Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Турция в первой половине XX в.



- национально-освободительная война турецкого народа и упразднение султаната

Мудросское перемирие, подписанное представителями султанского правительства 30 октября 1918 г., означало конец Османской империи, по империалистов Антанты не удовлетворял захват арабских областей, они открыто готовились разделить также собственно Турцию. Турецкая территория привлекала их и как объект колониальной эксплуатации и как плацдарм для развертывания антисоветской интервенции.

Руководящая роль в политике империалистических держав на Ближнем Востоке принадлежала тогда Англии, обладавшей здесь наибольшими военными силами. План Англии состоял в том, чтобы расчленить Турцию, передать важнейшие ее части английским вассалам - Греции, дашнакской Армении, проектируемому «независимому» Курдскому государству, а зону проливов и Стамбул (Константинополь) поставить под якобы международный, в действительности же английский, контроль. Франция рассчитывала при этом дележе приобрести всю Киликию и обширную «сферу влияния» к северу от нее. Италия претендовала на Юго-Западную Анатолию, в том числе на Измирский район, предназначавшийся Греции. Существовал также план установления господства Соединенных Штатов Америки над Стамбулом и проливами, Анатолией, Арменией. Империалистические противоречия в вопросе о разделе «османского наследства» (как и в других вопросах послевоенного передела мира) были глубоки и непримиримы. Но империалистов объединяло единодушное стремление к закабалению турецкого народа.

Через несколько дней после подписания Мудросского перемирия державы Антанты ввели свои военные эскадры в Дарданеллы и Босфор, назначили верховных комиссаров в Стамбул и полностью подчинили своему контролю султанское правительство. Вслед за тем союзники приступили к оккупации Анатолии. Английские, французские, итальянские, а позднее и греческие войска заняли ряд важнейших турецких областей: зону проливов, западное побережье Анатолии, включая Измир, южные порты, Киликию. Империалисты строили свои расчеты, исходя из ошибочного предположения, что разоренная и побежденная страна не сможет оказать им никакого сопротивления.

В Турции развернулось широкое национально-освободительное движение. На первых порах оно носило стихийный характер. Его основной движущей силой были трудящиеся массы, доведенные бедствиями мировой войны, хозяйничаньем германских империалистов и реакционным султанско-Младотурецким режимом до последней степени нищеты и отчаяния. Во время войны турецкие солдаты, не желая сражаться за чуждые им интересы, возвращались с оружием в руках в свои села и города и создавали партизанские отряды. Когда Турция подверглась иностранной оккупации и оказалась перед угрозой полной потери государственной самостоятельности, эти партизанские отряды первыми поднялись на борьбу за независимость. В январе 1919 г. партизаны выступили против французских оккупантов в Киликии. В мае, после оккупации Измира греками, партизанская борьба охватила Западную Анатолию.

Большое влияние на развитие турецкого национально-освободительного движения оказали события в России - Великая Октябрьская социалистическая революция и победоносная борьба Советского народа с контрреволюцией и империалистической интервенцией Турецкий народ увидел, что он не одинок в своей борьбе и может рассчитывать на дружбу и помощь социалистической державы.

Рабочий класс Турции участвовал в народной борьбе, но он был слишком малочислен и слаб, чтобы руководить ею. Во всей Турции тогда насчитывалось не более 60-70 тыс. рабочих. Не существовало ни профессиональных союзов, ни политической партии пролетариата. К тому же иностранная оккупация сразу отрезала все более или менее крупные пролетарские центры от внутренних областей Анатолии- средоточия турецкой нации и основного очага стихийной партизанской борьбы. Вследствие этого гегемония в антиимпериалистическом движении оказалась в руках анатолийской национальной буржуазии (главным образом торговой).

Анатолийская национальная буржуазия в то время еще могла выступать в качестве революционной силы. Она восприняла иностранную оккупацию и империалистические планы расчленения Турции как непосредственную угрозу своим жизненным интересам.

Летом и осенью 1919 г. в Балыкесире, Эрзуруме и Сивасе состоялись конгрессы национально-буржуазных организаций, носивших название «обществ защиты прав». Классовый состав конгрессов, как и вообще руководства анатолийским движением, отличался большой пестротой. Здесь были мелкие и крупные торговцы, чиновники, офицеры, адвокаты, журналисты, помещики, муллы и даже шейхи племен. Феодалы и клерикалы, примкнувшие к движению, ставили своей целью сохранение старой феодально-теократической Турции. Представители национальной буржуазии добивались создания нового, буржуазно-национального государства. Вначале эти расхождения были мало заметны, но самый характер анатолийского движения предопределял преобладающую роль национальной буржуазии.

Центральное ядро руководства движением составили интеллигентские, преимущественно офицерские, круги. Из их среды выдвинулся на первый план видный военный и политический деятель, генерал Мустафа Кемаль-паша (впоследствии он получил фамилию Ататюрк, что означает «отец турок»), по имени которого все движение получило название кемалистского.

На Сивасском конгрессе был создан исполнительный орган - Представительный комитет во главе с Кемалем, взявший на себя руководство антиимпериалистической борьбой. По его требованию султанское правительство созвало в начале января 1920 г. палату депутатов. Султан и стоявшие за ним английские империалисты надеялись, что с открытием в Стамбуле парламента удастся ликвидировать «незаконные» национально-революционные организации в Анатолии. Но депутатами от Анатолии были избраны в подавляющем большинстве кемалисты. Представительный комитет, перенесший к этому времени свое местопребывание из Сиваса в Анкару, потребовал, чтобы стамбульская палата депутатов открыто поддержала национальное движение, и 28 января 1920 г. она приняла так называемый Национальный обет - торжественную декларацию независимости Турции.

Встревоженные ростом национального движения, английские империалисты решили применить репрессии. 16 марта 1920 г. войска держав Антанты, главным образом Англии, оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан.

Репрессии лишь обострили положение. В ответ на оккупацию Стамбула и разгон палаты депутатов кемалисты созвали 23 апреля 1920 г. в Анкаре новый парламент - Великое национальное собрание Турции. Из числа его депутатов образовалось правительство во главе с Кемалем. Великое национальное собрание объявило себя единственной властью в стране и постановило, что все распоряжения султана и султанского правительства, изданные с момента оккупации Стамбула, не подлежат исполнению. Отныне Анатолия уже и формально перестала подчиняться Стамбулу.

Английские империалисты пытались возложить на султана задачу подавления анатолийского движения. Но реакционные восстания, спровоцированные в Анатолии султанскими агентами, не удались. Посланная султаном против кемалистов «халифатская армия» тоже рассыпалась под ударами партизан. Тогда державы Антанты приступили к прямой вооруженной интервенции. Осуществление интервенции взяла на себя Греция, которой были обещаны значительные территориальные приращения за счет Турции. В июне 1920 г. греческая армия, снабженная и вооруженная англичанами, повела наступление из района Измира в глубь Анатолии. Другая греческая армия вступила во Фракию и заняла Эдирне. Считая, что сопротивление кемалистов будет быстро сломлено, державы Антанты заставили султанское правительство подписать Севрский договор, по которому Турция лишалась большей части своих земель, а в оставляемой ей небольшой области в Центральной Анатолии закреплялся полуколониальный режим.

Но турецкий народ отверг условия Севрского договора. Англо-греческие интервенты встретили в Анатолии решительное сопротивление.

Огромное значение для новой Турции имело установление тесной дружбы с Советской Россией. Анкарское правительство хорошо понимало, что только от Советской России борющаяся Турция может получить бескорыстную поддержку.

Уже 26 апреля 1920 г., через три дня после открытия Великого национального собрания, Мустафа Кемаль отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо с предложением установить дипломатические отношения и с просьбой оказать революционной Турции помощь в ее борьбе против империализма. Советское правительство, стремясь помочь турецкому народу в его справедливой борьбе, дало положительный ответ.

Империалистические державы всемерно старались не допустить сближения Турции с Советской Россией. Среди анатолийских политических и военных деятелей были скрытые и даже явные враги Кемаля, сторонники компромисса с империалистами. Они хотели отвлечь турецкое национальное движение от борьбы с империалистической интервенцией и направить его в шовинистическое русло, против народов Кавказа.

Особенно напряженное положение в советско-турецких отношениях создалось в конце 1920 и начале 1921 г., когда турецкие войска под командованием генерала Кязыма Карабекира, разгромив дашнакские части, вторглись в Армению, захватили ряд ее областей, а затем при попустительстве и содействии грузинских меньшевиков заняли некоторые районы Грузии.

Последовательная миролюбивая политика Советского правительства, победа Советской власти в Армении и Грузии разрушили провокационный план империалистов. В свою очередь руководящее ядро кемалистов, возглавляемое Кемалем, полностью осознало необходимость сближения с Советской Россией. 16 марта 1921 г. в Москве был подписан договор между РСФСР и Турцией о дружбе и братстве; 13 октября того же года Турция заключила аналогичный договор с Закавказскими советскими республиками - Азербайджаном, Арменией, Грузией - и 2 января 1922 г., во время пребывания в Анкаре чрезвычайной миссии во главе с М. В. Фрунзе, - с Украинской ССР.

Еще до подписания Московского договора Советское правительство начало оказывать помощь турецкому народу. В дальнейшем эта помощь возросла и расширилась, хотя Советская страна сама испытывала огромные лишения. Советское правительство безвозмездно передало турецкому народу более 10 млн. руб. золотом, значительное количество вооружения, боеприпасов и т. д.

Благодаря Советская поддержке, народам востока т противоречия в лагере Антанты Турки сумели в 1921 г. разбить интервентов в сражениях у Инёню и на р. Сакарья, а через год, в сентябре 1922 г., окончательно разгромить их, освободить Измир, всю Анатолию и сбросить греческую армию в море.

Катастрофический провал англо-греческой интервенции означал крушение всей политики империалистов в турецком вопросе. 11 октября 1922 г. в порту Муданья на Мраморном море державы Антанты подписали с Турцией акт перемирия и 24 июля 1923 г. в Лозанне - окончательный мирный договор. За Турцией сохранялась Восточная Фракия, Измир и другие турецкие территории, которые подлежали отторжению по Севрскому договору. Оккупационные войска Антанты ушли из Стамбула и зоны проливов. Был упразднен режим капитуляций, не стало «сфер влияния», международного финансового контроля, политических привилегий иностранных концессионеров. Турция добилась международного признания своей независимости.

Победа над иностранными интервентами была вместе с тем победой турецкой национально-буржуазной революции над старым, феодально-клерикальным режимом. 1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание Турции уничтожило султанат, т. е. светскую власть османского монарха, 29 октября 1923 г. была провозглашена республика, а через полгода, 3 марта 1924 г., ликвидирован последний атрибут старого строя - халифат. На развалинах Османской империи создалось новое, буржуазно-национальное турецкое государство.

Крестьянство, вынесшее на себе основные тяготы освободительной войны, не получило ожидаемого им облегчения. Турецкий пролетариат остался в тяжелом положении. Как и раньше, отсутствовало рабочее законодательство, ничем не регулировались рабочий день, заработная плата, труд женщин и детей, не существовало профессиональных союзов.

Осенью 1922 г., тотчас после победы над греками, правительство запретило созванный с его же разрешения в Анкаре съезд Коммунистической партии. Многие коммунисты были арестованы, и вскоре Коммунистической партии пришлось окончательно уйти в подполье.

Тем не менее кемализм как течение, имевшее целью укрепление независимости Турции, еще сохранял свое прогрессивное значение.

28. Буржуазные преобразования в Турции (1920-1930-е гг.).

Турция при Кемале Ататюрке: секуляризация государства и частной жизни, преобразования в сфере экономики (этатизм), независимая внешняя политика).

Реформы первого президента Турецкой республики превратили ее из теократического государства в светское и она стала первой страной Востока, где ислам был официально отделен от государства. Революционные преобразования 20-30-е гг. позволили Турции превратиться в относительно благополучную в экономическом и политическом отношении страну. Ho, в целом, преобразования носили поверхностный характер и не затронули многомиллионной массы простых турок в сельской местности.

Тесное сплетение функций религии и государства затрудняло секуляризацию - отделение церкви от государства и школы от церкви, к чему приступили кемалисты, придя к власти.

В исламе секуляризация связана, прежде всего, с постепенным отрицанием религиозного права (шариата), с десакрализацией политического строя, в целом юридической системы. В Турции секуляризм можно рассматривать как предпосылку скорее вестернизации, чем демократизации. Турецкая модель секуляризма предусматривает радикальные изменения в исполнительной и законодательной власти страны, такие как упразднение султаната и халифата, запрет религиозных орденов и шариатских судов, принятие светского гражданского кодекса в 1926 г. по швейцарской модели и объявление Турецкой Республики светским государством, закрепленное соответствующей поправкой к Конституции страны в 1937 г.

В марте 1924 г. в Турции был принят закон о единой светской системе народного образования. Духовное обучение ликвидировалось - и как система и как отдельные уроки в светских школах.

Следующим важным шагом на пути преобразований стало принятие новой Конституции Турции 1924 г. Она закрепила буржуазный строй, провозгласила права и свободы, типичные для буржуазных стран. Законодательная власть находилась в руках ВНСТ, исполнительная - у парламента и президента Президент Турции, избиравшийся на четыре года, обладал значительными полномочиями.

Положение конституции Турции, закрепившее национализм в качестве одной из основ нового строя, вызывало осложнения в политической жизни и межнациональных отношениях. Абсолютное большинство антикемалистских выступлений в Турции проходило под религиозными лозунгами, за которыми скрывались и недовольство национальных меньшинств, ущемленных в своих правах, и крестьянские антифеодальные выступления.

В то же время, часть бывших сподвижников Ататюрка, являвшихся сторонниками реформ, стала возражать против неоправданного, по их мнению, разрушения традиций. Этот протест стал толчком к созданию в 1924 г. оппозиционной Прогрессивно-республиканской партии - РП) во главе с Кязымомпашой.

Правительство Ататюрка обрушилось на оппозицию, деятельность Прогрессивно-республиканской партии была запрещена, ее лидеров предали суду. Были закрыты оппозиционные газеты, репрессированы журналисты, при этом пострадало немало лиц, активно участвовавших в национально-освободительном движении. Кемалисты не сделали конструктивных выводов из уже обозначившегося в турецком обществе негативного отношения к наступлению на традиции. Наоборот, противодействие правящему режиму побудило Ататюрка и его сподвижников ускорить лаицистские реформы, проведение которых было завершено в рекордно короткие сроки.

 

 

Параллельно с этими мероприятиями в Турции началось наступление на традиционную турецкую одежду, которую кемалисты считали символом отсталости. Был издан декрет, который требовал от турецких чиновников носить костюм, «общий для всех цивилизованных наций мира». Для европейца насильственная смена одного головного убора другим могла показаться комичной и раздражающей. Для мусульманина это было делом исключительной важности. С помощью одежды турок- мусульманин отделял себя от гяуров. Феска в то время в Турции была распространенным головным убором мусульманина-горожанина. Вся остальная одежда могла быть европейской, но на голове оставался символ османского ислама - феска.

В это же время, с 1925 г. в Турции стала вводиться международная система времени, календаря и мер измерения. Ушла в прошлое мусульманская система летоисчисления по году хиджры. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу.

В ноябре 1928 г. в Турции был осуществлен переход на новый турецкий алфавит налатинизированной графической основе. Арабский алфавит действительно мало подходил для передачи турецкой речи. Одновременно началась борьба с заимствованиями из арабского и персидского языков. Эту задачу должно было решить основанное Ататюрком Турецкое лингвистическое общество. Естественно, и здесь не обошлось без перехлестов. Арабские и персидские языки были классическими языками для турок и внесли в турецкий такие же словарные элементы, как греческий и латинский в европейские языки. Радикалы из лингвистического общества были настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть повседневного языка. Термины европейского происхождения импортировались, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся после отказа от арабских и персидских слов

В 20-х гг. XX в. в Турции были разработаны и приняты уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, в сфере частного права - гражданский процессуальный, торговый и другие кодексы

Лаицистские реформы Кемаля Ататюрка нанесли серьезный удар по позициям ислама в стране. Однако вместо такого мощного объединяющего фактора, как ислам, кемалисты не сумели выдвинуть какого-либо нового «морадьного кодекса» для турецкого общества. Закрытие религиозных учреждений и даже частично мечетей, ограничения в отправлении в стране религиозных обрядов привело, в конечном счете, к распространению «народного ислама», оживлению нелегальной деятельности различного рода сект, орденов, обществ не только суннитского, но и шиитского толков, ибо подавление исламских религиозных институтов лишило людей привычной духовной жизни. Светская высшая культура оставалась для них недоступной и чужой.

Западный опыт неоднократно копировался султанским военным ведомством с целью реформирования армии - столпа османского государства, а также для совершенствования экономических механизмов.

Поистине революционные преобразования в 20-30-х гг. превратили Турцию в относительно благополучное в политическом и экономическом отношении государство, пользующееся международным авторитетом и входящее в различные военные и экономические альянсы.

! КРАТКО о вышеперечисленных реформах

Политические преобразования

-Упразднение султаната (1 ноября 1922 года).

-Создание Народной партии и установление однопартийной политической системы (9 сентября 1923 года).

-Провозглашение Республики (29 октября 1923 года).

-Упразднение халифата (3 марта 1924 года).

-Преобразования в общественной жизни

-Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926—34 годы).

-Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года).

-Запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года).

-Закон о фамилиях (21 июня 1934 года).

-Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934 года).

-Введение международной системы времени, календаря и мер измерения (1925—31 годы).

Преобразования в правовой сфере

-Отмена меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) (1924—1937 годы).

-Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, в результате чего стал возможным переход на светскую систему государственного правления.

-Преобразования в сфере образования

-Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924 года).

-Принятие нового турецкого алфавита (1 ноября 1928 года).

-Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического обществ.

-Упорядочение университетского образования (31 мая 1933 года).

-Нововведения в сфере изящных искусств.

Преобразования в сфере экономики

-Отмена системы ашара (устаревшего налогообложения сельского хозяйства).

-Поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве.

С-оздание образцовых сельскохозяйственных предприятий.

-Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий.

-Принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933—37 годы), строительство дорог на территории всей страны.

Внешняя политика

Особенность раннего послереспубликанского периода заключалась в том, что Турция проводила основанную на положениях Национального пакта миролюбивую внешнюю политику. Благодаря успехам дипломатии, проливы Босфор и Дарданеллы по Конвенции Монтрё от 1936 г. были включены в систему национальной обороны Турции. Политика дружбы в отношениях со всеми соседними странами была в основе Балканского пакта, подписанного в 1934 г. и Садабадского - в 1937 г.

Проблема провинции Хатай была последним внешнеполитическим вопросом, которым успел заняться Ататюрк. Известный своим динамизмом, проницательностью, способностью точно определять расстановку сил и верными оценками внутренних и внешних условий, Ататюрк, скончавшийся 10 ноября 1938 г., решил проблему Хатая, совершил значительные шаги на пути развития государства по западной модели, создал современные институты власти и оставил в наследство страну, которая всем сердцем приняла его реформы.

 

 

29. Внутренняя и внешняя политика турецкого правительства в 1950 – 1970-е гг.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3681; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь