм в обществе обеспечивается социальными поощрениями и наказаниями. Фундаментальная особенность общества – обеспечение преемственности организаций, ценностей и норм. У общественной системы нет никаких генетических внутренних структур, которые бы кодировали и передавали по наследству касающуюся его информацию. Передача от поколения к поколению знаний, норм, правил и т.д. осуществляется путем их запоминания и закрепления в культуре. Современная парадигма общественного развития, в основе которой лежит синергетика (теория самоорганизации), исходит из того, что мир состоит из открытых систем, способных к социальному метаболизму – активному обмену энергией (социальные контакты), веществом (товары, капиталы) и информацией (идеи, ценности) с окружающей средой. Сами общественные системы характеризуются неустойчивыми, разнообразными, неравновесными, нелинейными отношениями. Эти отношения во многом определяются процессами глобализации. В современной социологической науке все большее распространение получает мнение о том, что устарело рассмотрение общества лишь в национально-государственных рамках. Речь идёт о мировом обществе, которое рассматривается А. Мартинелли не как универсальное глобальное общество, а как ассоциация сообществ, основанных на власти закона, на общепринятых нормах и органах, как глобальный проект взаимного уважения и мирного сотрудничества. Основу мирового общества составляют базовые общие цели – мир, достоинство людей, социальная справедливость, свобода личности, культурный плюрализм, устойчивое развитие, а также – общемировое сознание: антропологическое, признающее единство нашего разнообразия; экологическое, свидетельствующее об уникальности человеческого рода в биосфере; гражданское – общая ответственность и солидарность; диалогическое, обращенное к критическому разуму и взаимопониманию. [6, с.9 -10] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы